№ 1147/2011 на момент размещения решение не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2011 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Л.Л. Аплиной,

при секретаре Е.А. Казанцевой,

с участием

представителя истца А.Н. Тонких,

представителя ответчика С.А. Сайковского,

рассмотрев в порядке искового производства в открытом судебном заседании в г. Томске
гражданское дело № 2-1147/11 по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к Толкачеву С.В. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,

установил:

ИФНС России по г.Томску обратилась в суд с иском к Толкачеву С.В., указав в обоснование следующее. Толкачев С.В., как собственник земельных участков, на основании ст. 388 НК РФ является налогоплательщиком земельного налога. Согласно п.3 ст. 396 НК РФ ИФНС России по г.Томску налогоплательщику Толкачеву С.В. проведено исчисление земельного налога, подлежащего уплате за 2009 г. по ставке 0,15 % (согласно п. 4.2.5. Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «город Томск») в размере 275,45 руб., и по ставке 1,5 % (согласно п. 3.4. Положения) в размере 227 334,26 руб. (п. 3 Положения), всего 227 609,71 руб., а также пени в размере 2 292,61 руб., о чем ответчику направлено налоговое уведомление. С учетом переплаты земельного налога за предыдущие годы сумма земельного налога за 2009 год составила 211 300,38 руб.

Поскольку в установленный срок земельный налог в размере 211 300,38 руб. ответчиком уплачен не был, на основании ст.ст. 69, 70 НК РФ Толкачеву С.В. направлено требование № 56451 об уплате сумм налога и пени в срок до 01.07.2010, которое ответчик также не исполнил.

Срок подачи заявления в суд о взыскании задолженности по земельному налогу пропущен ИФНС России по г. Томску по уважительной причине, в связи с тем, что первоначально было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании земельного налога и пени с Толкачева С.В., 14.01.2011 мировым судьей судебного участка № 4 Кировского района г. Томска по данному требованию вынесен судебный приказ, который в последующем 01.02.2011 был отменен. Следовательно, срок подачи заявления подлежит восстановлению на основании ст. 12 ГПК РФ, п. 2 ст. 48 НК РФ.

Ссылаясь на ст.ст. 31, 48 НК РФ, ИФНС России по г. Томску просит взыскать с Толкачева С.В. в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 213 592,99 руб., в том числе: 211 300,38 руб. - земельный налог, исчисляемый по ставке 0,15 и 1,5 %, 2 292,61 руб. - пени по налогу, исчисляемому по ставке 0,15 и 1,5 % и восстановить срок подачи искового заявления.

В судебном заседании представитель истца ИФНС России по г. Томску Тонких А.Н., действующий на основании доверенности от 19.01.2011 сроком действия до 31.12.2011, иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Настаивал на том, что расчет земельного налога должен производиться на основании кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области», поскольку оно является нормативным актом в области регулирования земельных отношений и вступило в законную силу с 01.01.2009.

Ответчик Толкачев С.В., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Толкачева С.В. - Сайковский С.А., действующий на основании нотариальной доверенности № 70-01/076015 от 22.10.2009 сроком действия 3 года, иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Пояснил, что для исчисления земельного налога за 2009 год при определении налоговой базы в отношении земельных участков, принадлежащих Толкачеву С.В., должна быть использована кадастровая стоимость земельных участков, установленная по состоянию на 01.01.2009, а не кадастровая стоимость, установленная Постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области», так как данное постановление, принятое 24.12.2008 и опубликованное 31.12.2008 в Собрании законодательства Томской области, вступало в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Поскольку указанный в налоговом уведомлении № 70623 и требовании № 56451 размер налоговой задолженности определен на основании кадастровой оценки, утвержденной данным постановлением, требования истца являются незаконными.

Заявил о пропуске истцом срока на обращение в суд, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ, указав, что шестимесячный срок подачи заявления о взыскании налоговой задолженности с Толкачева С.В. истек 01 января 2011 года, тогда как заявление о выдаче судебного приказа ИФНС России по г. Томску направлено мировому судье судебного участка № 4 Кировского района г. Томска 12 января 2011 года при том, что первым рабочим днем 2011г. было 11 января.

Определив на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие ответчика, ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав объяснения представителей сторон, оценив доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска по следующим мотивам.

В ст. 57 Конституции Российской федерации закреплена обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с положениями ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является, в том числе, земельный налог, порядок исчисления и уплаты которого устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ст.388 НК РФ, лица, владеющие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиком земельного налога.

В судебном заседании установлено и не оспорено представителем ответчика, подтверждено выписками ПК ЭОД «Учет ФЛ», что Толкачев С.В. в 2009 году являлся собственником следующих земельных участков:

1) кадастровый номер 70:14:314002:23, по адресу: г. Томск, д.Лоскутово, ул. Октябрьская, 4 - 2, право возникло с 29.10.2004, отчуждено 04.08.2009,

2) кадастровый номер 70:14:314003:33, по адресу: г. Томск, д.Лоскутово, ул. Ленина, 5 «а», - право возникло с 09.01.2004, отчуждено 03.08.2009,

3) кадастровый номер 70:21:104004:20, по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт. 6, - право возникло с 15.03.2007.

Следовательно, Толкачев С.В. является лицом, обязанным к уплате земельного налога.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог (ст. 389 НК РФ).

Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «город Томск», утвержденным решением Думы г. Томска № 320 от 31.10.2006, введен земельный налог на территории г.Томска.

В п. 5 ст. 65 ЗК РФ закрепляется, что для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, а в соответствии с п. 1 ст. 390 и п. 1 ст.391 НК РФ, налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговым периодом (ст. 393 НК РФ) является календарный год - в спорной ситуации 2009 год.

Следовательно, за основу должна быть взята кадастровая стоимость, установленная на данный налоговый период.

Нельзя не согласиться с правомерностью позиции представителя ответчика Сайковского С.А. о неправильном определении ИФНС России по г. Томску налоговой базы при исчислении Толкачеву С.В. земельного налога за 2009 год.

Из статьи 57 Конституции РФ следует, что конституционные гарантии прав граждан как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.

Согласно ст. 1 НК РФ, в состав законодательства о налогах и сборах входит, в том числе, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов о налогах субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 66 ЗК РФ средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утв. постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316), исполнительные органы субъекта РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты кадастровой оценки земель.

Следовательно, установление налоговой базы по земельному налогу и проведение государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения регламентируются нормами налогового и земельного законодательства.

Соответствующие нормативные правовые акты в силу прямого указания п. 5 ст. 5 НК РФ действуют во времени по правилам, предусмотренным данной статьей для актов законодательства о налогах и сборах, и, следовательно, предполагают соблюдение общего режима гарантий прав налогоплательщиков, связанных со сроками вступления актов о налогах и сборах в силу.

Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков порождают правовые последствия для налогоплательщиков, и действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

Взятая за основу при исчислении размера земельного налога кадастровая оценка земельного участка, принадлежащего на праве собственности ответчику, утверждена постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008.

В силу ст. 5 ч. 1 НК РФ данное постановление вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, т.е. не может быть применено к прошлому налоговому периоду.

Налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога, перечень, основания и порядок применения налоговых льгот, а также другие полномочия представительных органов местного самоуправления, предусмотренные главой 31 НК РФ, в течение налогового периода - 2009 г. регулировались Положением "О взимании земельного налога на территории муниципального образования "Город Томск", утв. Решением Думы города Томска от 31.10.2006 N 320.

Наличие обязанности ответчика платить земельный налог сторона ответчика не оспаривает.

Представитель ИФНС России по г.Томску Тонких А.Н., настаивая на правомерности исчисления налога по кадастровой стоимости, утвержденной постановлением № 262а от 24.12.2008г., вместе с тем не оспорил, что прежняя кадастровая стоимость земельных участков была установлена в следующих размерах:

1) земельного участка с кадастровым номером 70:14:314002:23, по адресу: г. Томск, д. Лоскутово, ул. Октябрьская, 4 - 2, - 34 528 руб.,

2) земельного участка с кадастровым номером 70:14:314003:33, по адресу: г. Томск, д. Лоскутово, ул. Ленина, 5 «а», - 167 505 руб.,

3) земельного участка с кадастровым номером 70:21:104004:20, по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 6, - 1 791 378 руб.

Соответственно, с учетом этой кадастровой стоимости налог и должен быть исчислен.

Исчисление земельного налога, подлежащего уплате за 2009 год, на земельный участок, расположенный по адресу: г. Томск, д. Лоскутово, ул. Октябрьская, 4 - 2, должно производиться по ставке 0,15 % в соответствии с п. 4.2.5. Положения о взимании земельного налога на территории муниципального образования «город Томск», поскольку принадлежавший ответчику земельный участок относился к категории «для ведения личного подсобного хозяйства, эксплуатации индивидуальных жилых домов».

На земельные участки, расположенные по адресу: г. Томск, д. Лоскутово, ул. Ленина, 5 «а», и по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 6, исчисление земельного налога, подлежащего уплате за 2009 год должно производиться по ставке 1,5 % согласно п. 3.4. указанного Положения, поскольку данные земельные участки относятся к категории «прочие».

В соответствии с п. 7 ст. 396. НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Коэффициент налогового периода для земельных участков по адресу: г. Томск, д. Лоскутово, ул. Октябрьская, 4 - 2, и по адресу: г. Томск, д. Лоскутово, ул. Ленина, 5 «а», составляет 7/12, поскольку право собственности на данные земельные участки возникло до 2009 г., но прекращено в августе 2009 г. до 15 числа (04 и 03 августа 2009 года соответственно).

Поскольку согласно учетным данным налогоплательщика - физического лица право собственности на земельный участок по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт. 6, у ответчика возникло в 2007 году, то коэффициент налогового периода составляет 12/12.

Таким образом, Толкачев С.В. имеет задолженность по земельному налогу за объект налогообложения - земельный участок по адресу: г. Томск, Лоскутово, ул. Октябрьская, 4 - 2, в размере 30,21 руб. согласно расчету (Расчет: 34 528 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) х 0,15% (ставка налога) х 7/12 (коэффициент налогового периода) = 30,21 руб.).

За объект налогообложения - земельный участок по адресу: г. Томск, д. Лоскутово, ул. Ленина, 5 «а», задолженность по земельному налогу составляет 1 645,67 руб. согласно расчету (Расчет: 167 505 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) х 1,5% (ставка налога) х 7/12 (коэффициент налогового периода) = 1 465,67 руб.).

За объект налогообложения - земельный участок по адресу: г. Томск, г. Томск, Кузовлевский тракт. 6, задолженность по земельному налогу составляет 13 435,34 руб. согласно расчету (Расчет: 1 791 378 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) х 1,5% (ставка налога) х 12/12 (коэффициент налогового периода) х 1/2 (доля в праве собственности) = 13 435,34 руб.).

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика своевременно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Представитель ответчика Сайковский С.А. не отрицал, что земельный налог, не смотря на направления уведомления о его уплате, уплачен ответчиком не был.

Согласно ст. 75. НК РФ пеня или денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Уведомление об уплате налога было направлено в адрес налогоплательщика 12.03.10, т.е. в соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ: в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа

Таким образом, исчисление срока пени с 01.05.2010 г. правомерно.

Ставка рефинансирования с 30 апреля 2010 г. составляла 8 %, согласно Указанию ЦБ РФ от 29.04.2010 N 2439-У, а с 1 июня 2010 г. составила 7,75 % (Указание ЦБ РФ от 31.05.2010 N 2450-У).

Расчет пени, рассчитывается из общей суммы земельного налога - 15 111,22 руб. (30,21 руб. + 1 465,67 руб. + 13 435,34 руб.), ставки рефинансирования 8 % в период просрочки с 01 по 31 мая 2009 года (31 день), и ставки рефинансирования 7,75 % в период в просрочки с 01 по 10 июня 2009 г. (10 дней): (15 111,22 х 8 % / 300 х 31) + (15 111,22 х 7,75 % / 300 х 10) = 124,92 + 39,04 = 163,96 руб.

Таим образом, задолженность Толкачева С.В. по оплате земельного налога за 2009г. составляет 14 931,22 руб. и пени в размере 163,96 руб., тогда как размер задолженности, исчисленный истцом, не основан на законе.

Вместе с тем, из иска следует и не оспорено представителем ответчика, что у Толкачева С.В. имеется переплата по земельному налогу за предыдущие время, размер которой - 16 309,33 руб. превышает размер фактически имеющейся задолженности Толкачева С.В. по земельному налогу за 2009 г. - 15 111,22 руб., что является основанием для отказа в иске.

Кроме того, основанием для отказа в иске является пропуск истцом срока обращения в суд, установленного ст. 48 НК РФ, о чем в судебном заседании заявил представитель ответчика.

Так, согласно п.п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе, денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога и пени от 01.06.2010, направленным ИФНС России по г. Томску в адрес Толкачева С.В. установлен срок его исполнения до 01.07.2010.

Соответственно, по правилам п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок подачи заявления о взыскании задолженности с Толкачева С.В. по земельному налогу истекал 11.01.2011.

ИФНС России по г.Томску иск к Толкачеву С.В. о взыскании задолженности по земельному налогу предъявлен в суд 24.03.2011, то есть с нарушением установленного срока подачи такого искового заявления.

Заявляя о восстановлении срока, ИФНС России по г. Томску ссылается на факт подачи мировому судье заявления о вынесении судебного приказа по спорным требованиям, которое было удовлетворено 14.01.2011, после чего определение о вынесении судебного приказа отменено 01.02.2011 и получено инспекцией 17.03.2011.

Однако, данные обстоятельства не могут являться уважительными причинами пропуска срока и основанием для его восстановления, поскольку, как следует из материалов гражданского дела, ответа на запрос от мирового судьи, заявление о вынесении судебного приказа по требованию о взыскании задолженности по земельному налогу за 2009 г. подано истцом мировому судье судебного участка № 4 Кировского судебного района только 12.01.2011, т.е. с нарушением срока.

Принимая во внимание, что доказательств невозможности подачи заявления о выдаче судебного приказа в установленный законом срок, а также достоверности пояснений представителя истца о поступлении заявления мировому судье 30.12.2010, не представлено, суд отказывает в удовлетворении ходатайства истца о восстановлении срока на подачу настоящего иска.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении иска Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к Толкачеву С.В. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени отказать.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23.05.2011г.

Судья: подпись Аплина Л.Л.

ВЕРНО.

Судья:

Секретарь: