ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 июня 2011 года Кировский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Н.А.Шороховецкой при секретаре О.А.Казицкой, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело 2-1746/11 по иску Макагон Е.Б. к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области» о признании решения первичного бюро МСЭ г.Томска № 1090 от 05.07.2010 незаконными, признании права на инвалидность, УСТАНОВИЛ: Макагон Е.Б. обратилась в суд с заявлением об отмене решения ФГУ МСЭ Томской области № 1090 от 05.07.2010. В обоснование заявления указала, что ей установлен диагноз «/________/». 28.06.2010 выдано направление на медико-социальную экспертизу. 05.07.2010 в признании инвалидом было отказано ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области» филиалом №6 и вынесено решение в виде акта освидетельствования № 1090. Указанное решение она обжаловала, но получила отказ. Считает, что решение № 1090 незаконно, так как нарушено ее право на признание инвалидом, составление плана реабилитации, пенсионного обеспечения. Считает, что врачи, участвующие в освидетельствовании от 05.07.2010 не имеют соответствующей специализации, дающей право освидетельствовать лиц и подписывать акты, отсутствует лицензия. Просит суд отменить решение ФГУ МСЭ по Томской области № 1090 от 05.07.2010 и признать ее инвалидом. Истец в судебное заседание не явилась. О времени и месте извещена надлежащим образом, согласно телефонограмме от 23.06.2011 просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области Бочаров А.В. (действующий на основании доверенности от 06.06.2011) исковые требования не признал. Представил суду письменный отзыв, который поддержал. Суду пояснил, что решение филиала -бюро №6 Учреждения от 05.07.2010г, решение экспертного состава Главное бюро (2-й состав) от 03.08.2010г. в отношении Макагон Е.Б. являются законными и обоснованными. У Макагон Е.Б. отсутствуют стойкие нарушения функций организма, которые бы ограничивали основные категории жизнедеятельности и позволили установить группу инвалидности. Эксперты имеют соответствующее образование, сертификаты и свидетельства МСЭ, а деятельность, осуществляемая ФГУ МСЭ под определение медицинской не подпадает и лицензированию не подлежит. Просит со ссылками на ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Приказ Минсоцразвития России от 23.12.2009г. № 1013н, Приказ Минсоцразвития России от 17.11.2009г. № 906н, постановление правительства РФ от 20.02.2006г. №95 в иске отказать. Выслушав представителя ответчика, определив в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению. Исходит из следующего. В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с ФЗ от 24.11.1995г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза -это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основании оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Согласно ст.8 п.1 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты. Согласно Правилам признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ №95 от 20.02.2006г. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 N 247, от 30.12.2009 N 1121) признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных свидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Пункт 5 Правил предусматривает, что условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид». Таким образом, определение той или иной группы инвалидности поставлено законодателем в зависимость от результатов комплексной оценки состояния организма освидетельствуемого. Само по себе стойкое расстройство функций организма, возникшее в результате заболевания, не предопределяет ту или иную группу инвалидности; она подлежит установлению в зависимости от степени выраженности данного расстройства и от степени ограничения тех или иных категорий жизнедеятельности. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009г. №1013н утверждены классификации и критерии, используемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, на момент освидетельствования Макагон Е.Б. в филиале - бюро №6 Учреждения 05.07.2010г. Согласно п.5,6,7 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении МСЭ граждан в ГУ МСЭ, утв. Приказом Минздравсоцразвития №1013н от 23.12.2009г., к основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способности к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению; к ориентации; к общению; контролировать свое поведение; к обучению; к трудовой деятельности. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека. Раздел 4 Классификаций и критериев предусматривает, критерии определения группы инвалидности. Таким образом, для определения группы инвалидности истца, принципиальным являлось определение в совокупности как степени выраженности у нее расстройства функций организма, так и степени выраженности основных категорий жизнедеятельности. Согласно п.25 Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. В соответствии с п.42-46 Правил гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Как следует из материалов дела Макагон Е.Б. была освидетельствована в филиале -бюро №6 Учреждения 05.07.2010г. с учетом данных медицинского обследования и наблюдения, изложенных в направлении на медико-социальную экспертизу ОГУЗ «Томский областной онкологический диспансер» от 28.06.2010г. и амбулаторной карты, инвалидом не признана. Представлена с диагнозом: злокачественное образование молочной железы. 03.08.2010г. Макагон Е.Б. обжаловала решение филиала-бюро №6 в главное бюро- Экспертный состав Главного бюро (2-й состав) Учреждения. По результатам освидетельствования, личного осмотра Макагон Е.Б. специалистами оснований для установления истцу группы инвалидности выявлено не было. В заключении указано, что на момент обследования на 05.07.2010г. заболевание у истца находилось в стадии ремиссии. Лечебным учреждением проведены реабилитационные мероприятия, которые положительно отразились на течении заболевания. Исходя из анализа медицинской документации, данные обстоятельства с учетом медицинской практики свидетельствуют о наличии у Макагон Е.Б. легких нарушений функции организма, которые бы свидетельствовали об ограничении основных критериев жизнедеятельности. В соответствии со ст.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Из анализа вышеприведенных норм следует, что само по себе заболевание, если оно не сопровождается стойким умеренно-выраженным расстройством функции организма, не приводит к ограничению жизнедеятельности и установлению группы инвалидности. Ходатайств о назначении комплексной медико-социальной экспертизы истцом заявлено не было. Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Решением Кировского районного суда г.Томска от 14.02.2011 установлено, что освидетельствование Макагон Е.Б. ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области» 03.08.2010г. проведено в соответствии с законом, специалисты пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для установления истцу группы инвалидности. Решение первичного бюро МСЭ №1090 от 05.07.2010г., а также решение ФГУ Главного бюро №241 от 03.08.2010г. являются мотивированными, основанными на результатах обследования Макагон Е.Б., оснований для их отмены и возложения на ответчика обязанности по установлению группы инвалидности нет. Так же указанным решением уставлено, что освидетельствование Макагон Е.Б. проведено специалистами ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области» в соответствии с действующим законодательством. Согласно заключению комплексной медико-социальной экспертизы ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области» от 02.02.2011г., освидетельствование Макагон Е.Б. ФГУ «Главное бюро медико-соцальной экспертизы по Томской области от 05.07.2010г., а также от 03.08.2010г. осуществлено в полном объеме, с соблюдением порядка и процедуры проведения, предусмотренной действующим законодательством. Имеющиеся по состоянию на 05.07.2010г., а также на 03.08.2010 у Макагон Е.Б. стойкие незначительно выраженные нарушения функций иммунитета, кровообращения и внутренней секреции не привели к ограничению жизнедеятельности в виде снижения ее основных категорий: способности к самообслуживанию, способности к передвижению, способности к ориентации, способности к общению, способности к обучению, способности контролировать свое поведение, способности к трудовой деятельности, не вызывают необходимость мер социальной защиты, включая реабилитацию, не дают основания для определения группы инвалидности согласно приказу Министерства здравоохранения социального развития РФ №1013н от 23.12.2009 и Постановлению Правительства РФ№ 95 от 20.02.2006, р II,п.5,6. По состоянию на 05.07.2010, а также на 03.08.2010 у Макагон Е.Б. критерии ограничения жизнедеятельности выражены не были. Решение первичного бюро МСЭ в отношении Макагон Е.Б. №1090 от 05.07.2010, решение ФГУ «ГБ МСЭ по ТО» №241 от 03.08.2010 вынесены правомерно. Специалисты, изучив документацию, представленную первичнымбюро, рассмотрев представленные им данные (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-бытовые, психологические и другие), проведя осмотр Макагон Е.Б., оценили степень ограничения ее жизнедеятельности, обсудили полученные результаты и правильно пришли к обоснованному выводу о том, что у Макагон Е.Б. имеющиеся стойкие незначительно выраженные нарушения функции иммунитета, кровообращения и внутренней секреции не привели к ограничению жизнедеятельности. Так же, согласно заключению врачей -экспертов, у истца нет нарушений функций организма, позволяющие установить группу инвалидности. При проведении комплексной медико-социальной экспертизы изучению и оценке подлежал как акт № 241 от 03.08.2010, так и акт № 1090 от 05.07.2010, указанные решения признаны соответствующими действующему законодательству. Заключение экспертов ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области отвечает требованиям ст.7,8,13 ФЗ «О государственной судебно - экспертной деятельности в РФ» Заключение №1090 от 05.07.2010 подписано ФИО10. руководителем Экспертного состава №1, являющейся врачом -онкологом, ФИО11., являющейся врачом-терапевтом, ФИО12ФИО13., являющейся врачом неврологом. Указанные врачи имеют высшее образование, свидетельства о повышении квалификации, сертификаты, дающие право проводить медико-социальное освидетельствование и давать соответствующее заключение, что опровергает доводы истца о том, что у врачей, проводивших освидетельствование, отсутствуют сертификаты специалистов и свидетельств по МСЭ. Кроме того, деятельность, осуществляемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, под определение медицинской деятельности не подпадает и, следовательно, лицензированию не подлежит. На основании изложенного суд приходит к выводу, что акт освидетельствования в бюро МСЭ № 1090 от 05.07.2010 вынесен законно и обосновано и оснований для признания его незаконным и подлежащим отмене нет, соответственно, нет оснований для признания за Макагон Е.Б. права на инвалидность. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Макагон Е.Б. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области» о признании решения ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области № 1090 от 05.07.2010. незаконным, признании права на инвалидность - отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме. Судья: подпись ВЕРНО Судья Н.А.Шороховецкая Секретарь: О.А.Казицкая