№ 2-22/2011 на момент размещения решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.06.2011 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Желтковской Я.В.

при секретаре     Чириковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием представителя истца ИФНС по г.Томску Шрайнер Н.Л., ответчика Жукова Л.Н., его представителя Аюпова О.Ш. гражданское дело по иску ИФНС России по г.Томску к Жукову Л.М. о взыскании налога, пени,

у с т а н о в и л:

ИФНС России по г.Томску обратилась в суд с иском к Жукову Л.М. о взыскании задолженности по налогу. В обоснование требований указала, что Жуков Л.М. является собственником земельных участков и плательщиком налогов. Согласно п.3 ст.396 НК РФ ему произведено начисление налога, подлежащего уплате за 2009 год по ставке 1,5%, сумма которого составила /________/ руб., ему направлено уведомление об уплате налога, что до настоящего времени не исполнено. Просит взыскать с Жукова Л.М. в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере /________/ руб., в том числе земельный налог за 2009 год в сумме /________/ руб., пени по налогу /________/ руб.

В судебном заседании представитель истца Шрайнер Л.Н. требования поддержала, указала, что за 2009 год налог ответчиком частично оплачен, имеется задолженность по налогу в сумме /________/ руб., объектом налогообложения является земельный участк по /________/.

Ответчик Жуков Л.М., его представитель Аюпов О.Ш. иск не признали, считали, что налог исчислен неверно, т.к. кадастровая стоимость земельного участка определена в нарушение правовых норм, что является предметом исследования арбитражным судом Томской области. Просили учесть, что решением Арбитражного суда Томской области принято решение о признании незаконным действий уполномоченного государственного органа по определению кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом налогообложения.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Как устанавливает ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 387 Налогового кодекса РФ, земельный налог определяется настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговым периодом (ст. 393 НК РФ) является календарный год - в спорной ситуации 2009 год.

Судом установлено, что Жуков Л.Н. в 2009 году является собственником земельных участков по адресу: /________/, по адресу: /________/, а также земельные участки, общей площадью /________/ кв.м, с кадастровым (или условным) номером /________/, адрес объекта: /________/, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания; общей площадью /________/ кв.м, с кадастровым (или условным) номером /________/, адрес объекта: /________/, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания, соответственно.

Как следует из материалов дела, пояснений сторон в судебном заседании, Жуков Л.М. на момент разрешения спора является индивидуальным предпринимателем. Учитывая, что участки с кадастровым номером /________/ по /________/ и кадастровым номером /________/ по /________/ не использовались ответчиком для предпринимательской деятельности, что следует из ответа ИФНС России по г.Томску, суд считает, что настоящий спор подведомственен суду общей юрисдикции.

Согласно положениям ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является, в том числе, земельный налог, порядок исчисления и уплаты которого устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Лица, владеющие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога (ст.388 НК РФ).

Согласно пояснениям сторон в судебном заседании ответчиком оплачен налог за пользование земельными участками по адресу: /________/ и /________/.

На момент разрешения спора у ответчика имеется задолженность по налогу в сумме /________/ руб., объектами налогообложения являются земельные участки с кадастровым номером /________/ по /________/ и кадастровым номером /________/ по /________/ Размер указанной задолженности ответчик оспаривал, указывая, что налоговое уведомление содержит сведения о неверной кадастровой стоимости данных объектов, определенной с нарушением требований действующего законодательства.

В п. 5 ст. 65 ЗК РФ закрепляется, что для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, а в соответствии с п. 1 ст. 390 и п. 1 ст.391 НК РФ, налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Таким образом, при исчислении размера налога установление кадастровой стоимости, на данный налоговый период, имеет определяющее значение при определении размера налога и подлежит выяснению в ходе рассмотрения настоящего спора.

В соответствии кадастровыми паспортами земельных участков от 14.01.2009 /________/ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером /________/, общей площадью /________/ кв.м, расположенного по адресу: /________/, с разрешенным использованием (назначением): для эксплуатации нежилого здания, указана в размере /________/ руб., удельный показатель кадастровой стоимости - /________/ руб./кв.м; от 14.01.2009 /________/ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером /________/, общей площадью /________/ кв.м, расположенного по адресу: /________/ /________/ с разрешенным использованием (назначением): для эксплуатации нежилого здания, указана в размере /________/ руб., удельный показатель кадастровой стоимости - /________/ руб./кв.м.

Из налогового уведомления № 78272, направленного в адрес Жукова Л.М., следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером /________/ по /________/ составляет /________/ руб. и земельного участка с кадастровым номером /________/ по /________/. - /________/ руб., т.е. соответствует данным кадастровых паспортов земельных участков.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 66 ЗК РФ средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утв. постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316), исполнительные органы субъекта РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты кадастровой оценки земель.

