Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03.11.2011 Кировский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Желтковской Я.В. при секретаре Чириковой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием помощника прокурора Кировского района г.Томска Главацких Т.С., представителя ответчика муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 35» Пьянзиной Е.А., представителя ответчика Администрации г.Томска Герасимова В.В., представителя третьего лица Департамента образования администрации г.Томска Ермошкиной Е.С. гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 35», Администрации г.Томска о понуждении к совершению определенных действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кировского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 35» (далее по тексту - МОУ СОШ № 35), Администрации г.Томска о понуждении к совершению определенных действий. В обоснование требований указал, что 29.09.2010 прокуратурой Кировского района г.Томска проведена проверка соблюдения законодательства РФ санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил при осуществлении образовательного процесса в МОУ СОШ № 35, в результате которой выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, в МОУ СОШ № 35 г. Томска частично отсутствуют противодымные двери на этажах, используются электросветильники, не оборудованные плафонами, двери на путях эвакуации (частично) открываются не по направлению эвакуации, на полу на путях эвакуации горючий линолеум, не произведена огнезащитная обработка сцены и занавеса в актовом зале, отсутствует АПС в двух помещениях, отсутствует второй выход из столовой, оборудованной на 75 мест, что не соответствует нормам, установленным в п.п. 3, 36, 52, 57 ГШБ 01-03 в РФ, п.п. 6.12, 6.18, 6.25, СНиП 21-01-97. Светопроемы в части учебных помещений (кабинеты №№ 207, 208, 311, 312, 308, 305, 301) не оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами, используются тюлевые занавеси, в части учебных помещений (№№ 208, 312, 209) за счет близко растущих деревьев занижено естественное освещение, в учебных помещениях имеются перегоревшие лампы (№№ 207, 308, 107), кабинеты начальных классов не обеспечены холодным и горячим водоснабжением, умывальные - горячим водоснабжением, в санитарных узлах, столовой не предусмотрена система вытяжной вентиляции, санитарные узлы оборудованы кабинами с дверями без запоров, не предусмотрен для персонала отдельный санитарный узел, не произведен ремонт пола в учебных помещениях, рекреациях, спортивном зале, не доведена до нормируемого уровня искусственная освещенность в учебных помещениях, не предусмотрен процедурный кабинет, спортивный зал не соответствует по площади и высоте, что является нарушением требований, установленных п.п. 2.6.1, 2.6.2, 2.7.5, 2.5.9, 2.3.23, 2.8.7, 2.3.22. 2.3.17 СанПиН 2.4.21178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». В ходе повторной проверки 17.05.2011 установлено, что до настоящего времени выявленные ранее нарушения требований пожарного законодательства не устранены: на полу на путях эвакуации горючий линолеум, не произведена огнезащитная обработка сцены и занавеса в актовом зале, отсутствует второй выход из столовой, оборудованной на 75 мест, что не соответствует нормам, установленным в п. 36 ППБ 01-03 в РФ, п.п. 6.12, 6.25, СНиП 21-01-97. В нарушение указанных норм в настоящее время не устранены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Светопроемы в части учебных помещений (кабинеты №№ 207, 208, 311, 312, 308, 305, 301) не оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами, используются тюлевые занавеси, кабинеты начальных классов не обеспечены холодным и горячим водоснабжением, умывальные - горячим водоснабжением, в санитарных узлах, столовой не предусмотрена система вытяжной вентиляции, санитарные узлы оборудованы кабинами с дверями без запоров, не предусмотрен для персонала отдельный санитарный узел, не произведен ремонт пола в учебных помещениях, рекреациях, спортивном зале, не доведена до нормируемого уровня искусственная освещенность в учебных помещениях, не предусмотрен процедурный кабинет, спортивный зал не соответствует по площади и высоте, что является нарушением требований, установленных п.п. 2.6.1, 2.6.2, 2.7.5, 2.5.9, 2.3.23, 2.8.7, 2.3.22. 