№ 2-1807/2011 на момент размещения решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

30.06.2011 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Желтковской Я.В.

при секретаре Чириковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием представителя истца Еремченко Е.П., представителя ответчика Администрации Кировского района г. Томска Васильевой А.И. гражданское дело по иску Рахматуллиной М.Г. к Администрации Кировского района г. Томска о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

Рахматуллина М.Г. обратилась в суд с иском к Администрации Кировского района г.Томска о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование требований указала, что является участником Великой Отечественной войны, 13.04.2011 обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в чем решением жилищной комиссии администрации № 28 от 26.04.2011 ей отказано. С данным решением не согласна, т.к. занимаемое ею помещение, расположенное по адресу: /________/, не соответствует санитарным нормам и правилам, не пригодно для проживания. Со ссылкой на положения ст. 51 Жилищного кодекса РФ просила признать решение жилищной комиссии Администрации Кировского района г.Томска № 28 от 26.04.2011 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, обязать ответчика повторно рассмотреть заявление о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебное заседание истец не явилась, доказательств уважительности причин неявки не представила, суд на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело без ее участия.

Представитель истца Еремченко Е.П. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Кировского района г. Томска Васильева А.И. иск не признала, пояснила, что Рахматуллиной М.Г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с не истечением предусмотренного ст.53 Жилищного кодекса РФ пятилетнего срок со дня совершения истцом действия, в результате которого она может быть признана нуждающейся в жилом помещении - заключения договора дарения, принадлежавшего Рахматуллиной М.Г. жилого дома. Полагала, что основания для признания Рахматуллиной М.Г. нуждающейся, как проживающей в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, истцом не доказаны, жиле помещение, находящееся в пользовании истца является пригодным для проживания, имеет физический износ не более 28%, отсутствие в помещении форточки на окнах о непригодности не свидетельствует. Пояснила, что для устранения указанного недостатка и осуществления текущего ремонта истцу в установленном порядке выделены денежные средства в размере /________/ руб.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п.1 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 в редакции от 09.12.2010 № 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, критерием постановки участника Великой Отечественной войны на учет на улучшение жилищных условий является его нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.

Из удостоверения серии /________/, выданным Управлением социальной защиты населения Томского района Томской области 13.12.2001, следует, что Рахматуллина М.Г. является ветераном участником Великой Отечественной войны.

Судом из пояснений участников процесса, обращений истца в администрацию Кировского района г.Томска, заключения от 22.11.2010 установлено, что Рахматуллина М.Г. имеет регистрацию и проживает по адресу: /________/, данное жилое помещение, общей площадью /________/ кв. м, жилой - /________/ кв. м, принадлежит на праве собственности Ш. (сестре истца), истец является членом семьи собственника указанного жилого помещения, следовательно, в соответствии с требованиями ст. 31 ЖК РФ, имеет право пользования жилым помещением.

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества № 01/187/2011-109 от 21.04.2011 следует, что с 21.01.2008 по 23.12.2010 Рахматурллина М.Г. являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: /________/, право собственности прекращено на основании договора дарения.

13.04.2011 Рахматуллина М.Г. обратилась в Администрацию Кировского района г.Томска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, основанием обращения указала наличие у нее статуса инвалида Великой Отечественной войны.

Решением жилищной комиссии № 28 от 26.04.2011 Администрации Кировского района г. Томска Рахматуллиной М.Г. отказано в принятии на учет по основаниям, предусмотренным ст. 53 Жилищного кодекса РФ - не истечение пятилетнего срока с момента отчуждения 23.12.2010 жилого дома, в котором зарегистрирована по месту жительства и проживает истец, что ухудшило ее жилищные условия.

Обращаясь с требованием о признании указанного решения незаконным, истец полагает, что занимаемое ею помещение является непригодным для проживания, что является основанием для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий.

Суд считает, что доводы истца не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Однако положения указанных норм применяются с учетом требований ст. 53 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно ст. 54 ЖК РФ, допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

С учетом данных обстоятельств и в связи с тем, что установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок со дня отчуждения истцом принадлежащего ей на праве собственности жилого дома не истек, у суда не имеется оснований для признания оспариваемого Рахматуллиной М.Г. решения администрации № 28 от 26.04.2011 незаконным.

В подтверждение доводов о том, что жилой дом, расположенный по адресу: /________/, не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам, истец ссылается на наличие экспертного заключения № 973 от 22.11.2010.

Согласно данному заключению, указанное жилое помещение не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», а именно: отсутствует вентиляция, т.к. конструкцией оконных блоков не предусмотрены оконные форточки; на придомовой территории имеется бытовой мусор.

В судебном заседании установлено, что на момент разрешения спора и вынесения оспариваемого решения указанные в заключении недостатки частично устранены, что подтверждается показаниями свидетеля К., которая пояснила, что придомовая территория жилого дома, расположенного по адресу: /________/, находится в надлежащем санитарном состоянии, ухожена, мусор убран, имеются садово-огородные насаждения. Показания свидетеля согласуются с представленными письменными доказательствами - фотографиями домовладения, находящегося в пользовании истца.

По мнению суда, отсутствие в оконных блоках форточек не является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, учитывая, что ответчиком предприняты меры для устранения данного недостатка.

Так, из распоряжения Администрации Кировского района г. Томска № 118 от 26.04.2011 об утверждении протокола № 1 заседания комиссии по назначению и выплате социальной (материальной) помощи от 03.03.2011 следует, что Рахматуллиной М.Г. оказана социальная помощь на проведение текущего ремонта жилого помещения - выделены денежные средства в рамках городской долгосрочной целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013 годы в размере /________/ руб. Доказательств того, что указанных денежных средств не достаточно для осуществления текущего ремонта истцом в силу ст.56 ГПК РФ не представлено.

Из содержания ст.ст. 72, 76 Конституции РФ и ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, ст.1 Закона Томской области от 13.02.2004 N 23-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями граждан, жилище которых признано
непригодным для проживания" (в редакции от 8 августа 2006 г.) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Доводы истца о том, что жилой дом не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам, суд считает несостоятельными, поскольку указанное строение в установленном порядке непригодным для проживания не признано, а заключение, на которые ссылается истец данных сведений не содержит. Доказательств обращения истца в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания Рахматуллиной М.Г. согласно ст.56 ГПК РФ не представлено.

Учитывая, что отсутствие в жилом доме форточек не свидетельствует о несоответствии жилого дома, находящегося в пользовании Рахматуллиной М.Г. требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, физический износ жилого дома составляет 28 %, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Рахматуллиной М.Г. о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Рахматуллиной М.Г. к Администрации Кировского района г. Томска о признании незаконным решения № 28 от 26.04.2011 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течении10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: