№ 2-2500/2011 на момент размещения решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

12 сентября 2011 года Кировский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи: Н.В.Бариновой

при секретаре:            Н.В.Трифоновой

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело № 2- 2500/2011 по заявлению Пучкова И.В., Немцевой Г.Г. об оспаривании действий, бездействий органов местного самоуправления и должных лиц,

с участием заявителя Пучкова И.В.,

представителя заявителей Солдатова Н.В., действующего на основании доверенности от 04.07.2011 сроком на три года и устного ходатайства,

представителя Администрации Корниловского сельского поселения Асеева В.А., действующего на основании доверенности от 02.02.2011 сроком до 31.12.2011,

представителя Главы администрации Томского района Лукьянова В.Е., Администрации Томского района Трениной Т.В,, действующей на основании доверенностей от 17.03.2011 сроком по 31.12.2011, от 07.04.2011 сроком на один год,

УСТАНОВИЛ:

Пучков И.В., Немцева Г.Г. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органов местного самоуправления и должностных лиц. В обоснование заявления указали, что 15.08.2011 на встрече с жителями с.Корнилово Томского района Томской области им стало известно, что между с.Корнилово и д.Лязгино Томского района Томской области имеется свалка твердых бытовых отходов (далее-ТБО). Посетив свалку, они увидели стаи птиц, которые питаются отходами. Свалку обслуживает Корниловское сельское поселение. При эксплуатации полигона администрацией Корниловского сельского поселения нарушено Постановление Главного врача РФ от 30.05.2001 № 16 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01, Постановление Главы Администрации Томской области от 16.06.1999 № 227, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППП 01-03, утвержденные Приказом от 18.08.2003 № 313 МСЧ РФ, Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Администрация Корниловского сельского поселения организовала свалку ТБО в 13 км. от аэродрома. На полигоне твердых бытовых отходов питаются сотни птиц, крыс. Яды от гниющей пищи, через ручей Луговой, попадают в р.Малая Ушайка, в которой он (Пучков И.В.) любит круглый год ловить рыбу и купаться. У него в собственности находится земельный участок в окрестностях с.Корнилово, в трех километрах от мусорного полигона. Когда горит свалка, то дым доходит до его участка и ему трудно дышать. Просят суд признать незаконными действия Администрации Корниловского сельского поселения, Главы Корниловского сельского поселения Логвинова Г.М. по сбору, хранению, вывозу твердых бытовых отходов на земельном участке, находящемся по адресу: Томская область, Томский район, в окрестностях с.Корнилово, д.Лязгино; незаконными бездействия администрации Томского района, Главы администрации Томского района Лукьянова В.Е. по организации утилизации и переработки твердых бытовых отходов, складированных на земельном участке, находящемся по адресу: Томская область, Томский район, в окрестностях с.Корнилово, д.Лязгино.

В судебном заседании Пучков И.В., представитель заявителей Солдатов Н.В. требования поддержали, пояснили, что администрацией Корниловского сельского поселения не организован контроль за сбором и вывозом мусора, земельный участок не оборудован в соответствии с требованиями, установленными законом, администрацией Томского района не организована деятельность по утилизации и переработке твердых бытовых отходов Корниловского сельского поселения, складированных на земельном участке, находящемся по адресу: Томская область, Томский район, в окрестностях с.Корнилово, д.Лязгино.

Заявитель Немцева Г.Г. в судебное заседание не явилась. Участвуя ранее в судебном заседании 06.09.2011 пояснила, что нарушается ее право на безопасность воздушных полетов.

Глава администрации Корниловского сельского поселения Логвинов Г.М. в судебное заседание не явился. В судебном заседании 06.09.2011 полагал, что его действия по организации сбора, вывоза твердых бытовых отходов на земельном участке, находящемся по адресу: Томская область, Томский район, в окрестностях с.Корнилово, д.Лязгино являются законными. Не оспаривал то обстоятельство, что свалка ТБО организована в 13 км. от аэродрома. Не отрицал факты возгорания свалки, в том числе и в 2011 году.

Представитель администрации Корниловского сельского поселения Асеев В.А. требования не признал, в судебном заседании 08.09.2011 пояснил, что земельный участок был утвержден администрацией Корниловского сельского поселения постановлением главы администрации Томского района г.Томска от 27.08.1999 для временного хранения ТБО. В рамках предоставленных полномочий между администрацией Корниловского сельского поселения и индивидуальным предпринимателем ФИО9 был заключен договор, указанному предпринимателю выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке опасных отходов. Считает, что указанное лицо в силу договорных обязательств обязано соблюдать все установленные законом требования по организации сбора, вывоза и хранения твердых бытовых отходов.

В судебном заседании 12.09.2011 представитель администрации Корниловского сельского поселения Асеев В.А. пояснил, что с 01.01.2011 сбор, транспортировку твердых бытовых отходов Корниловского сельского поселения на основании договора производит не ФИО9, а ООО «/________/», которое соблюдает все установленные законом требования по организации сбора, вывоза и хранения твердых бытовых отходов, однако документов, подтверждающих данные обстоятельства, представить не смог. Полагал, что свалка ТБО организована более, чем в 15 км. от аэродрома, однако подтвердить данное обстоятельство затруднился. Считает, что у заявителей отсутствует право на обращение в суд с данным заявлением, поскольку их права не нарушены.

Глава Администрации Томского района Лукьянов В.Е. в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.

Представитель Главы Администрации Томского района, администрации Томского района Тренина Т.В. против удовлетворения требований возражала, представила письменные возражения, в которых указала, что п.2 Порядка обустройства санкционированных объектов размещения ТБО для населенных пунктов с численностью до 3-х тысяч человек установлено, что существующие площадки являются временными и подлежат обустройству в соответствии с настоящим положением, либо закрытию и переносу. Решение о закрытии свалки Государственным комитетом по охране окружающей среды Томской области не принималось. В связи с чем, администрация Томского района г.Томска не имеет права организовывать деятельность по утилизации и переработке на данном земельном участке.

Выслушав участников процесса, определив рассмотреть дело в соответсвии с ч.2 ст.257 ГПК РФ заявление рассмотреть в отсутствие неявившихся лиц, изучив представленные доказательства, суд считает требования подлежащими удовлетворению.

Конституция Российской Федерации в статье 2 устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

Учитывая данное конституционное положение, а также положение ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, на суды возложена обязанность по обеспечению надлежащей защиты прав и свобод человека и гражданина. Аналогичную позицию высказал Верховный Суд РФ в постановлении Пленума № 8 от 31.10.1995 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» (в редакции от 06.02.2008 № 5).

В силу ст.ст.254, 256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в судебном порядке решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

При этом, действующее законодательство (ст.249 ГПК РФ) обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а заявитель должен доказать, что принятым решением, действием (бездействием) нарушаются его права и свободы.

Обращаясь с заявлением о признании незаконными действий Главы Администрации Корниловского сельского поселения, администрации Корниловского сельского поселения, бездействий Главы администрации Томского района, администрации Томского района, заявители указывают, что указанными органами местного самоуправления, их должностными лицами не организована деятельность по сбору, хранению, вывозу, утилизации и переработке твердых бытовых отходов на территории Корниловского сельского поселения, что нарушает конституционные права заявителя на благоприятную среду обитания, право на безопасные полеты воздушным транспортом, право на здоровье, право на жизнь.

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В ст.42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст.58 Конституции Российской Федерации.

Из свидетельства о праве собственности следует, что Пучкову И.В. принадлежит 33500/120000 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного назначения, общая площадь 120 000 кв.м., адрес объекта установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир детский сад (с.Корнилово). Участок находится примерно в /________/ от ориентира по направлению на северо-запад.

Учитывая, что указанный земельный участок расположен в границах Корниловского сельского поселения в окрестностях с.Корнилово, д.Лязгино Томского района Томской области, где размещена свалка твердых бытовых отходов, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось, суд считает состоятельными доводы заявителей о том, что ненадлежащей организацией сбора, вывоза, хранения, утилизации и переработки бытовых отходов в границах Корниловского сельского поселения нарушаются права и законные интересы заявителя Пучкова И.В. Нарушение прав Немцевой Г.Г. подтверждается представленными авиабилетами по маршруту Томск-Москва-Томск в апреле 2011.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу п.2, п.3 ст.13 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (ч. 3 ст. 8 указанного Закона).

Компетенция органов местного самоуправления поселений и районов в данной области закреплена также в п.п.18 п.1 ст.14, п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", из которых следует, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам муниципального района.

Указанные полномочия содержатся также в Уставе муниципального образования «Томский район» (п.1.27 ст. 35 Устава) и Уставе муниципального образования «Корниловское сельское поселение» (п.п.1.22 ст.34 Устава).

Судом установлено, что 21.12.1998 актом о выборе земельного участка под свалку твердых бытовых отходов в окрестностях с.Лязгино Корниловскому сельскому округу согласован земельный участок для организации свалки бытовых отходов для населенных пунктов Корниловского сельского округа. Участок ориентировочной площадью 1 га находится в 800 м. на запад от с.Лязгино и расположен на землях постоянного пользования граждан-членов АОЗТ «/________/».

Постановлением от 25.01.1999 № 25з Корниловскому сельскому округу согласован земельный участок для создания полигона (свалки) твердых бытовых отходов площадью 0,8 га из земель постоянного пользования АОЗТ «Корниловское».

Постановлением от 27.08.1999 № 49 на период проектирования и строительства полигона твердых бытовых отходов утвержден участок для временного хранения ТБО. Площадью 1 га., находящийся в 800 м. на запад от д.Лязгино и расположенный на землях постоянного пользования АОЗТ «Корниловское», согласованный под полигон ТБО постановлением Главы администрации № 253 от 25.01.1999г.

В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хворостохранилище, отвал горных пород и другое).

В пункте 3 Положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Томской области, утвержденного решением Думы Томского района № 148 от 30.05.2007, содержится определение объекта размещения отходов - свалки, полигоны, и другие сооружения и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов.

Следовательно, свалка, расположенная на земельном участке по адресу: Томская область, Томский район, окр. с.Корнилово, д.Лязгино, относится к объектам размещения твердых бытовых отходов. Учитывая назначение указанного земельного участка - для хранения твердых бытовых отходов, суд приходит к выводу, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории Корниловского сельского поселения осуществляется на санкционированном объекте.

Из заявления следует, что администрациями Корниловского сельского поселения, Томского района нарушены требования действующего законодательства по размещению твердых бытовых отходов, хранение отходов осуществляется с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.

Статьей 12 приведенного Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрены требования к объектам размещения отходов, в т.ч. создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 1); определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (п. 2); объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.6).

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16.06.1999 № 227 утвержден Порядок обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов для населенных пунктов с численностью до трех тысяч человек. Указанное положение не опубликовано, однако, в силу ст.22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», имеет юридическую силу и обязательно к исполнению на территории Томской области.

Из справки /________/ от /________/ следует, что в с.Корнилово зарегистрировано 2267 чел., д.Лязгино 170 чел., д.Бодажково 57 чел., итого 2494 чел.

Пункт 2 Порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов (далее - Порядок) дает определение санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов, которым является разрешенная органами местного самоуправления территория (существующая площадка) для размещения твердых бытовых отходов в ограниченный период времени, но не обустроенная и эксплуатируемая с отклонениями от действующих нормативных требований.

Захоронение твердых бытовых отходов на санкционированных объектах размещения отходов осуществляется при наличии документации: правил эксплуатации санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов, разрешения на размещение отходов на объекте, утвержденных нормативов и лимитов на размещение отходов, лицензии на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды по обращению с отходами (п.7 Порядка).

Как установлено судом, Корниловское сельское поселение является владельцем земельного участка и в силу закона обязано осуществлять мероприятия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории Корниловского сельского поселения и последующего размещения отходов на земельном участке, отведенным для данных целей. Следовательно, в силу властных полномочий обязано осуществлять надлежащую эксплуатацию объекта размещения твердых бытовых отходов.

При разрешении настоящего спора доказательств соблюдения требований п.7 Порядка обустройства санкционированных объектов и размещения (хранения и захоронения) твердых бытовых отходов администрацией Корниловского сельского поселения не представлено.

Учитывая, что ст.249 ГПК РФ, установлено бремя доказывания указанных обстоятельств - лицами, чьи действия (бездействия) оспариваются, сторонам вручалось требование о необходимости представления указанных доказательств, что должностными лицами не исполнено, суд считает указанные обстоятельства установленными.

Суд не может согласиться с позицией представителя администрации Корниловского сельского поселения о том, что ответственность за соблюдение указанных положенный должна быть возложена на юридическое лицо - ООО «/________/», которое в силу договорных обязательств с 01.01.2011 осуществляет деятельность по использованию земельного участка по адресу: Томская область, Томский район, окр. с.Корнилово, д.Лязгино, в целях размещения твердых бытовых отходов.

При этом принимает во внимание не только положения п.п.18 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющего компетенцию местного поселения по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, но и требования п.6 Порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов, утвержденного Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16.06.1999 № 227 о том, что работы по обустройству вышеназванных объектов осуществляются под контролем органов местного самоуправления, обладающими властными полномочиями в указанной области.

Кроме того, доказательств наличия договорных отношений с ООО «/________/» не представлено.

В силу п.2 ст.21, п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании анализа приведенных норм права, представленных доказательств, суд считает требования о признании незаконности действий администрации Корниловского сельского поселения по сбору, вывозу и хранению твердых бытовых отходов на территории Корниловского сельского поселения правомерными, которой в нарушение природоохранного законодательства надлежащим образом не организован сбор, вывоз, хранение твердых бытовых отходов.

Оценивая доводы заявителей о том, что размещением санкционированной свалки нарушаются требования ст.59 Федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010, в части расположения земельного участка вблизи полос воздушных подходов - не менее 15 км., суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-Фз «О транспортной безопасности» определено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, в том числе таких объектов, как аэродромы и аэропорты, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от незаконного вмешательства, под которым понимается противоправное действие (бездействие), угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее либо создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровья людей, материальный ущерб (п.1. ст.1, п.1 ст.2 Закона). Основными задачами обеспечения     транспортной     безопасности являются нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности (п.2 ст.2 Закона).

Воздушный кодекс Российской Федерации устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации для обеспечения потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности (преамбула Воздушного кодекса РФ).

В соответствии с п.1 ст. 14 Воздушного кодекса РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Статьей 83 Воздушного кодекса РФ определено понятие авиационной безопасности как состояния защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, под которым понимаются противоправные действия (бездействие), угрожающее безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой либо создавшие угрозу наступления несчастных случаев с людьми, материальный ущерб и другие последствия.

В соответствии с п.1 ст.47 Воздушного кодекса РФ размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

В силу ст.2 Воздушного кодекса РФ к воздушному законодательству относятся правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила.

С 01.03.2010 в Российской Федерации действуют Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 №138.

Данные Федеральные правила обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) (п.5 Правил).

Согласно п.59 Правил запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении не менее 30 км., а вне полос воздушных подходов - не менее 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов отходов, строительство животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.

До утверждения данных Правил действовали Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1084, пункт 129 которых содержал аналогичный запрет.

Кроме того, п.5.4.5 Руководства по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГП РФ-94), утвержденного приказом директора департамента воздушного транспорта от 19.09.1994 №ДВ-98, содержащего согласно нормам введения обязательные для выполнения требования, на землях, прилегающих к территории аэродромов на расстоянии 15 км запрещается размещение мест концентрированных выбросов отходов, свалок, звероводческих, животноводческих ферм, скотобоен, способствующих массовому скоплению птиц.

До этого действовало Положение о землях транспорта, утвержденное постановлением Совмина СССР от 08.01.1981 №24, п.23 которого устанавливал, что на землях, прилегающих ктерритории аэродромов, на расстоянии 15 километров запрещается размещение мест концентрированных выбросов пищевых отходов, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов воздушных судов.

Как следует из карты границы района аэродрома, утвержденной старшим авиационным начальником аэродрома Томск (Богашево) директором ООО «/________/» ФИО12 27.06.2011, размещение бытовых отходов осуществляется на земельном участке, распложенном на расстоянии 13 км. от контрольной точки аэродрома.

Глава Администрации Корниловского сельского поселения Логвинов Г.М. признал факт расположения земельного участка с размещенной на нем свалкой в 15-километровой зоне от контрольной точки аэродрома.

Учитывая изложенное, суд критически относится к доводам представителя Администрации Корниловского сельского поселения Асеева В.А. о недоказанности расположения земельного участка, предоставленного для организации свалки, в 15-километровой зоне от контрольной точки аэродрома. Доказательств обратного заинтересованными лицами не предоставлено.

Заинтересованными лицами не предоставлены доказательства отведения в указанном месте земельного участка под размещение ТБО до создания аэродрома и аэропорта.

Таким образом, судом установлено, что земельный участок предоставлен и используется в запрещенном законодательством месте, администрацией Корниловского сельского поселения нарушено действующее законодательство по воздушной безопасности.

В соответствии с п.п.1, 6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Как следует из материалов дела, свалка образована в 1999 году.

Иных письменных доказательств, разрешающих размещение ТБО на территории Корниловского сельского поселения в более ранние сроки сторонами не предоставлено.

Доказательств внесения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов не представлено.

Разрешая требования заявителей о признании незаконным бездействия администрации Томского района и Главы администрации Томского района по организации утилизации и переработки твердых бытовых отходов, суд исходит из того, что совершение указанных действий находится в пределах компетенции данных лиц (п.п. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.1.27 ст. 35 Устава).

Как следует из пояснений представителя администрации Томского района, данных в судебном заседании, деятельность по организации утилизации и переработки твердых бытовых отходов на территории Корниловского сельского поселения и земельном участке в окр.с.Корнилово д.Лязгино администрацией Томского района не осуществляется ввиду того, что решение указанных вопросов не входит в компетенцию администрации района, что следует из Постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16.06.1999 № 227.

Суд не может согласиться с данной позицией, т.к. постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16.06.1999 № 227 порядок организации деятельности по утилизации и переработке твердых бытовых отходов данным положением не регламентирован, следовательно, ссылка заинтересованных лиц на отсутствие полномочий у администрации Томского района в данной области не состоятельна.

Организация указанных действий должна быть возложена на администрацию Томского района, т.к. согласно приведенным положениям федерального законодательства, Устава муниципального образования «Томский район», администрация Томского района в соответствии с осуществляемой ею деятельностью по организации функций и властных полномочий обязана выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность граждан, осуществлять контроль посредством проведения организационных мероприятий по организации утилизации и переработки твердых бытовых отходов.

Суд считает, что указанные положения закона не находятся в противоречии с п.4 Положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Томской области, утвержденного решением Думы Томского района № 148 от 30.05.2007, который устанавливает, что утилизация и переработка твердых бытовых отходов является коммерческой деятельностью и осуществляется коммерческими предприятиями, обладающими лицензиями на право обращения с отходами, т.к. контроль за выполнением указанных функций принадлежит органу местного самоуправления, а федеральным законодателем определен круг полномочий органа местного самоуправления муниципального района по утилизации и переработке твердых бытовых отходов, что администрацией Томского района не исполняется. Данный факт представитель администрации Томского района в судебном заседании не отрицала, доказательств совершения действий по утилизации и переработке твердых бытовых отходов не представила.

Как устанавливает ч.ч.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку отсутствие мероприятий по организации утилизации и переработки бытовых отходов негативно влияет на окружающую среду, существенно нарушает права заявителей на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам, суд считает, что требования заявителей о признании незаконным бездействия администрации Томского района обоснованны. В силу вышеприведенных норм ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, должна быть возложена на Администрацию Томского района.

Учитывая, что в полномочия Главы Администрации Корниловского сельского поселения (п.3.2 ст.30 Устава Корниловского сельского поселения), Главы администрации Томского района входит организация и обеспечение исполнения полномочий администрации по решению вопросов местного значения (п.2.2 ст.31 Устава муниципального образования «Томский район»), ответственность за неисполнение указанных должностных обязанностей должна быть возложена, в том числе на Глав муниципальных образований.

В силу ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы пропорционально удовлетворенной части требований.

Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Договорами об оказании юридических услуг от /________/, заключенными между Пучковым И.В. и Солдатовым Н.В., Немцевой Г.Г. и Солдатовым Н.В. установлено, что доверители выплачивают вознаграждение размером по 15 000 рублей каждый за представление интересов в судебных инстанциях по их заявлению об оспаривании действий (бездействий)администрации Томского района, Корниловского сельского поселения и должностных лиц названных учреждений по организации сбора, вывоза, переработки и утилизации ТБО, образующихся на территории Корниловского сельского поселения.

Согласно расписок от /________/ ФИО13 получено от Пучкова И.,В., Немцевой Г.Г. по 15 000 рублей за представление интересов в суде.

С учетом сложности дела, объема проведенной представителем работы, разумности, полагает возможным взыскать с администрации Корниловского сельского поселения, Главы администрации Корниловского сельского поселения Логвинова Г.М. в пользу Пучкова И.В., Немцевой Г.Г. расходы по оплате услуг представителя в равных долях в размере 2 000 рублей; с администрации Томского района, Главы администрации Томского района Лукьянова В.Е. в пользу Пучкова И.В., Немцевой Г.Г. расходы по оплате услуг представителя в размере 2 000 рублей равных долях, то есть по 1000 рублей с каждого из заинтересованных лиц в пользу каждого заявителя.

руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Пучкова И.В., Немцевой Г.Г. об оспаривании действий и бездействий органов местного самоуправления и должных лиц удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Корниловского сельского поселения, Главы администрации Корниловского сельского поселения Логвинова Г.М. по организации сбора, вывоза твердых бытовых и промышленных отходов на земельном участке, находящемся по адресу: Томская область, Томский район, в окрестностях с.Корнилово, д.Лязгино;

Обязать администрацию Корниловского сельского поселения, Главу Корниловского сельского поселения Логвинова Г.М. организовать сбор, вывоз твердых бытовых и промышленных отходов с территории Корниловского сельского поселения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Признать незаконными бездействия администрации Томского района, Главы администрации Томского района Лукьянова В.Е. по организации утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов, складированных на земельном участке, находящемся по адресу: Томская область, Томский район, в окрестностях с.Корнилово, д.Лязгино.

Обязать администрацию Томского района, Главу администрации Томского района Лукьянова В.Е. организовать утилизацию и переработку твердых бытовых и промышленных отходов, складированных на земельном участке, находящемся по адресу: Томская область, Томский район, в окрестностях с.Корнилово, д.Лязгино в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Взыскать с администрации Корниловского сельского поселения, Главы администрации Корниловского сельского поселения Логвинова Г.М. в пользу Пучкова И.В., Немцевой Г.Г. расходы по оплате услуг представителя в равных долях в размере 2 000 рублей.

Взыскать с администрации Томского района, Главы администрации Томского района Лукьянова В.Е. в пользу Пучкова И.В., Немцевой Г.Г. расходы по оплате услуг представителя в равных долях в размере 2 000 рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в гражданскую коллегию Томского областного суда через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья: подпись

ВЕРНО: судья:          /Н.В.Баринова/

Секретарь:                    /Н.В.Трифонова/