Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2011 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Г.Ю.Ждановой
при секретаре И.Г.Ерыгиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Консоль» о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения прав граждан,
установил:
Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с указанным иском к ООО «Консоль».
С учетом уточнения исковых требований от 22.04.2011 в обоснование иска указал, что между ООО «Консоль» и Администрацией Корниловского сельского поселения заключены договоры аренды муниципального имущества от 28.06.2010 № 3,4 в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Корниловского сельского поселения, в том числе объектов очистки сточных вод и водоотведения, согласно которым ООО «Консоль» передано на обслуживание имущество, в том числе очистные сооружения и канализационные сети с. Корнилово.
ООО «Консоль» осуществляет прием хозяйственно бытовых стоков от жилых домов и предприятий с. Корнилово. Сброс принимаемых ООО «Консоль» сточных вод осуществляется в р.М.Ушайка на расстоянии 9,5 км от устья реки.
В нарушение ст.3, ст.1, п.2 ч.2 ст.5, ст.44, п.2 ч.2 ст.11, ст.35, ст.60 Водного кодекса РФ, ст.3 ч.4 ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «Консоль» организован сброс (канализационных) сточных вод в реку М.Ушайка в отсутствие принятого Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных проектов нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также выданного органами Росприроднадзора разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Со ссылками на ст.ст.46, 206 ГПК РФ, ст.22, п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст.42 Конституции РФ, просит признать незаконным действия ООО «Консоль» по организации сброса сточных вод в р.М.Ушайка в отсутствие принятого Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденного проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, а также выданного органами Росприроднадзора разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду; обязать ООО «Консоль» в срок до 31.11.2011 г. устранить нарушения прав граждан посредством получения решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о предоставлении указанного водного объекта в пользование, разработки и утверждения проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в р.М.Ушайка, а также разрешения Управления Росприроднадзора по Томской области на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Казначеева Е.Н. исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Ответчик- ООО «Консоль», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, представителя в суд не направил. От представителя ответчика Потарского К.В. поступил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому ООО «Консоль» эксплуатирует очистные сооружения Корниловского с/п (сброс сточных вод из которых производится в реку Малая Ушайка) на основании договора аренды №4 от 28.06.10г. с Администрацией Корниловского с/п. В соответствие с п. 2.1. п/п 2.1.1 и 2.1.3. договора аренды №4 Арендодатель обязан: передать объект по акту приема-передачи; передать Арендатору вместе со сдаваемым в аренду объектом его принадлежности и относящиеся к нему документы, относящиеся к передаваемому объекту необходимые для исполнения настоящего договора. Так как данные документы не были переданы по акту приема-передачи, Арендатор не мог выполнить требования законодательства РФ, Водного кодекса РФ ФЗ -№74 от 03.06.06 и условие договора-аренды №4, а именно: соблюдать в арендуемом объекте требования надзорных и контролирующих органов. В данное время ООО «Консоль» ведутся работы для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, в том числе по заключению договора на разработку проекта НДС. Однако, в связи с тем, что полный пакет технической документации до сих пор не передан в ООО «Консоль», процесс разработки проекта НДС и следственно получение разрешения на сброс сточных вод затягивается. Получение нормативов Допустимого сброса загрязняющих веществ требует разработки проекта и данная услуга платная. В тарифе на водоотведение эти затраты отсутствуют, по этой причине в счет своей основной деятельности ООО «Консоль» необходимо финансировать данное мероприятие. Сам документ согласовывается пятью различными природоохранными органами на территории Томской области (в каждом согласование занимает около 30-40 дней). Так как данные согласования требуют времени, ООО «Консоль» планирует получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект в конце 2011г., если по итогам проведенного открытого конкурса по выбору победителя на право заключения договора аренды в 2011 году оно станет победителем. Поэтому предприятие ООО «Консоль» зажато в рамках при получения разрешительной документации с одной стороны сроками договора аренды - 11 месяцев, непредставлением технической документации со стороны Администрации Корниловского с/п и с другой стороны необходимости выполнения требований закона. В связи с этим (с целью дальнейшего соблюдения законодательства в области исполнения Водного кодекса РФ) получение разрешительной документации должна являться задачей собственника объекта, т.е. Администрацией Корниловского с/п. В связи с чем, просил в иске отказать.
Суд, выслушав помощника прокурора, оценив представленные доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. При этом исходит из следующего.
Судом установлено, никем не оспорено, подтверждается договорами аренды № 3, 4 Муниципального имущества в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Корниловского сельского поселения, в том числе объектов очистки сточных вод от 28.06.2010, что между Администрацией Корниловского сельского поселения и ООО «Консоль» были заключены указанные договоры аренды муниципального имущества от 28.06.2010 № 3,4 в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Корниловского сельского поселения, в том числе объектов очистки сточных вод и водоотведения, согласно которым ООО «Консоль» передано на обслуживание имущество, в том числе очистные сооружения и канализационные сети с. Корнилово.
Как следует из объяснений от 11.02.2011, данных директором ООО «Консоль» на основании договора аренды от 28.06.2010 №4 аренды муниципального имущества в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных бытовых объектов коммунального хозяйства Корниловского сельского поселения, в том числе объектов очистки сточных вод ООО «Консоль» переданы очистные сооружения, канализационные сети с.Корнилово. После очистки выпуск сточных вод осуществляется в р. М. Ушайка. Сброс сточных вод осуществляется постоянно. Сброс сточных вод в водный объект в настоящее время производится в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект. Договор на разработку проекта НДС не заключен.
Статьи 7 и 42 Конституции РФ гарантируют права граждан на благоприятную окружающую среду.
К этим требованиям относится закрепленный ст.З Водного кодекса РФ принцип, согласно которому использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В целях реализации данного принципа ч. 2 ст.З9 Водного кодекса РФ установлена обязанность водопользователя при использовании водных объектов не допускать причинения вреда окружающей среде.
В силу ст. 1, п. 2 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации реки относятся к поверхностным водным объектам.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц осуществляется на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой деятельности. Природоохранные требования, то есть предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами и иными нормативными актами, направлены на обеспечение экологической безопасности и сохранение благоприятной окружающей среды.
Статьей 44 Водного кодекса РФ установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных указанным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ установлено, что использование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод осуществляется на основании соответствующих решений уполномоченных органов власти. В соответствии с ч. 3 ст. 22 Водного кодекса РФ в решении о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод указываются место сброса сточных вод, объем допустимых сбросов, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
На основании ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты, которые устанавливаются в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещен (ч.6 ст. 56 Водного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В нарушение изложенных требований закона ООО «Консоль» организован сброс (канализационных) сточных вод в реку М. Ушайка в отсутствие принятого Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных проектов нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также выданного органами Росприроднадзора разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
В нарушение изложенных требований закона ООО «Консоль» организован сброс (канализационных) сточных вод в реку М. Ушайка в отсутствие принятого Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных проектов нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также выданного органами Росприроднадзора разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Сброс неочищенных сточных вод оказывает негативное влияние на водный объект - р. М. Ушайка, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на соответствующих территориях, создает опасность вредного воздействия среды обитания на человека.
При этом отсутствие у ООО «Консоль» указанных разрешительных документов, а также утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов исключает возможность контроля за их соблюдением, принятия, в случае необходимости, мер для предотвращения существенного ухудшения состояния водных объектов.
Кроме этого, несанкционированный характер осуществляемого ООО «Консоль» сброса загрязняющих веществ в реку делает невозможным учет уполномоченными органами оказываемого негативного воздействия при утверждении нормативов предельно допустимых выбросов иным водопользователям, а также при определении объемов и видов мероприятий по охране водных объектов, в том числе, при разработке и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (ст. 33 Водного кодекса РФ).
Принятие ответчиком в настоящее время мер для недопущения нарушения законодательства и решения вопроса о получении разрешения не освобождает ответчика от обязанности получения разрешения о предоставлении указанного водного объекта в пользование, разработки и утверждения проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в р.М.Ушайка, а также разрешения Управления Росприроднадзора по Томской области на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Исходя из обстоятельств дела, анализа вышеприведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что поскольку указанные действия ответчика приводят к нарушению гарантированных ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прав граждан на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, требования истца основаны на законе, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд полагает возможным согласиться со сроком, указанным прокурором до 31.11.2011, поскольку считает его достаточным для совершения тех действий, которые возложены на ответчика решением суда.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Томской межрайонной природоохранной прокуратуры Томской области- удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО «Консоль» по организации сброса сточных вод в р.М.Ушайка в отсутствие принятого Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденного проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, а также выданного органами Росприроднадзора разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Обязать ООО «Консоль» в срок до 31.11.2011 г. устранить нарушения прав граждан посредством получения решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о предоставлении указанного водного объекта в пользование, разработки и утверждения проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в р.М.Ушайка, а также разрешения Управления Росприроднадзора по Томской области на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Кассационная жалоба на решение суда может быть подана в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через Кировский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.Судья: -подпись- Г.Ю. Жданова