РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 июня 2011 года Кировский районный суд г. Томска в составе: при секретаре О.А.Казицкой, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело № 2-1637/11 по иску прокурора Кировского района г.Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к областному государственному учреждению здравоохранения «Областная детская туберкулезная больница», Департаменту здравоохранения Томской области о понуждении к совершению определенных действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кировского района г.Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к областному государственному учреждению здравоохранения «Областная детская туберкулезная больница» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности в следующих помещениях: главный корпус, стр.2 пп.60 ППБ 01-03 в РФ, п. 27 ППБ 01-03 в РФ, п.6.18* СНиП 21-01-97*, п.40 ППБ 01-03в РФ, п.8.11 СНиП 21-01-97*, п. 53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97*, п.57 ППБ 01-03 в РФ, п.2.1.21 ПЭУ; клуб стр.2/3 п.З ППБ 01-03 в РФ, п.27 ППБ 01-03 в РФ; школа стр.2/4 п.8.11 СНиП 21-01-97, п.53 01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97*, п.З ППБ 01-03 в РФ, п.57 ППБ 01-03в РФ, п.2.1.21 ПЭУ, п.6.18* СНиП 21-01-97*, п.53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97*, п.40 ППБ 01-03 в РФ, п.60 ППБ 01-03 в РФ, п.57 ППБ 01-03 в РФ, п.2.1.21 ПЭУ, п.53 ППБ 01-03 в РФ, административное здание, стр.2/5 п.З ППБ 01-03 в РФ, п.53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97*, п.57 ППБ 01-03 в РФ,п.2.1.21 ПЭУ, п.52 ППБ 01-03 в РФ, помещения сторожки (проходная), стр.2/6 п. 3 ППБ в РФ, п.57 ППБ 01-03 в РФ, помещение архива, стр.2/7п.З ППБ 01-03 в РФ, п.60 ППБ 01-03 в РФ, п.36 ППБ 01-03 в РФ, п.53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.25*СНиП 21-01-97*, п.57 ППБ 01-03 в РФ, П.2.1.2ШЭУ, п.ЗЗ ППБ 01-03 в РФ, гаражные боксы, стр.2/8 п.З ППБ 01-03 в РФ, п. 108 ППБ 01-03 РФ, склад п.З ППБ 01-03 в РФ, п. 108 ППБ 01-03 в РФ, п.36 ППБ 01-03 в РФ, летняя баня п.З ППБ 01-03 в РФ, п.57 ППБ 01-03 в РФ, П.2.1.2ШЭУ, слесарка, столярка п.З ППБ 01-03 в РФ, п.108 ППБ 01-03 в РФ, п.57 ППБ 01-03 в РФ, п.2.1.21 ПЭУ, п.36 ППБ 01-03 в РФ, п.40 ППБ 01-03 в РФ, баня, прачечная п.57 ППБ 01-03 в РФ, п.2.1.21 ПЭУ, п.36 ППБ 01-03 в РФ, спальный корпус (отделение № 1) стр.2/16 п.6.18 СНиП 21-01-97*, п.53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97*, п.34 ППБ 01-03 в РФ, п.64 ППБ 01-03 в РФ, п.60 ППБ 01-03 в РФ, п.З ППБ 01-03в РФ, п.40 ППБ 01-03 в РФ, п.4.3* СНиП 21-01-97*, п.57 ППБ 01-03 в РФ, П.2.1.2ШЭУ, п.40 ППБ 01-03 в РФ, п.4.38 СНиП 21-01-97*, п.36 ППБ 01-03 в РФ, п.57 ППБ 01-03 в РФ, ПЭУ, п.8.11 СНиП 21-01-97*, п.108 ППБ 01-03 в РФ, переход спального корпуса из отделения 1 в отделение 2 п.53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.26* СНиП 21-01-97*, спальный корпус (отделение № 2 ) стр.2/16 п.6.18* СНиП 21-01-97*, п.53 ППБ 01-93 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97*, п.40 ППБ 01-03 в РФ, п.4.3* СНиП 21-01-97*, п.40 ППБ 01-03 в РФ, п.57 ППБ 01-03 в РФ, п.2.1 21 ПЭУ, п.4.3*СНиП 21-01-97*, п.40 ППБ 01-03 в РФ, п.53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97*, п.60 ППБ 01-03 в РФ, п.8.11 СНиП 21-01-97*, п.52 ППБ в РФ, лыжная база, стр.2/17 п.З ППБ 01-03 в РФ, п.21 ППБ 01-03 в РФ, игровая (склад) п.27 ППБ 01-03 в РФ, п.4.3* СНиП 21-0197*, общие нарушения п.96 ППБ 01-03 в РФ, п.89 ППБ 01-03 в РФ, п.36 ППБ 01-03 в РФ, которые необходимо устранить. В процессе рассмотрения дела прокурором Кировского района г.Томска уточнены. Окончательно просит суд обязать устранить следующие нарушения: главный корпус, стр.2 п.6.18* СнИП 21-01-97*-отсутствуют противодымные двери с уплотнителями и доводчиками в притворах, п.8.11 СНиП 21-0197*- на здании отсутствует ограждение кровли, п.57 ППБ 01-03 в РФ участки электроцепи соединены при помощи механических скруток, школа стр.2/4 п.53 ППБ 01-03 в РФ- полы на путях эвакуации второго этажа покрыты горючими материалами (дерево), п. 53 ППБ 01-03 в РФ -двери запасного эвакуационного выхода не соответствуют требованиям (высота менее 1,9 м), склад п.З ППБ 01-03 в РФ в помещениях отсутствует АПС в соответствии с НПБ 110-03, слесарка, столярка п. 108 ППБ 01-03 в РФ эксплуатация первичных средств пожаротушения, не прошедших своевременную перезарядку, баня, прачечная п.З6 ПП 01-03 в РФ отсутствуют акты на испытания огнезащитной обработки чердачных помещений, спальный корпус (отделение № 1) стр.2/16 п.6.18* СНиП 21-01-97* отсутствуют противодымные двери с уплотнителями доводчиками в притворах на этажах, п.53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97* стены на путях эвакуации покрыты горючими материалами (краска), п. 40 ППБ 01-03 в РФ в подвале хранение горючих материалов (устроены склады по хранению мебели и др.вещей), п.4.3* СНиП 21-01-97* оконные проемы в подвале в нескольких из складских помещений заложены кирпичной кладкой, п.40 ППБ 01-03 в РФ подвальные помещения используются под складские помещения, п.4.3* СНиП 21-01-97* подвальные помещения используются не по функциональному назначению (из административных переведены в складские, гардеробные и т.д.), п.36 ППБ 01-03 в РФ в подвале не обработанные деревянные стеллажи для хранения горючих материалов, спальный корпус (отделение №2) стр.2/16 п.6.18* СНиП 21-01-97* отсутствуют противодымные двери с уплотнителями и доводчиками в притворах на этажах, п. 53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97* стены на путях эвакуации покрыты горючими материалами (краска, дерево на первом этаже), п.40 ППБ 01-03 в РФ подвальные помещения используются под складские помещения, п.4.3* СНиП 21-01-97* подвальные помещения используются не по функциональному назначению (из административных переведен в складские, гардеробные и т.д), п.40 ППБ 01-03 в РФ в подвале хранение горючих материалов (устроены 4 склада по хранению мебели, красок и др.вещей),п.4.3* СНиП 21-01-97* оконные проемы в подвале в нескольких из складских помещений заложены кирпичной кладкой, п.40 ППБ 01-03 в РФ на путях эвакуации в коридоре на втором этаже установлены дополнительные металлические двери с механическими замками ухудшающие условия эвакуации, п.53 ППБ 01-03 в РФ стены на путях эвакуации в подвале покрыты горючими материалами (краска), игровая (склад) п.27 ППБ 01-03 в РФ отсутствуют индивидуальное наружное освещение входов /выходов из здания, общие нарушения п.36 ППБ 01-03 в РФ отсутствуют акты на испытания огнезащитной обработки чердачных помещений. В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Томска Игловская Е.И. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» Карпов С.А. (действующий на основании доверенности от 19.05.2011) согласился с требованиями прокурора, с тем, что главном корпусе (стр.2) необходимо установить противодымные двери с уплотнителями и доводчиками в притворах, установить ограждение кровли, провести ремонт электропроводки с целью исключения соединений участков электроцепи при помощи механических скруток; в школе (стр.2/4) освободить стены на путях эвакуации от горючих материалов- краска, убрать на путях эвакуации из помещений второго этажа с полов горючие материалы- дерево; в спальном корпусе (отделение №1 ) стр.2/16 установить противодымные двери с уплотнителями и доводчиками в притворах, освободить стены на путях эвакуации от горючей краски, прекратить в подвале хранение горючих материалов (устроены склады по хранению мебели и др.вещей), освободить оконные проемы в подвале складских помещений от кирпичной кладки, исключить использование подвальных помещений не по функциональному назначению: под складские помещения, гардеробные и т.д, обработать расположенные в подвале деревянные стеллажи для хранения горючих материалов; в спальном корпусе (отделение №2) стр.2/16) установить противодымные двери с уплотнителями и доводчиками в притворах на этажах, освободить стены на путях эвакуации от горючих материалов ( краска, дерево на первом этаже), исключить использование подвальных помещений не по функциональному назначению под складские помещения, гардеробные и т.д., провести ремонт электропроводки с целью исключения соединений участков электроцепи при помощи механических скруток в подвале, освободить оконные проемы в подвале от кирпичной кладки, демонтировать с путей эвакуации в коридоре на втором этаже дополнительные металлические двери с механическими замками, ухудшающие условия эвакуации, освободить стены на путях эвакуации в подвале от горючих материалов (краска), в игровой (складе) установить индивидуальное наружное освещение входов/выходов из здания; общие нарушения разработать график ТО и ППР в журнале по обслуживанию АПС, провести проверку на водоотдачу внутренних пожарных кранов. Для исполнения представления прокурора ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» не имеется денежных средств. Оставшиеся нарушения требуют значительных финансовых затрат, которых у учреждения не имеется. С момента поступления денежных средств оставшиеся нарушения буду устранены. Представители ответчика Катаргин К.А. (действующий на основании доверенности от 09.10.2009), Юринский В.В. (действующий на основании доверенности от 19.05.2011) правовою позицию своего доверителя подержали в полном объеме. Ответчик Департамент здравоохранения Томской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание направлен не был, заявлений об отложении судбеного заседания, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не поступало. Представитель третьего лица Администрации Томской области Круглова Т.П. (действующая на основании доверенности № 69 от 22.11.2010) в судебное заседание не явилась. Представила суду отзыв в котором не возражала против удовлетворения исковых требований, просила суд рассмотреть дело без участия представителя администрации Томской области. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.З ст.35 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Статья 47 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья. В соответствии со ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. №69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В силу ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Пунктом 10 ППБ 01-03 в РФ установлено, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Согласно п.53 Правил пожарной безопасности (далее - ППБ 01-03), утв. приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003г. №313, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости). В соответствии с пунктом 36 ППБ 01-03 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Из акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 14.03.2011 следует, что в ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» было обнаружены следующие нарушения требований пожарной безопасности: главный корпус, стр.2 пп.60 ППБ 01-03 в РФ, п. 27 ППБ 01-03 в РФ, п.6.18* СНиП 21-01-97*, п.40 ППБ 01-03в РФ, п.8.11 СНиП 21-01-97*, п. 53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97*, п.57 ППБ 01-03 в РФ, п.2.1.21 ПЭУ; клуб стр.2/3 п.З ППБ 01-03 в РФ, п.27 ППБ 01-03 в РФ; школа стр.2/4 п.8.11 СНиП 21-01-97, п.53 01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97*, п.З ППБ 01-03 в РФ, п.57 ППБ 01-ОЗв РФ, п.2.1.21 ПЭУ, п.6.18* СНиП 21-01-97*, п.53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97*, п.40 ППБ 01-03 в РФ, п.60 ППБ 01-03 в РФ, п.57 ППБ 01-03 в РФ, п.2.1.21 ПЭУ, п.53 ППБ 01-03 в РФ, административное здание, стр.2/5 п.З ППБ 01-03 в РФ, п.53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97*, п.57 ППБ 01-03 в РФ,п.2.1.21 ПЭУ, п.52 ППБ 01-03 в РФ, помещения сторожки (проходная), стр.2/6 п. 3 ППБ в РФ, п.57 ППБ 01-03 в РФ, помещение архива, стр.2/7п.З ППБ 01-03 в РФ, п.60 ППБ 01-03 в РФ, п.36 ППБ 01-03 в РФ, п.53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.25*СНиП 21-01-97*, п.57 ППБ 01-03 в РФ, П.2.1.2ШЭУ, п.ЗЗ ППБ 01-03 в РФ, гаражные боксы, стр.2/8 п.З ППБ 01-03 в РФ, п.108 ППБ 01-03 РФ, склад п.З ППБ 01-03 в РФ, п.108 ППБ 01-03 в РФ, п.36 ППБ 01-03 в РФ, летняя баня п.З ППБ 01-03 в РФ, п.57 ППБ 01-03 в РФ, П.2.1.2ШЭУ, слесарка, столярка п.З ППБ 01-03 в РФ, п.108 ППБ 01-03 в РФ, п.57 ППБ 01-03 в РФ, П.2.1.2ШЭУ, п.36 ППБ 01-03 в РФ, п.40 ППБ 01-03 в РФ, баня, прачечная п.57 ППБ 01-03 в РФ, п.2.1.21 ПЭУ, п.36 ППБ 01-03 в РФ, спальный корпус (отделение № 1) стр.2/16 п.6.18 СНиП 21-01-97*, п.53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97*, п.34 ППБ 01-03 в РФ, п.64 ППБ 01-03 в РФ, п.60 ППБ 01-03 в РФ, п.З ППБ 01-ОЗв РФ, п.40 ППБ 01-03 в РФ, п.4.3* СНиП 21-01-97*, п.57 ППБ 01-03 в РФ, П.2.1.21ПЭУ, п.40 ППБ 01-03 в РФ, п.4.38 СНиП 21-01-97*, п.36 ППБ 01-03 в РФ, п.57 ППБ 01-03 в РФ, ПЭУ, п.8.11 СНиП 21-01-97*, п.108 ППБ 01-03 в РФ, переход спального корпуса из отделения 1 в отделение 2 п.53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.26* СНиП 21-01-97*, спальный корпус (отделение № 2) стр.2/16 п.6.18* СНиП 21-01-97*, п.53 ППБ 01-93 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97*, п.40 ППБ 01-03 в РФ, п.4.3* СНиП 21-01-97*, п.40 ППБ 01-03 в РФ, п.57 ППБ 01-03 в РФ, п.2.1 21 ПЭУ, п.4.3*СНиП 21-01-97*, п.40 ППБ 01-03 в РФ, п.53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97*, п.60 ППБ 01-03 в РФ, п.8.11 СНиП 21-01-97*, п.52 ППБ в РФ, лыжная база, стр.2/17 п.З ППБ 01-03 в РФ, п.21 ППБ 01-03 в РФ, игровая (склад) п.27 ППБ 01-03 в РФ, п.4.3* СНиП 21-0197*, общие нарушения п.96 ППБ 01-03 в РФ, п.89 ППБ 01-03 в РФ, п.36 ППБ 01-03 в РФ, которые необходимо устранить. В соответствии с вышеизложенным, ОГУЗ «Областная туберкулезная детская больница» было обязано устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанные в акте проверки от 14.03.2011, однако нарушения требований пожарной безопасности были устранены только в части. Остаются не устраненными нарушения: в главном корпусе (стр.2) не установлены противодымные двери с уплотнителями и доводчиками в притворах, не установлены ограждение кровли, не проведен ремонт электропроводки с целью исключения соединений участков электроцепи при помощи механических скруток; в школе (стр.2/4) не освобождены стены на путях эвакуации от горючих материалов- краска, не убраны на путях эвакуации из помещений второго этажа с полов горючие материалы- дерево; в спальном корпусе (отделение №1) стр.2/16 не установлены противодымные двери с уплотнителями и доводчиками в притворах, не освобождены стены на путях эвакуации от горючей краски, не прекращено в подвале хранение горючих материалов (устроены склады по хранению мебели и др.вещей), не освобождены оконные проемы в подвале складских помещений от кирпичной кладки, не исключено использование подвальных помещений не по функциональному назначению: под складские помещения, гардеробные и т.д., не обработаны расположенные в подвале деревянные стеллажи для хранения горючих материалов; в спальном корпусе (отделение № 2) стр.2/16 не установлены противодымные двери с уплотнителями и доводчиками в притворах на этажах, не освобождены стены на путях эвакуации от горючих материалов (краска, дерево на первом этаже), не исключено использование подвальных помещений не по функциональному назначению под складские помещения, гардеробные и т.д., не проведен ремонт электропроводки с целью исключения соединений участков электроцепи при помощи механических скруток в подвале, освободить оконные проемы в подвале от кирпичной кладки, не демонтированы с путей эвакуации в коридоре на втором этаже дополнительные металлические двери с механическими замками, ухудшающие условия эвакуации, не освобождены стены на путях эвакуации в подвале от горючих материалов (краска), в игровой (складе) не установлены индивидуальное наружное освещение входов/выходов из здания; общие нарушения разработать график ТО и ППР в журнале по обслуживанию АПС, не проведена проверка на водоотдачу внутренних пожарных кранов, что не оспаривалось представителями ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница». В соответствии с п.2.1 Устава ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» создано с целью оказания в условиях противотуберкулезного стационара специализированной противотуберкулезной помощи несовершеннолетним, проживающим в Томской области. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что невыполнение ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» предписаний пожарных инспекторов об устранении нарушений правил пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью для пациентов, находящихся в ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» на лечении на защиту жизни, здоровья в случае пожара, нарушают права указанных категорий граждан, а следовательно, требования прокурора Кировского района г.Томска законны и обоснованны. Разрешая требования о возложении обязанности на Департамент здравоохранения Томской области осуществить финансирование по осуществлению устранения нарушений правил пожарной безопасности, суд исходит из следующего. В соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества. Согласно п.3.1 Устава ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» имущество учреждения является государственной собственностью Томской области, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Поскольку законодательство не устанавливает иное, в п.2 ст. 120 ГК РФ речь идет о любых обязательствах учреждения, включая обязательства, возникшие при осуществлении деятельности, направленной на обеспечение сохранности переданного собственником имущества, в том числе, на соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно п.п.5 п.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета обладает полномочиями по распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. В соответствии со п.2 ч.З ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. В соответствии с распоряжением Администрации Томской области от 19.01.2007г. №14-ра ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» входит в перечень областных государственных учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения Томской области. В п. 1.4 Устава ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» отражено, что учредителем учреждения является Департамент здравоохранения Администрации Томской области. Согласно п.п.18 п.9 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 30.06.2007г. №89, Департамент здравоохранения выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных областных государственных учреждений. В соответствии с п.3.2. Устава ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» одним из источников формирования финансовых ресурсов учреждения являются средства, выделяемые целевым назначением из областного бюджета согласно утвержденной главным распорядителем смете. В силу ст.З Закона Томской области от 11.10.2007г. №231-03 «О бюджетном процессе в Томской области» для обеспечения задач и функций Томской области предназначен областной бюджет. Статьей 38.1 БК РФ установлено, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Как следует из пояснений представителя ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» выполнить необходимые работы по устранению нарушений правил пожарной безопасности не представляется возможным, в связи с отсутствием финансирования, что подтверждается материалами дела. Согласно представленной ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» сметы расходов на 2011 на противопожарные мероприятия предусмотрено /________/. Согласно акту №177 от 10.05.2011 стоимость ремонта пожарной сигнализации (административное здание, сторожка) составляет /________/ руб., согласно акту № 176 от 31.05.2011 стоимость ремонта пожарной сигнализации на объектах заказчика (гараж, слесарный цех) составляет /________/., согласно акту № 175 от 27.04.2011 стоимость деревянных конструкций кровли в хозяйственном блоке и складе, стеллажи, деревянные конструкции в архиве составляет /________/., согласно акту № 172 от 14.04.2011 ремонт систем оповещения людей о пожаре составляет /________/. Таким образом, сумма денежных средств, необходимых ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» для устранения нарушений правил пожарной безопасности, превышает сумму средств, выделяемых учреждению областным бюджетом. Согласно ст.З8 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организации. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Департамент здравоохранения Томской области как главный распорядитель бюджетных средств обязан принимать все необходимые организационные, финансовые и иные меры, обеспечивающие надлежащее содержание ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница». В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Департамент здравоохранения Томской области является главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных областных государственных учреждений, в обязанности которого входит обеспечение финансирования расходов на устранение нарушений правил пожарной безопасности ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница», а потому у него возникла обязанность по финансированию обязательств учреждения по устранению правил и выполнению требований пожарной безопасности вверенных ему государственных учреждений. Таким образом, Департамент здравоохранения Томской области является надлежащим ответчиком по возложению обязанности осуществить финансирование за счет средств бюджета Томской области расходов ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» по устранению допущенных нарушений. В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд, с учетом пояснений представителя ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница», считает, что решение суда должно быть исполнено в трехмесячный срок с момента поступления финансирования, полагая, что данный срок является достаточным и разумным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Кировского района г.Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к областному государственному учреждению здравоохранения «Областная детская туберкулезная больница», Департаменту здравоохранения Томской области о понуждении к совершению определенных действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности удовлетворить. Обязать областное государственное учреждение здравоохранения «Областная детская туберкулезная больница» в главном корпусе (стр.2) установить противодымные двери с уплотнителями и доводчиками в притворах, установить ограждение кровли, провести ремонт электропроводки с целью исключения соединений участков электроцепи при помощи механических скруток; в школе (стр.2/4) освободить стены на путях эвакуации от горючих материалов- краска, убрать на путях эвакуации из помещений второго этажа с полов горючие материалы- дерево; в спальном корпусе (отделение №1) стр.2/16 установить противодымные двери с уплотнителями и доводчиками в притворах, освободить стены на путях эвакуации от горючей краски, прекратить в подвале хранение горючих материалов (устроены склады по хранению мебели и др.вещей), освободить оконные проемы в подвале складских помещений от кирпичной кладки, исключить использование подвальных помещений не по функциональному назначению: под складские помещения, гардеробные и т.д., обработать расположенные в подвале деревянные стеллажи для хранения горючих материалов; в спальном корпусе (отделение № 2) стр.2/16 установить противодымные двери с уплотнителями и доводчиками в притворах на этажах, освободить стены на путях эвакуации от горючих материалов (краска, дерево на первом этаже), исключить использование подвальных помещений не по функциональному назначению под складские помещения, гардеробные и т.д., провести ремонт электропроводки с целью исключения соединений участков электроцепи при помощи механических скруток в подвале, освободить оконные проемы в подвале от кирпичной кладки, демонтировать с путей эвакуации в коридоре на втором этаже дополнительные металлические двери с механическими замками, ухудшающие условия эвакуации, освободить стены на путях эвакуации в подвале от горючих материалов (краска), в игровой (складе) установить индивидуальное наружное освещение входов/выходов из здания; общие нарушения разработать график ТО и ППР в журнале по обслуживанию АПС, провести проверку на водоотдачу внутренних пожарных кранов, по адресу: /________/ в трехмесячный срок с момента поступления финансирования. Обязать Департамент здравоохранения Томской области обеспечить финансирование за счет средств областного бюджета расходов областного государственного учреждения здравоохранения «Областная детская туберкулезная больница» по устранению нарушений правил пожарной безопасности в главном корпусе (стр.2), в школе (стр.2/4), в спальном корпусе (отделение № 1) стр.2/16, в спальном корпусе (отделение № 2) стр.2/16, в игровой (складе) по адресу: /________/ и общих нарушений. На решение может быть подана кассационная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья: подпись ВЕРНО Судья: Н.А.Шороховецкая Секретарь: О.А.Казицкая
председательствующего судьи Н.А.Шороховецкая