№ 2-2124/2011 на момент размещения решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

01.08.2011 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего               Желтковской Я.В.

при секретаре      Чириковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Томского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Консоль» о приостановлении деятельности по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов,

у с т а н о в и л:

Прокурор Томского района Томской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Консоль» о приостановлении деятельности по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов. В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обеспечения пожарной и санитарной безопасности ООО «Консоль», в результате проведения которой установлены следующие нарушения: деятельность по транспортировке и размещению ТБО осуществляется в отсутствие полученной в установленном порядке лицензии на данный вид деятельности; не произведено в установленном порядке подтверждение отнесения отходов I-IV классов опасности, образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности, к конкретному классу опасности, не разработаны в установленном порядке паспорта отходов I-IV классов опасности. Кроме того, на территории полигона бытовых отходов, расположенного вблизи с. Лязгино Корниловского сельского поселения, допускаются нарушения требований пожарной безопасности. Продолжение деятельности ООО «Консоль» по эксплуатации указанного полигона бытовых отходов с нарушениями действующего лицензионного и природоохранного законодательства создает угрозу жизни и здоровья населения, проживающего в непосредственной близости от полигона бытовых отходов, а также негативно влияет на состояние окружающей среды.

Просил приостановить деятельность ООО «Консоль» по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, расположенного вблизи с.Лязгино автодороги «Корнилово-Лязгино», арендуемого на основании договора от 28.06.2010, 18.07.2011 до устранения следующих нарушений: получения в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, размещению твердых бытовых отходов; подтверждения отнесения отходов I - IV классов опасности, образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности, к конкретному классу опасности; разработки в установленном порядке паспортов отходов I - IV классов опасности; обеспечения мер пожарной безопасности при размещении твердых бытовых отходов на полигоне, исключающих возгорание, а именно: проведение работ по уплотнению и устройству изолирующего слоя твердых бытовых отходов, обеспечение первичными средствами пожаротушения.

В судебном заседании представитель истца Федько П.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Консоль» в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, суд согласно ч.4 ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело без его участия.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 41 ГПК РФ прокурор вправе предъявить иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Аналогичное положение содержит пункт 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Как устанавливает ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В статье 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Учитывая данные конституционные положения, нормы федерального законодательства, суд считает, что несоблюдение требований санитарной безопасности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем иск прокурором заявлен обоснованно.

Судом установлено, что прокуратурой Томского района Томской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обеспечения пожарной и санитарной безопасности ООО «Консоль», в результате которой установлено, что деятельность данного лица связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно акту проверки от 29.03.2011 № 2-14, составленному инспектором Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Т. с участием главного инженера ООО «Консоль» Н. установлены следующие нарушения: деятельность ООО «Консоль» по транспортировке и размещению ТБО осуществляется в отсутствие полученной в установленном порядке лицензии на данный вид деятельности; не произведено в установленном порядке подтверждение отнесения отходов I-IV классов опасности, образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности, к конкретному классу опасности, не разработаны в установленном порядке паспорта отходов I-IV классов опасности.

Из письма начальника ГУ «5 отряд Федеральной противопожарной службы по Томской области» следует, что 06.08.2010, 06.09.2010, 21.10.2010, 22.10.2010 на территории полигона бытовых отходов, расположенного вблизи с. Лязгино Корниловского сельского поселения имелись возгорания отходов, что свидетельствует о ненадлежащей организации ООО «Консоль» порядка эксплуатации арендуемого полигона, направленной на обеспечение пожарной безопасности.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хворостохранилище, отвал горных пород и другое).

В пункте 3 Положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Томской области, утвержденного решением Думы Томского района № 148 от 30.05.2007, содержится определение объекта размещения отходов - свалки, полигоны, и другие сооружения и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов.

Судом установлено, что на основании постановления администрации Томского района от 07.08.1999 № 49, постановления главы администрации № 253 от 25.01.1999 образован земельный участок для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1 га, расположенный в 800 м на запад от д.Лязгино, на землях постоянного пользования АОЗТ «Корниловское».

Следовательно, полигон (свалка) на указанном земельном участке, относится к объектам размещения твердых бытовых отходов. Учитывая назначение указанного земельного участка - для размещения твердых бытовых отходов, суд приходит к выводу, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории вблизи с. Лязгино Корниловского сельского поселения осуществляется на санкционированном объекте.

Из договоров аренды муниципального имущества в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Корниловского сельского поселения от 28.06.2010, от 18.07.2011, заключенного между Администрацией Корниловского сельского поселения и ООО «Консоль» следует, что указанный полигон бытовых отходов передан в аренду ООО «Консоль» на срок до 18.06.2012.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно п. 74 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Из пояснений представителя истца следует, что в нарушение указанных требований закона ООО «Консоль» осуществляется деятельность по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов, подлежащая лицензированию, в отсутствие соответствующей лицензии, чем ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан и безопасность окружающей среды. Доказательств в подтверждение исполнения приведенных требований законодательства ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ не представлено.

Таким образом, ООО «Консоль», осуществляя эксплуатацию полигона бытовых отходов, расположенного в непосредственной близости от с. Лязгино автодороги Корнилово-Лязгино, допускает нарушения требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности в части неполучения лицензии, необходимой для осуществления деятельности по сбору, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды", ЗакономРоссийской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16.06.1999 № 227 утвержден Порядок обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов.

Захоронение твердых бытовых отходов на санкционированных объектах размещения отходов осуществляется при наличии документации: правил эксплуатации санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов, разрешения на размещение отходов на объекте, утвержденных нормативов и лимитов на размещение отходов, лицензии на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды по обращению с отходами (п.7 Порядка).

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ на отходы I -IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Отсутствие сведений о конкретном классе опасности отходов, размещаемых на полигоне бытовых отходов, препятствует проведению мероприятий, необходимых для обеспечения экологической безопасности исходя из класса опасности отходов.

Из материалов дела, акта проверки -14 от 29.03.2011 следует, что ООО «Консоль» допускает нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления в части отсутствия мероприятий по обеспечению безопасного для окружающей среды размещения ТБО, исходя из их класса опасности, а также требования обеспечения пожарной безопасности при обустройстве и эксплуатации полигона, в связи с чем на его территории неоднократно возникали возгорания. Указанные нарушения создают угрозу причинения вреда окружающей природной среде и здоровью населения, проживающего в с. Лязгино, расположенном вблизи полигона.

Согласно п.п. 2.8, 4.2, 4.3.3 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем РФ 02.11.1996 на полигоне твердых бытовых отходов должны быть разработаны конкретные меры по пожарной безопасности, которые включают в себя, в том числе, работы по уплотнению и устройству изолирующего слоя. При этом промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя твердых бытовых отходов осуществляется грунтом.

Неоднократные возгорания на территории полигона твердых бытовых отходов, расположенного вблизи с. Лязгино, свидетельствуют о недостаточности указанных мер по обеспечению пожарной безопасности. Выделяемые в атмосферный воздух продукты горения оказывают негативное влияние на окружающую среду и здоровье населения, проживающего в с. Лязгино, что подтверждается актом проверки № 2-14 от 29.03.2011.

Из письма от 11.02.2011 № 105 ГУ « отряд Федеральной противопожарной службы по Томской области» в прокуратуру Томского района Томской области следует, что требования пожарной безопасности ООО «Консоль» не соблюдаются, тушение возгораний первичными средствами пожаротушения на начальном этапе возгорания не производится.

Поскольку на момент разрешения спора ответчиком доказательств устранения данных нарушений не представлено, суд считает обоснованными доводы прокурора о том, что продолжение деятельности ООО «Консоль» по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов с нарушениями лицензионного и природоохранного законодательства создает угрозу жизни и здоровью населения, проживающего в непосредственной близости от полигона бытовых отходов, а также негативно влияет на состояние окружающей среды.

Как устанавливает ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Учитывая, что указанные нарушения могут быть устранены, ответчиком осуществляется разработка необходимой документации - паспортов отходов, что подтверждается договором № 65 от 07.06.2011, заключенным ООО «Консоль» с ООО «Научный экологический проектный центр», существует реальная возможность изменения производственной деятельности ООО «Консоль».

Пунктом 2 ст.1065 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность приостановления соответствующей деятельности, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности.

С учетом установленных обстоятельств, приведенных требований законодательства, суд приходит к выводу, что имеются основания для приостановления деятельности ООО «Консоль» по эксплуатации полигона бытовых отходов, расположенного вблизи с. Лязгино у автодороги сообщением Корнилово-Лязгино до устранения нарушений. Продолжение деятельности ООО «Консоль» по эксплуатации полигона бытовых отходов, с нарушением требований лицензионного и природоохранного законодательства невозможно, т.к. существенно нарушает интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона (п.9 ст. 333.36 НК РФ) прокурор освобожден.

Размер пошлины в силу п.п.3 п. 1 ст. 333.19 составляет 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Томского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Консоль» о приостановлении деятельности по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов удовлетворить.

Приостановить деятельность ООО «Консоль» по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, расположенного вблизи с.Лязгино автодороги «Корнилово-Лязгино», арендуемого на основании договора от 28.06.2010, 18.07.2011 до устранения следующих нарушений:

получения в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, размещению твердых бытовых отходов;

подтверждения отнесения отходов I - IV классов опасности, образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности, к конкретному классу опасности;

разработки в установленном порядке паспортов отходов I - IV классов опасности;

обеспечения мер пожарной безопасности при размещении твердых бытовых отходов на полигоне, исключающих возгорание, а именно: проведения работ по уплотнению и устройству изолирующего слоя твердых бытовых отходов, обеспечения первичными средствами пожаротушения.

Взыскать с ООО «Консоль» в бюджет г.Томска государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: