Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 мая 2011 года Кировский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Бариновой Н.В. при секретаре Трифоновой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело № 2-1149/2011 по иску Гожева А.В. к Государственному учреждению Томское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ об обязании выдать путевку на санаторно-курортное лечение согласно медицинским показаниям, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кировского района г.Томска обратился в суд с иском в интересах Гожева А.В. к Государственному учреждению - Томскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ-ТРО ФСС РФ) о возложении обязанности по выдаче путевки на санаторно-курортное лечение. В обоснование требований указал, что Гожев А.В. в соответствии со справкой серии /________/ является инвалидом /________/ группы, инвалидность установлена бессрочно, в связи с чем, в силу п.8 ст.6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.07.1999, истец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Согласно ст.6.2 указанного закона, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. В соответствии с разделом 3 Порядка предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256; при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации; исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда; исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения. Не предоставление инвалиду Гожеву А.В. длительное время путевки на санаторно-курортное лечение не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, тем самым нарушаются нормативы обслуживания инвалида. Просит обязать Государственное учреждение - Томское региональное отделение Фонда социального страхования РФ выдать Гожеву А.В. путевку на санаторно-курортное лечение согласно медицинским показателям. В судебном заседании процессуальный истец - прокурор Кировского района г.Томска от исковых требований отказался, поскольку Гожеву А.В. в 2010 году были предоставлены путевки на санаторно-курортное лечение. Материальный истец Гожев А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, суду причины неявки не сообщил, об отложении не ходатайствовал. Представитель ответчика ГУ-ТРО ФСС РФ Фоминова Ю.Н. иск не признала, указала, что в силу статьи 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют обозначенные в законе категории граждан в равной степени. Во исполнение указанного Федерального закона, постановлением Правительства Российской Федерации № 864 от 29.12.2004 утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В соответствии с п.4 Правил, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. Таким образом, обязательства отделения Фонда по обеспечению санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан ограничены объемом средств, перечисленных из Федерального бюджета. В пределах указанных денежных средств обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется согласно очередности обеспечения ранее поданных заявок. Предоставление гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета обладают Федеральное казначейство и Министерство финансов Российской Федерации, в силу п. 5.17 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004№ 703, и п. 5.6 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004№ 329. Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации предоставляет санаторно-курортные путевки льготной категории граждан исключительно в пределах средств федерального бюджета, которые поступают ему в виде трансфертов от Министерства финансов Российской Федерации. Фонд также не является субъектом бюджетного планирования, ответственным за планирование ассигнований, направляемых на исполнение в плановом периоде расходных обязательств Российской Федерации по обеспечению инвалидов социальным пакетом. Полагала, что отделение Фонда является ненадлежащим ответчиком по данному спору. Также пояснила, что в соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328, путевка на санаторно-курортное лечение может быть предоставлена при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, что указывается в справке для получения путевки по форме N 070/у-04. Срок действия указанной справки установлен 6 месяцев. В 2010 году Гожев А.В. имел право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с нормами Федерального закона 125-ФЗ на основании программы реабилитации. Данным правом он воспользовался, путевка ему была предоставлена. Таким образом, программа реабилитации исполнена. Указала, что Гожеву А.В. ежегодно предоставляются отделением Фонда путевки на санаторно-курортное лечение. Кроме того, в соответствии с ответом ГУ Управления пенсионного фонда РФ в г.Томске 25.02.2011 Гожевым А.В. было подано заявление об отказе от социальной услуги, предусмотренной п.1.1 ст.6.2.ФЗ от 17.07.1999 (санаторно-курортное лечение), следовательно, он воспользовался правом выбора соответствующего вида помощи, и выбрал компенсацию льгот денежными средствами. Просила в удовлетворении иска отказать. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, Министерство Финансов Российской Федерации, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило. Заслушав представителя ответчика, на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца, представителя третьего лица Минфина РФ, изучив представленные доказательства, суд считает, иск не подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ. Распоряжением Правительства РФ № 2347-р от 30.12.2005 утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В соответствии с п.3 Перечня, к реабилитационным мероприятиям относится санаторно-курортное лечение. Согласно п. 8 ст. 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В соответствии с п.1 ст.6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 набора социальных услуг включаются социальные услуги, и в частности, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. В силу п.5 ст.6.3 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В соответствии с Порядком предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328 (в редакции, действовавшей на момент обращении истца в ГУ-ТРО ФСС РФ для предоставления путевки), предоставление набора социальных услуг осуществляется гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, в том числе инвалидам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (п.1.2). Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации (п. 3.1). Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3). Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания осуществляются в установленном порядке (п. 3.4). Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 (п. 3.6). При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (п. 3.7). Исполнительные органы Фонда не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8). Исполнительные органы Фонда по месту жительства заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения (п.3.9). В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28.11.2009 № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» в 2010 году Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - не более 42 дней, стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе о бюджете Фонда на 2009 год. Согласно п.2 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении следующих категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе, инвалидов. Пунктом 20 названных Правил обязанность по предоставлению бюджетных заявок на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение в Фонд социального страхования РФ возложена на исполнительные органы Фонда социального страхования РФ, то есть на региональные отделения, которые в свою очередь, должны надлежаще исполнять обязанность и подавать бюджетные заявки на финансовое обеспечение расходов по предоставлению путевок таким образом, чтобы гражданин имел реальную возможность воспользоваться своим правом на получение государственной социальной помощи. Таким образом, ГУ-ТРО ФСС РФ является надлежащим ответчиком по данному иску. В судебном заседании установлено, что Гожев А.В. в соответствии со справкой серии /________/ является инвалидом /________/ группы, инвалидность установлена бессрочно. В силу п.8 ст.6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» истец, как инвалид и лицо, включенное в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в 2010 году имел право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав набора социальных услуг включена, в том числе, социальная услуга в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 в редакции, действовавшей на момент обращении истца в ГУ-ТРО ФСС РФ для предоставления путевки). В силу ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Как установлено в судебном заседании, Гожев А.В. получал в 2010году путевку в санаторий «/________/», о чем свидетельствует его роспись в расписке в получении путевок, а также подтверждается копией накладной /________/ от 14.09.2010,приказом /________/-В от 13.09.2010 о выдаче путевки, отрывным талоном к санаторно-курортной путевке, с которым Гожев А.В. ознакомлен. Поскольку истцу путевка на санаторно-курортное лечение уже была предоставлена в 2010 году, следовательно, он реализовал свое право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. В 2011 году истцу путевка не может быть предоставлена по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.6.4 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В соответствии ч.3 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999. №178-ФЗ гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Заявление об отказе от получения набора социальных услуг на следующий год подается в срок до 01 октября текущего года (ч.4 ст.6.3). В силу ст.2 Федерального закона от 08.12.2010 N 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» гражданин, подавший заявление до 1 октября 2010 года об отказе от получения социальных услуг либо о возобновлении получения социальных услуг, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», может подать заявление до 1 апреля 2011 года о возобновлении предоставления одной или двух одновременно из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 и 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», или заявление об отказе от получения одной или двух одновременно из указанных социальных услуг. Поданное заявление действует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его подачи. Из этого следует, что гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). В случае подачи заявления об отказе от получения социальных услуг до 1 октября 2010 года, до 1 апреля 2010 года гражданин может обратиться с заявлением о возобновлении предоставления социальных услуг. Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом их стоимости. Гожев А.В. воспользовался своим правом на выбор формы получения государственной социальной помощи и 25.02.2011 отказался от набора социальных услуг на 2011 год в пользу получения ежемесячной денежной выплаты с учетом стоимости социальных услуг, обратившись в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг. Заявление действует с 01.03.2011 в соответствии с п.1.1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Указанное подтверждается сообщением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области от 22.04.2011 за /________/. Как следует из пояснения представителя ответчика, не оспорено истцом, участвующих в деле, до момента рассмотрения дела Гожев А.В. не воспользовался своим правом и не обратился с заявлением о возобновлении предоставления социальных услуг. Представленная истцом медицинская справка от 09.03.2011 /________/ МЛПМУ «/________/ не является основанием для возложения обязанности на ответчика по предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение, так как она заполняется медицинским учреждением независимо от того, является пациент получателем социальных услуг или нет (приказ Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 года № 256 «О порядке медицинского отбора и направлении больных на санаторно-курортное лечение»). Таким образом, в связи с отказом Гожева А.В. от набора социальных услуг на 2011год предоставление ему путевки на санаторно-курортное лечение в 2011 году невозможно. Руководствуясь ст.ст. 194,195, ч.1 ст. 196, 197, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В иске Гожева А.В. к Государственному учреждению Томское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ об обязании выдать путевку на санаторно-курортное лечение согласно медицинским показаниям- отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: подпись ВЕРНО: Судья: /Н.В.Баринова/ Секретарь: /Н.В.Трифонова/