Судом из пояснений ответчика, его представителя, решения Арбитражного суда Томской области от 29.12.2010, вступившего в законную силу 31.03.2011, установлено, что Жуковым Л.М. на основании договора купли-продажи от /________/ приобретен в собственность земельный участок общей площадью /________/ кв.м с кадастровым номером /________/, расположенный по адресу: /________/ разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания. Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области» в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, на основании представления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области (№ 01-29/1623 от 23.12.2008) и протокола заседания комиссии по государственной кадастровой оценке земель Томской области от 02.12.2008 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области, стоимость указанного объекта определена в размере /________/ руб.

/________/ собственником указанного земельного участка принято решение о выделении из земельного участка за кадастровым номером /________/ двух земельных участков с кадастровыми номерами /________/ (расположен по адресу: /________/, общая площадь /________/ кв.м) и /________/ (расположен по адресу: /________/ общая площадь /________/ кв.м), с разрешенным использованием: для эксплуатации нежилого здания.

В соответствии с кадастровыми паспортами земельных участков от 14.01.2009 /________/, кадастровая стоимость земельного участка, общей площадью /________/ кв.м, расположенного по адресу: /________/, с разрешенным использованием (назначением): для эксплуатации нежилого здания, указана в размере /________/ руб., удельный показатель кадастровой стоимости - /________/ руб./кв.м; от 14.01.2009 /________/ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером, общей площадью /________/ кв.м, расположенного по адресу: /________/, с разрешенным использованием (назначением): для эксплуатации нежилого здания, указана в размере /________/ руб., удельный показатель кадастровой стоимости - /________/ руб./кв.м.

Будучи несогласным с определением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером /________/ и /________/, 11.05.2010 Жуков Л.М. обратился в Управление Росреестра по Томской области с заявлением, в котором просил изменить кадастровую стоимость данных объектов за 2009 год, в чем ему было отказано. Действия уполномоченного органа по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости оспаривались Жуковым Л.М. в Арбитражном суде Томской области.

Решением Арбитражного суда Томской области от 29.12.2010, вступившим в законную силу 31.03.2011, признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области по формированию перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельного участка общей площадью /________/ кв.м с кадастровым номером /________/, расположенный по адресу: /________/.

При этом арбитражный суд пришел к выводу, что земельный участок с кадастровым номером /________/, из которого в последующем образованы земельные участки /________/ и /________/, включены в реестр с противоречивыми сведениями в графе 10 «Номер вида разрешенного использования», отсутствующими сведениями в графе 7 «Фактическое использование», 9 «Сведения о правах» и графе 14 «Документ-основание» без законных на то оснований внесен Управлением Росреестра по Томской области в состав Перечня № 1 объектов оценки, что не позволяет определить вид разрешенного использования земельного участка, и, соответственно, определить его стоимость, чем нарушены требования Правил, Методических указаний, Административного регламента по сбору сведений о земельном участке с кадастровым номером /________/ и, соответственно, порядок формирования Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов и повлекло нарушение прав и законных интересов Жукова Л.М.

Статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что объектами земельных отношений являются, в том числе земельные участки.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

В соответствии с пунктом 2 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель (п.4 Правил) основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Согласно пункту 11 Правил, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, которые позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования.

Пунктами 1.3, 1.4 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2 Методических указаний перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ. Указанный перечень должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных.

Расчет кадастровой стоимости земельных участков согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.16 Методических указаний.

В целях разъяснения положений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Согласно пункту 2.2 Технических рекомендаций определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (Таблица 1 Приложения 2). Номер вида разрешенного использования вносится в графу 10 «Номер вида разрешенного использования» исходного перечня земельных участков (Таблица 1 Приложения 3). Для земельных участков с более чем одним видом разрешенного использования номера устанавливаются для всех видов разрешенного использования.

Из указанных правовых актов и приложений к ним следует, что формируемый перечень земельных участков должен содержать полную и достоверную информацию о земельных участках, подлежащих государственной оценке, в том числе о виде разрешенного использования, при этом вид разрешенного использования земельного участка имеет существенное значение для определения его кадастровой стоимости.

Учитывая, что земельные участки, являющиеся объектами налогообложения, образованы из участка за кадастровым номером /________/, разрешенный вид использования которого отнесен к 5 группе видов разрешенного использования; кадастровая стоимость участка /________/, признанная решением Арбитражного суда Томской области по делу /________/ необоснованной, соответствует стоимости участков /________/ и /________/ (/________/), суд приходит к выводу, что стоимость данных объектов, указанных в кадастровом паспорте участков не может быть учтена при определении размера налога, подлежащего взысканию с ответчика. При этом исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 в целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пункту 13 которых при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 13 указанных Правил),

Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Согласно пункту 1.2 данных Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка, то есть в данном рассматриваемом в настоящем деле случае, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, так как государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в Томской области была проведена по состоянию на 01.01.2007. а земельные участки с кадастровыми номерами /________/ и /________/. расположенные по адресу: /________/. поставлены на государственный кадастровый учет /________/. то есть после 01.01.2007. соответственно, являются вновь образованными.

В соответствии с пунктом 2.1.3 данных Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Таким образом, в соответствии с приведенными положениями в случае образования нового земельного участка кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь образованного земельного участка, при этом определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

В силу пунктов 6. 7 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 № 660, территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы, который является наименьшей единицей кадастрового деления территории кадастрового района и включает в себя, как правило, небольшие населенные пункты, кварталы городской или поселковой застройки и иные ограниченные природными и искусственными объектами территории.

В данном случае, результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области утверждены Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а по состоянию на 01.01.2007. В приложении № 2 к указанному Постановлению приведены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Томской области, в соответствии с которым средний удельный показатель кадастровой стоимости кадастрового квартала /________/ 5 группы видов разрешенного использования составляет /________/ руб./кв. м.

Земельный участок с кадастровым номером /________/. из которого образованы спорные вновь образованные земельные участки, отнесен именно к 5 группе вида разрешенного использования, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Томской области по делу № /________/, а земельные участки с кадастровыми номерами /________/ и /________/, выделенные из указанного (/________/), имели на момент их постановки на учет тот же вид разрешенного использования.

При этом из решения Арбитражного суда Томской области по делу № /________/ следует, что вид разрешенного использования указанных объектов «для эксплуатации нежилого здания» не позволил отнести земельные участки ни к одной из групп видов разрешенного использования, что явилось основанием для определения кадастровой стоимости земельных участков в размере, указанном в кадастровом паспорте.

Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами /________/ и /________/ в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 № 222, должна рассчитываться путем умножения площади каждого из выделенных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости исходя из данных Приложения № 2 к Постановлению Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а для кадастрового квартала /________/, и. соответственно, должна составлять у земельного участка с кадастровым номером /________/ - /________/ руб. (/________/.) и у земельного участка с кадастровым номером /________/ - /________/ руб. (/________/.), что не соответствует кадастровой стоимости, определенной в актах определения кадастровой стоимости и в кадастровых паспортах земельных участков от 14.01.2009 (/________/ руб. соответственно). Удельный показатель в актах определения кадастровой стоимости и кадастровых паспортах земельных участков от 14.01.2009 (/________/ руб.) также не соответствует удельному показателю для данного кадастрового квартала.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как указывалось судом, вопрос об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих истцу на праве собственности, является одним из обстоятельств, имеющих значение при разрешении спора о взыскании задолженности по налогу, которое подлежит доказыванию в силу ст.56 ГПК РФ стороной истца.

При рассмотрении настоящего спора установлено, что земельный налог начислен Жукову Л.М. за 2009 год на основании кадастровой оценки земель с кадастровыми номерами /________/ и /________/, определенной с нарушением требований действующего законодательства. Поскольку на момент предъявления уведомления об уплате налога стоимость указанных земельных участков в заявленном размере представителем ИФНС России по г.Томску не подтверждена, правовых оснований для взыскания налога в сумме /________/ руб., пени в размере /________/ руб. не имеется.

Учитывая, что в соответствии с положениями земельного законодательства исчисление земельного налога не является обязанностью налогоплательщика - физического лица, оплата указанного налога производится на основании налогового уведомления, содержащего размер земельного налога, которых должен быть определен налоговым органом, оснований для взыскания налога в ином размере на основании имеющегося в материалах дела уведомления № 78272 не имеется. При этом суд учитывает, что частично налог в сумме /________/ руб. ответчиком оплачен.

Из смысла п.4 ст.397 НК РФ следует, что налоговым органам предоставлено право направить налогоплательщику уточненное уведомление при корректировке налоговой базы.

Данному положению корреспондирует разъяснение, содержащееся в письме Министерства финансов РФ от 04.10.2010 № 03-05-06-02/96, согласно которому если органами, осуществляющими кадастровый учет в результате судебного решения произведена корректировка налоговой базы в налоговом периоде, за который налогоплательщику направлено уведомление, то налоговые органы должны пересчитать сумму налога и направить налогоплательщику уточненное уведомление, но не более чем за три периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления.

Таким образом, при наличии судебного решения, которым установлено необоснованное исчисления налоговой базы на земельный налог у налогового органа сохраняется право направить уведомление об уплате налога по скорректированной налоговой базе после определения стоимости земельного участка, определенной в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ИФНС России по г.Томску к Жукову Л.М. о взыскании земельного налога за 2009 год в сумме /________/ руб., пени в сумме /________/ руб. отказать

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд г.Томска со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: