Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02.08.2011 Кировский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Желтковской Я.В. при секретаре Чириковой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Восток» о понуждении к совершению определенных действий, у с т а н о в и л: Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Газпромнефть-Восток». В обоснование требований указал, что ООО «Газпромнефть-Восток» осуществляет деятельность по геологическому изучению, разведке и добыче углеводородного сырья в пределах Западно-Лугинецкого участка на основании лицензии ТОМ 14989 HP на право пользования недрами. В нарушение требований природоохранного законодательства на данной территории ООО «Газпромнефть-Восток» не обеспечена надлежащая комплектация пункта сосредоточения противопожарного оборудования. В местах использования лесов на указанном пункте сосредоточения противопожарного оборудования отсутствуют: специальные пожарные автоцистерны либо съемные цистерны или резиновые емкости для воды объемом 1500 л-2шт.; лесопатрульная пожарная машина - 1 шт.; бульдозеры на тракторах свыше 100 л.с.- 1 шт.; тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим орудием- 1 шт.; зажигательные аппараты - 5 шт.; смачиватели, пенообразователи - 50 кг; ручные инструменты (лопаты - 50 шт., топоры 10 шт., мотыги - 20 шт., грабли - 10 шт., пилы поперечные - 5 шт.); бензопилы - 5шт. Кроме того, в результате проверки установлено отсутствие противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 м по границе территории месторождения (куст 184). Выявлено засорение, захламление лесных участков на территории кустов №№ 1, 2, 184, 186, Р-580, ДНС, пункта налива нефти в автоцистерны, вертолетной площадки Западно-Лугинецкого нефтяного месторождения, кустов №№ 1,2 Нижне-Лугинецкого нефтяного месторождения порубочными остатками, древесными отходами. Указанные нарушения (в особенности в пожароопасный период) могут повлечь невозможность своевременной локализации и ликвидации возникших возгораний, привести к чрезвычайной ситуации на опасном производственном объекте, стать причиной распространения лесных пожаров. Просил обязать ООО «Газпромнефть-Восток» в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу доукомплектовать пункт сосредоточения средств пожаротушения Западно-Лугинецкого лицензионного участка следующим противопожарным оборудованием и средствами пожаротушения: специальными пожарными автоцистернами либо съемными цистернами (в том числе собственного производства) или резиновыми емкостями для воды объемом 1500 л - 2шт., лесопатрульной пожарной машиной - 1шт., бульдозерами свыше 100 л.с., смачивателями, пенообразователями - 50 кг, трактором с плугом или иным почвообрабатывающим орудием 1 шт., зажигательными аппаратами - 5шт., ручными инструментами (лопаты - 50 шт., топоры 10 шт., мотыги - 20 шт., грабли - 10 шт., пилы поперечные - 5 шт.). Обязать ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу проложить по границе куста 184 Западно-Лугинецкого нефтяного месторождения противопожарную минерализированную полосу шириной не мене 1,4 м. Обязать ООО «Газпромнефть-Восток» в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить очистку от захламления (загрязнения) территорию кустов № 1, 2, 184, 186, Р-580, ДНС, пункта налива нефти в автоцистерны, вертолетной площадки Западно-Лугинецкого нефтяного месторождения, кустов № 1, 2 Нижне-Лугинецкого нефтяного месторождения. В судебном заседании помощник прокурора Шулев А.А. исковые требования уточнил, указал, что частично нарушения природоохранного законодательства ответчиком устранены: пункт сосредоточения средств пожаротушения Западно-Лугинецкого лицензионного участка оборудован бульдозерами свыше 100 л.с., смачивателями, пенообразователями - 50 кг, ручными инструментами (лопаты - 50 шт., топоры 10 шт., грабли - 10 шт., пилы поперечные - 5 шт.). Представитель ответчика Набатников Е.А. исковые требования считал подлежащими удовлетворению частично, полагал, что в качестве лесопатрульной машины может использоваться автомобили марки «УАЗ», не согласился со сроками исполнения решения суда, предложенными прокурором, просил учесть особенности рельефа местности (наличие болот) на территории Западно-Лугинецкого месторождения, считал, что действия по очистке местности можно произвести лишь в зимнее время. Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 41 ГПК РФ прокурор вправе предъявить иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Аналогичное положение содержит пункт 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Как устанавливает ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Конституция РФ в статье 42 гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ). Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет пожарную безопасность как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В ст. 34 указанного Федерального закона закреплено право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации. Учитывая данные конституционные положения, нормы федерального законодательства, суд считает, что несоблюдение требований санитарной и пожарной безопасности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем иск прокурором заявлен обоснованно. Судом установлено, что ООО «Газпромнефть-Восток» осуществляет деятельность по геологическому изучению, разведке и добыче углеводородного сырья в пределах Западно-Лугинецкого участка на основании лицензии ТОМ 14989 HP на право пользования недрами. Для эксплуатации месторождений ООО «Газпромнефть-Восток» с Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области с целью выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых (нефти) и заготовки древесины заключены договоры аренды лесных участков на территории Кедровского лесничества Парабельского района № 173/05/10 от 19.10.2010, № 201/05/10 от 19.11.2010, № 228/05/10 от 22.12.2010, № 229/05/10 от 22.12.2010, № 230/05/10 от 22.12.2010, № 231/05/10 от 22.12.2010, № 232/05/10 от 22.12.2010, № 233/05/10 от 22.12.2010, № 235/05/10 от 24.12.2010, № 08/05/11 от 25.01.2011, № 09/05/11 от 25.01.2011, № 30/05/11 от 11.02.2011. В июне 2011 года Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обеспечения санитарной и пожарной безопасности ООО «Газпромнефть-Восток», в результате которой установлено, что на территории месторождения Кедровского лесничества Парабельского района ООО «Газпромнефть-Восток» не обеспечена надлежащая комплектация пункта сосредоточения противопожарного оборудования, что противоречит требованиям природоохранного законодательства, создает угрозу жизни, здоровья и имущества граждан в случае возникновения пожара. Меры пожарной безопасности в лесах установлены в ст.53 Лесного кодекса РФ, пункт 1 которых включает в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. Как устанавливает ст. 37 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ) «О пожарной безопасности», руководители организаций всех форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности Данное положение закреплено в п.3 3 ст.53.1 Лесного кодекса РФ, а также в п.5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (ред. от 05.05.2011), согласно которому меры пожарной безопасности в лесах, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании соответствующих проектов. Учитывая, что территория месторождения Кедровского лесничества Парабельского района, на которой осуществляет хозяйственную деятельность ООО «Газпромнефть-Восток», находится в пользовании ответчика на основании договоров аренды, суд считает, что иск предъявлен прокурором к надлежащему лицу. В соответствии с ч.ч. 5,6 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Подпунктом «б» п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 установлено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" приказом Минсельхоза РФ от 22.12.2008 № 549 утверждены Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, которыми установлены Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности. Судом установлено, что в нарушение п.12 указанных Норм, ответчиком при проведении геологических работ по изучению месторождений нефти и газа на территории кустов № № 1, 2, 184, 186, Р580, ДНС, пункта налива нефти в автоцистерны, вертолетной площадки Западно-Лугинецкого нефтяного месторождения, кустов № № 1, 2 Нижне-Лугинецкого нефтяного месторождения не обеспечена комплектация противопожарного оборудования, отсутствуют: специальные пожарные автоцистерны либо съемные цистерны или резиновые емкости для воды объемом 1500 л-2шт.; лесопатрульная пожарная машина - 1 шт.; тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим орудием- 1 шт.; зажигательные аппараты - 5 шт.; ручные инструменты - мотыги 20 шт, что подтверждается актом осмотра участков лесного фонда от 30.05.2011. Данные обстоятельства представитель ответчика в судебном заседании не отрицал, полагал, что в случае возникновения пожара в качестве специальных пожарных автоцистерн могут использоваться цистерны, используемые ответчиком для транспортировки нефти и нефтепродуктов, емкостью 10 000 л, наличие которой подтвердил договором на оказание услуг по обеспечению технологическим транспортом и специальной техникой, заключенным между ООО «Газпромнефть-Восток» и ООО «ТрансСервис» /________/ (приложение № 2 к договору). Суд считает данные доводы необоснованными, т.к. производственная программа выделения специальной техники, являющаяся приложением № 2 к договору от /________/, предусматривает целевое назначение использования автоцистерн - для хранения, транспортировки и сбора нефти. Фактическое использование техники для указанных целей представитель ответчика при рассмотрении спора подтвердил. Частями 1, 2 ст. 101 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ установлено, что пожарная техника должна обеспечивать выполнение возложенных на нее функций в условиях пожара. Учитывая, что нефть является горючим материалом, а нахождение остатков нефти и нефтепродуктов в автоцистернах неизбежно при их использовании в соответствии с целевым назначением (доказательств обратного ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ не представлено), суд считает, что использование данной техники в случае возникновения пожара может способствовать развитию опасной ситуации, а не ее устранению, что противоречит общему смыслу Правил пожарной безопасности, требованиям ст.101 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, пункту 3.8 ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования» устанавливающему, что применяемая пожарная техника должна обеспечивать эффективное тушение пожара, быть безопасной для природы и людей. Наличие трактора с плугом или иным почвообрабатывающим орудием, целевым назначением которого является разрыхление и уплотнение верхнего слоя земли, что предусмотрено стандартами ГОСТ 12.2.037-78 «ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности» ответчиком не подтверждено. Возможность использования с указанной целью транспортного средства марки «К-700», противоречит требованиям ГОСТа, т.к. данное техническое средство является бульдозером, имеет навесное оборудование - ковш, целевое назначение которого снятие почвенного слоя земли, а не его разрыхление. Суд не может согласится с позицией ответчика, что ООО «Газпромнефть-Восток» располагает техникой (автомашина марки «УАЗ - 39094 «Фермер»), используемой в качестве леспопатрульной машины. В силу ч. 2 ст. 108 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» конкретные требования к конструкции, техническим характеристикам и иным параметрам пожарных автомобилей устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности, в частности ГОСТ 12.2.047-86 (СТ СЭВ 5236-85) «ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения», ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования», ГОСТ 12.2.037-78 «ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности». Соответствие пожарной техники установленным требованиям должно быть подтверждено маркировкой, технической документацией, а также документами, подтверждающими успешное прохождение испытаний в соответствии с методами, установленными нормативными документами по пожарной безопасности (ч.ч. 3-5 ст. 101 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ). Положения ст. 101 указанного Федерального закона предусматривают требования к пожарным автомобилям. Основные и специальные пожарные автомобили должны обеспечивать выполнение следующих функций: доставку к месту пожара личного состава пожарной охраны, огнетушащих веществ, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты и спасения людей; проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара; обеспечение безопасности выполнения задач, возложенных на пожарную охрану. Требования к конструкции, техническим характеристикам и иным параметрам пожарных автомобилей устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности. Согласно ст. 145 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) федеральными законами о технических регламентах, содержащих требования к отдельным видам продукции. Обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации. Подтверждение соответствия мобильных средств пожаротушения требованиям пожарной безопасности осуществляется по схеме 3д: декларация соответствия изготовителя (продавца) на основе собственных доказательств, испытаний типового образца продукции в аккредитованной испытательной лаборатории и сертификации системы качества применительно к производству продукции (ст. 146 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ). Согласно ст. 145 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника. Обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации. Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод, что законодателем установлены определенные требования к пожарной технике, в связи с чем согласно ст.56 ГПК РФ при рассмотрении настоящего спора для подтверждения соответствия требованиям действующих норм и правил лесопатрульной пожарной машины ответчику необходимо представить декларацию соответствия изготовителя (продавца) на основе собственных доказательств, испытаний типового образца продукции в аккредитованной испытательной лаборатории и сертификации системы качества применительно к производству продукции. Доказательств в подтверждение указанных обстоятельств, соответствие автомобиля марки «УАЗ - 39094 «Фермер» требованиям законодательных актов о пожарной безопасности, представителем ООО «Газпромнефть-Восток» не представлено. Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «Газпромнефть-Восток» на территории месторождения не обеспечена надлежащая комплектация пункта сосредоточения противопожарного оборудования. Меры санитарной безопасности в лесах установлены ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 4 ч.1 которой в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Согласно п. 8 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, работы по назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, издаваемых Федеральным агентством лесного хозяйства. Приказом Рослесхоза от 29.12.2007 № 523 утверждено Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (далее - Руководство). Как устанавливает п. 7 данного Руководства, к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится очистка лесов от захламления и загрязнения. Пунктом 33 Правил пожарной безопасности установлено, что при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии. Факт захламления земель на территории кустов № 1, 2, 184, 186, Р-580, ДНС, пункта налива нефти в автоцистерны, вертолетной площадки Западно-Лугинецкого нефтяного месторождения, кустов № 1, 2 Нижне-Лугинецкого нефтяного месторождения, отсутствие минерализированной полосы шириной не менее 1,4 м ответчик не отрицал, подтверждается актом от 30.05.2011. Поскольку доказательств обеспечения указанных мероприятий на данной территории ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ не представлено, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам, суд считает, что требования прокурора обоснованны. В соответствии со ст. 206 ч. 2 ГПК РФ суд, принимая решение о понуждении организации совершить определенные действия, обязан установить срок, в течение которого они должны быть совершены. Суд полагает возможным согласиться со сроком совершения действий, о которых просит прокурор, в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу доукомплектовать пункт сосредоточения средств пожаротушения Западно-Лугинецкого лицензионного участка противопожарным оборудованием и средствами пожаротушения, оценивая его как разумный для исполнения решения суда, учитывая, что представителем ответчика иной срок не предложен, доказательств невозможности исполнения судебного постановления в течение указанного времени в силу ст.56 ГПК РФ не представлено. Доводы ответчика о невозможности исполнения решения в суда в сроки, предложенные прокурором (1 месяц) в части обеспечения очистки от захламления (загрязнения) территории месторождения, суд считает обоснованными, учитывая, что данная местность характеризуется высокой заболоченностью, что является общеизвестным фактом согласно ч.1 ст.61 ГПК РФ не требующим доказывания и считает, что очистка территории может быть произведена в течение 4-х месяцев со дня вступления решения в законную силу, с учетом выполнения работ в зимнее время. Поскольку наличие минерализированной полосы является одним из основных требований соблюдения пожарной безопасности при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, исполнение данного требования должно быть обеспечено в период пожароопасного сезона, суд не может согласиться со сроками совершения указанных действий, предложенными ответчиком - в течение 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, и считает разумным сроком исполнения требования - 2 месяца со дня вступления в законную силу решения суда. Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона (п.9 ст. 333.36 НК РФ) прокурор освобожден. Размер пошлины в силу п.п.3 п. 1 ст. 333.19 составляет 4 000 рублей. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Восток» о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Восток» в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу доукомплектовать пункт сосредоточения средств пожаротушения Западно-Лугинецкого лицензионного участка следующим противопожарным оборудованием и средствами пожаротушения: специальными пожарными автоцистернами либо съемными цистернами (в том числе собственного производства) или резиновыми емкостями для воды объемом 1500 л - 2шт., лесопатрульной пожарной машиной - 1шт., трактором с плугом или иным почвообрабатывающим орудием 1 шт., зажигательными аппаратами - 5шт., ручными инструментами - мотыгами - 20шт. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Восток» в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу проложить по границе куста 184 Западно-Лугинецкого нефтяного месторождения противопожарную минерализированную полосу шириной не менее 1,4 м. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Восток» в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить очистку от захламления (загрязнения) территорию кустов № 1, 2, 184, 186, Р-580, ДНС, пункта налива нефти в автоцистерны, вертолетной площадки Западно-Лугинецкого нефтяного месторождения, кустов № 1, 2 Нижне-Лугинецкого нефтяного месторождения. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Восток» в бюджет г.Томска государственную пошлину в сумме 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через суд Кировского района г.Томска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья