№ 2-1312/2011 на момент размещения решение не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2011 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Л.Л. Аплиной,

при секретаре Е.А. Казанцевой,

с участием

представителя истца Б.А. Чеботаря,

представителя ответчика Е.А. Набатникова,

рассмотрев в порядке искового производства в открытом судебном заседании в г. Томске
гражданское дело № 2-1312/11 по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Восток» о возложении обязанности при добыче попутного нефтяного газа обеспечить минимальный уровень его использования,

установил:

Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подав указанное исковое заявление к ООО «Газпромнефть-Восток».

В исковом заявлении указано, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой Томской области проведена проверка соблюдения нефтегазодобывающими предприятиями Томской области лицензионных условий и требований проектной документации в части объемов утилизации попутного нефтяного газа (далее по тексту - растворенный газ, ПНГ), по результатам которой установлено, что ООО «Газпромнефть-Восток», осуществляющим добычу углеводородного сырья на Шингинском нефтяном месторождении и Западно-Лугинецком нефтегазоконденсатном месторождении, расположенных на территории Томской области, в нарушение ст.ст. 22, 23.2 Закона РФ «О недрах», и действующих проектных документов - «Авторского надзора за реализацией «Дополнения к технологической схеме разработки Шингинского месторождения», согласованного протоколом заседания ТО ЦКР Роснедра по ЯНАО № 5109 от 22.12.2009, «Технологической схемы опытно-промышленных работ Западно-Лугинецкого нефтегазоконденсатного месторождения», согласованной протоколом заседания ТО ЦКР Роснедра по ХМАО № 938 от 27.09.2007, не обеспечивается минимальный уровень использования (утилизации) добываемого растворенного газа.

А именно, в соответствии с указанными техническими проектами установлен минимальный уровень использования растворенного газа на Шингинском нефтяном месторождении в 2010 г. - 9 %, в 2011 г. - 8 %, в 2012 г. - 95 %; на Западно-Лугинецком нефтегазоконденсатном месторождении в 2010 г. - 95 %, в 2011 г. - 95 %, в 2012 г. - 95 %.

ООО «Газпромнефть-Восток» в 2010 году в нарушение данных норм добытый на Шингинском нефтяном месторождении растворенный попутный нефтяной газ использован в объеме 7,7 %, добытый на Западно-Лугинецком нефтегазоконденсатном месторождении растворенный попутный нефтяной газ использован в объеме 13,6 %.

В результате, вместо использования, на Шингинском нефтяном месторождении на факельных установках сожжен растворенный газ, подлежавший использованию в соответствии с проектом, в объеме 677,3 тысяч кубических метров, на Западно-Лугинецком нефтегазоконденсатном месторождении сожжен растворенный газ в объеме 2 767,6 тысяч кубических метров.

Следствием указанных нарушений является нерациональное использование добываемого газа - его сжигание без получения какой-либо экономической выгоды, а также повышенный выброс в атмосферный воздух диоксида углерода (относящегося к категории «парниковых газов») и иных загрязняющих веществ (продуктов горения газа), то есть сжигание ООО «Газпромнефть-Восток» попутного нефтяного газа на факельных установках месторождений является опасным для окружающей среды.

Действия ООО «Газпромнефть-Восток» нарушают гарантированное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Неисполнение ООО «Газпромнефть-Восток» соответствующей обязанности в последующих периодах эксплуатации данных месторождений неизбежно приведет к нарушению прав граждан в будущем.

Ссылаясь на ст. 42 Конституции РФ, п. 3 ст. 22, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 12, п. 2 ст. 206, ст. 1065 ГК РФ, Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области просит обязать ООО «Газпромнефть-Восток» при добыче попутного нефтяного газа (растворенного газа) на Шингинском нефтяном месторождении и Западно-Лугинецком нефтегазоконденсатном месторождении не позднее 01.01.2012 г. обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническими проектами разработки указанных месторождений.

В судебном заседании представитель истца - заместитель Томского межрайонного природоохранного прокурора Чеботарь Б.А. поддержал иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика ООО «Газпромнефть-Восток» - Набатников Е.А., действующий на основании доверенности № 01/Д-09 от 11.01.2011 сроком действия по 31.03.2012, представил суду возражения в письменной форме относительно исковых требований, в суде иск не признал по изложенным в отзыве на иск основаниям, пояснив, что Постановлением Правительства РФ от 08.01.2009 № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания нефтяного газа на факельных установках» запрета на сжигание ПНГ на
факельных установках в объемах, превышающих 5 процентов от объема добытого ПНГ, не установлено, а установлены экономические меры, стимулирующие недропользователей с 01.01.2012 сокращать уровень сжигаемого ПНГ до установленного показателя.

Деятельность по сжиганию ПНГ в большем объеме, чем установленный законом максимальный объем для сжигания ПНГ, законом не запрещена, но имеются дополнительные экономические санкции за превышение установленного ограничения, и ООО «Газпромнефть-Восток» за превышение установленных проектами лимитов выбросов вредных веществ в атмосферу, оплачивает данные санкции в соответствии с установленными нормативами.

Полагал, что опасность причинения в будущем вреда окружающей среде в результате продолжения ООО «Газпромнефть-Восток» сжигания растворенного газа на факельных установках месторождений с превышением установленного законом норматива, стороной истца не доказана, следовательно, ст. 1065 ГК РФ не может быть применена, а данная деятельность запрещена.

Кроме того, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, прокуратурой не представлено доказательств, свидетельствующих о неизбежном нарушении прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду в связи со сжиганием ООО «Газпромнефть-Восток» на факельных установках попутного нефтяного газа в количествах, не соответствующих лицензионным условиям.

Ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав объяснения представителей сторон, специалиста, оценив доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска по следующим мотивам.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Одним из неотчуждаемых прав человека признается право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).

В силу ст. 52 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.12.1992 права и обязанности пользователя недр возникают у него с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.

Судом установлено, что на основании лицензий ТОМ 14911 НЭ, ТОМ 14989 НЭ, зарегистрированных соответственно 13.05.2010 и 03.08.2010, ООО «Газпромнефть-Восток» осуществляется поиск, разведка и добыча углеводородного сырья на Шингинском нефтяном месторождении и Западно-Лугинецком нефтегазоконденсатном месторождении, расположенных на территории Томской области.

В соответствии со ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

Статьей 22 данного Закона РФ наряду с обязанностью выполнения условий, установленных лицензией, закреплена обязанность пользователя недр обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ.

Судом установлено, что действующим проектным документом разработки Шингинского нефтяного месторождения является «Авторский надзор за реализацией «Дополнения к технологической схеме разработки Шингинского месторождения», согласованный протоколом заседания ТО ЦКР Роснедра по ЯНАО № 5109 от 22.12.2009, а документом разработки Западно-Лугинецкого нефтегазоконденсатного месторождения является «Технологическая схема опытно-промышленных работ Западно-Лугинецкого нефтегазоконденсатного месторождения», согласованная протоколом заседания ТО ЦКР Роснедра по ХМАО № 938 от 27.09.2007.

В соответствии с указанными техническими проектами установлен минимальный уровень использования растворенного газа на названных месторождениях, а именно на Шингинском нефтяном месторождении в 2010 г. - 9 %, в 2011 г. - 8 %, в 2012 г. - 95 %; на Западно-Лугинецком нефтегазоконденсатном месторождении в 2010 г. - 95 %, в 2011 г. - 95 %, в 2012 г. - 95 %.

Вместе с тем, изложенные требования закона и проектной документации в части обеспечения минимального уровня использования (утилизации) добываемого растворенного газа ООО «Газпромнефть-Восток» не обеспечиваются, что ответчиком не отрицается.

По данным представленной ООО «Газпромнефть-Восток» государственной статистической отчетности в 2010 году добытый на Шингинском нефтяном месторождении растворенный попутный нефтяной газ использован в объеме 7,7 %, добытый на Западно-Лугинецком нефтегазоконденсатном месторождении растворенный попутный нефтяной газ использован в объеме 13,6 %.

В результате, в нарушение изложенных требований, вместо использования на факельных установках на Шингинском нефтяном месторождении сожжен растворенный газ, подлежавший использованию в соответствии с проектом, в объеме 677,3 тысяч кубических метров, на Западно-Лугинецком нефтегазоконденсатном месторождении сожжен растворенный газ в объеме 2 767,6 тысяч кубических метров.

Прямым следствием указанных нарушений является нерациональное использование добываемого газа - его сжигание без получения экономической выгоды, а также повышенный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Указанные выводы суда также подтверждаются представленным Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 22.02.2011 расчетом и пояснением к нему, а также показаниями специалиста - эколога, допрошенного в судебном заседании.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом недра-это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2009 № 7 « О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» в целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа.

Нарушение ответчиком требований природоохранного законодательства напрямую затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, на защиту их интересов со стороны государства от деятельности хозяйствующих субъектов, создающей угрозу здоровью людей.

Принимая во внимание, что сокращение объемов сжигания ПНГ повлечет за собой уменьшение негативного воздействия на окружающую природную среду, неисполнение требований закона в этой части нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Доводы ответчика о том, что выброс загрязняющих веществ, производящийся в результате сжигания ПНГ сверх предусмотренных проектом объемов, оплачен обществом в качестве сверхнормативного загрязнения окружающей среды, не освобождает ООО «Газпромнефть-Восток» от установленной законом и техническими проектами разработки месторождений обязанности обеспечить минимальный уровень использования попутного нефтяного газа при его добыче.

Статьей 12 ГК РФ в качестве способа защиты гражданских прав установлено присуждение к исполнению установленной законом обязанности.

Поскольку со стороны недропользователя ООО «Газпромнефть-Восток» нарушается предусмотренная законом обязанность разрабатывать месторождение в соответствии с требованиями согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта - не обеспечивается минимальный уровень использования попутного нефтяного газа, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, является обоснованным применение указанного способа защиты права.

Поскольку ответчиком нарушается обязанность, возникшая по основаниям, установленным законом, в соответствии с положениями ст. 11 ГК РФ неисполнение требований закона, нарушающее права, свободы и законные интересы граждан, является основанием для их защиты в судебном порядке приведенным выше способом защиты.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для создания на месторождениях соответствующих объектов переработки и инфраструктуры, а также степени экологической опасности изложенных нарушений, установленный техническими проектами минимальный уровень использования попутного нефтяного газа (растворенного газа), добываемого на Шингинском нефтяном месторождении и Западно-Лугинецком нефтегазоконденсатном месторождении должен быть обеспечен ООО «Газпромнефть-Восток» не позднее 01.01.2012.

Доказательств, подтверждающих необходимость увеличения данного срока, суду не представлено.

На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36. НК РФ, прокурор - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, от уплаты государственной пошлины освобожден.

По правилам ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина в размере 4 000 руб., от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика ООО «Газпромнефть-Восток».

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Восток» при добыче попутного нефтяного газа (растворенного газа) на Шингинском нефтяном месторождении и Западно-Лугинецком нефтегазоконденсатном месторождении не позднее 01.01.2012 обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническими проектами разработки указанных месторождений.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы, принесения кассационного представления в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25.05.2011.

Судья: Аплина Л.Л.