РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«22» апреля 2011г. Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Л.Л. Аплиной,
при секретаре Е.А. Казанцевой,
с участием
представителя истца О.В.Леоновой,
представителя ответчика М.А.Сорокина,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело № 2-1102/11 по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к некоммерческой организации «Некоммерческий фонд развития региональной энергетики» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области обратилось в суд в защиту государственных и общественных интересов с указанным иском к «НФОРРЭ».
В исковом заявлении указано, что 21 апреля 2003 г. создана некоммерческая организация «Некоммерческий фонд развития региональной энергетики».
По результатам плановой документальной проверки «НФОРРЭ» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области за период деятельности фонда с 01 февраля 2008 г. по 01 февраля 2011 г. выявлены нарушения, - в нарушение п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд осуществлял только предпринимательскую деятельность, противоречащую его уставным целям.
Ссылаясь на пп. 2 п. 2 ст. 119, п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях», Управление Министерства юстиции РФ по Томской области просит о ликвидации «НФОРРЭ» и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель истца Леонова О.В., действующая на основании доверенности № 8 от 04 февраля 2011 г., иск поддержала по изложенным в нем основаниям. Полагала возможным определить срок завершения ликвидации 31.08.2011г.
Представитель ответчика «НФОРРЭ» Сорокин М.А., действующий на основании доверенности от 06 апреля 2011 г., не возражал против удовлетворения иска, подтвердив изложенные в нем обстоятельства, представил ходатайство директора фонда с просьбой о назначении ликвидатором фонда директора «НФОРРЭ» Дорошенкова С.Г. и об определении срока завершения ликвидации 31.08.2011 г.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению. При этом исходит из следующего.
В судебном заседании установлено, что 21 апреля 2003 г. Управлением Федеральной налоговой службы по Томской области произведена государственная регистрация некоммерческой организации «Некоммерческий фонд развития региональной энергетики», ОГРН 1037000120970, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 03 мая 2006 г. № 70022/114.
На основании приказа от 11 января 2011 г. № 2 «О проведении плановой документальной проверки Некоммерческого фонда развития региональной энергетики (далее - фонд)» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области (далее - Управление) в период с 01 по 28 февраля 2011 г. проведена плановая документальная проверка фонда за период деятельности с 01 февраля 2008 г. по 01 февраля 2011 г.
В результате проверки в деятельности «НФОРРЭ» выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации:
- в нарушение п. 2 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд не публиковал отчеты об использовании имущества за 2008 и 2009 годы;
- в нарушение п. 7 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях фонд не проинформировал Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (об изменении юридического адреса (места нахождения организации) в течение трех дней со дня наступления таких изменений;
- в нарушение пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» в 2008, 2009 в фонде не проводился обязательный ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- в нарушение п. 1 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд фактически занимался предпринимательской деятельностью с систематическим извлечением прибыли;
- в нарушение п. 3 ст. 26 ФЗ «О некоммерческих организациях» полученную прибыль фонд распределял между участниками некоммерческой организации.
Данные обстоятельства подтверждаются:
- актом проверки от 03 марта 2011 г.,
- фактической сметой доходов и расходов за 2008 г.,
- фактической сметой доходов и расходов за 2009 г.,
- фактической сметой доходов и расходов за 2010 г.,
- книгой учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на 2008 г.,
- книгой учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на 2009 г.,
- книгой учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на 2010 г.,
- сообщением «НФОРРЭ» № 01-16-01 от 21 февраля 2011 г. о том, что в период с 2008 по 2010 г.г. фонд вел только предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли, а полученную прибыль вновь направлял на развитие предпринимательской деятельности и на распределение прибыли между сотрудниками и участниками фонда.
Указанные нарушения стороной ответчика не оспариваются, каких-либо возражений против их наличия в письменной форме не поступило.
В соответствии с заявлением представителя «НФОРРЭ» от 09.03.2011 г. Сорокина М.А., являющегося главным бухгалтером фонда, с учетом наличия грубых нарушений законодательства РФ, в виде систематического ведения фондом предпринимательской деятельности, учредители не возражают против ликвидации фонда в судебном порядке.
Таким образом, в нарушение п. 1 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", п. 1.2 Устава фонда, в которых установлено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, «НФОРРЭ» осуществлял в 2008, 2009, 2010 годах только коммерческую деятельность с целью получения прибыли.
В силу пп. 2 п. 2 ст. 119 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 18 ФЗ "О некоммерческих организациях", решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренным настоящим Кодексом.
С учетом того, что «НФОРРЭ» систематически осуществлялась предпринимательская деятельность, противоречащая уставным целям, на основании пп. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 18 ФЗ "О некоммерческих организациях" суд приходит к выводу о наличии оснований ликвидации «НФОРРЭ».
В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно ч.3 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О некоммерческих организациях"учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
На основании данных норм, учитывая мнение представителя истца, суд считает возможным назначить срок ликвидации фонда, предложенный стороной ответчика и определить ликвидатором юридического лица его директора.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса РФ был освобожден. Размер пошлины в силу пп. 3 п. 1 ст. 333.19. Налогового кодекса РФ составляет 4 000 рублей.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к некоммерческой организации «Некоммерческий фонд развития региональной энергетики».
Ликвидировать некоммерческую организацию «Некоммерческий фонд развития региональной энергетики», ОГРН 1037000120970 в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Назначить ликвидатором некоммерческой организации «Некоммерческий фонд развития региональной энергетики» ее директора Дорошенкова С.Г. и определить срок завершения ликвидации 31.08.2011 г.
Взыскать с некоммерческой организации «Некоммерческий фонд развития региональной энергетики» в бюджет г. Томска государственную пошлину в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись Аплина Л.Л.
ВЕРНО.
Судья: Аплина Л.Л.
Секретарь: Казанцева Е.А.