2.3.17 СанПиН 2.4.21178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». На пищеблоке предусмотрена только раздаточная зона и горячий цех, не предусмотрены цеха в соответствии с приложением 1 к СанПиН 2.4.5.2409-08, не установлена для мытья столовой посуды 5-ти гнездовая мойка, что не соответствует требованиям, установленным п. 5.10-5.11 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Невыполнение МОУ СОШ № 35 г. Томска требований пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Невыполнение МОУ СОШ № 35 г. Томска санитарно-эпидемиологических требований может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье обучающихся и рабочего персонала, создает угрозу распространения инфекционных заболеваний среди неопределенного круга лиц. Считает, что Администрация г. Томска как собственник обязана содержать имущество образовательного учреждения в соответствии с требованиями пожарной и санитарной безопасности. Просит обязать в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда демонтировать горючий линолеум на полу на путях эвакуации, произвести огнезащитную обработку сцены и занавеса в актовом зале, оборудовать второй выход из столовой, оборудовать светопроемы в части учебных помещений (кабинеты №№ 207, 208, 311, 312, 308, 305, 301) регулируемыми солнцезащитными устройствами, обеспечить холодным и горячим водоснабжением, умывальные - горячим водоснабжением в санитарных узлах, в столовой установить систему вытяжной вентиляции, санитарные узлы оборудовать кабинами с дверями без запоров, обеспечить персонал отдельным санитарным узлом, произвести ремонт пола в учебных помещениях, рекреациях, спортивном зале, довести до нормируемого уровня искусственную освещенность в учебных помещениях, оборудовать процедурный кабинет, оборудовать спортивный зал по площади и высоте в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.21178-02. Обязать Администрацию г. Томска в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда профинансировать за счет средств бюджета города Томска следующие работы МОУ СОШ № 35 г.Томска: демонтаж горючего линолеума на полу на путях эвакуации, огнезащитную обработку сцены и занавеса в актовом зале, оборудование второго выхода из столовой, оборудование светопроемов в части учебных помещений (кабинеты №№ 207, 208, 311, 312, 308, 305, 301) регулируемыми солнцезащитными устройствами, обеспечение холодным и горячим водоснабжением, умывальные - горячим водоснабжением в санитарных узлах, установку в столовой системы вытяжной вентиляции, оборудование санитарных узлов кабинами с дверями без запоров, обеспечение персонала отдельным санитарным узлом, ремонт пола в учебных помещениях, рекреациях, спортивном зале, доведение до нормируемого уровня искусственную освещенность в учебных помещениях, оборудование процедурного кабинета, оборудование спортивного зала по площади и высоте в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.21178-02. В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Томска Главацких Т.С. требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика МОУ СОШ № 35 г.Томска Пьянзина Е.А. факт нарушения требований действующего законодательства, установленных в ходе проведения проверок не отрицала, не согласилась со сроком исполнения решения суда, полагала, что решение может быть исполнено не ранее, чем в декабре 2012 года. Представитель ответчика Администрации г.Томска Герасимов В.В. не отрицал, что на администрацию г.Томска может быть возложена обязанность по финансированию за счет средств бюджета города Томска выполнения работ в целях устранения нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства. Полагал, что выявленные нарушения не создают угрозу жизни и здоровью учащихся МОУ СОШ № 35 г.Томска, в связи с чем просил указать срок исполнения требований до 31.12.2012. Представитель третьего лица Департамента образования администрации г. Томска Ермошкина Е.С. поддержала позицию ответчиков, указала, что недостатки могут быть устранены только при проведении капитального ремонта. Поскольку из бюджета департамента образования исключен объем финансирования капитального ремонта объектов, средств, заложенных в смету доходов-расходов на 2011 год недостаточно для проведения работ, считала разумным сроком совершения действий 31.12.2012. Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Обращаясь с иском к МОУ СОШ № 35 г.Томска, Администрации г.Томска, прокурор Кировского района г.Томска указывает на нарушение ответчиками требований пожарной и санитарной безопасности, указывает, что невыполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства создает угрозу жизни и здоровью для обучающихся, а также работников учреждения. Конституция Российской Федерации в статье 47 гарантирует каждому право на охрану здоровья. В статье 34 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ закреплено право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно ст. 37 указанного Закона, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В соответствии с п. 36 Правил пожарной безопасности 01-03 в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 (далее по тексту - ППБ 01-03 в РФ), п. 6.12 * СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год. Пунктом 53 ППБ 01-03 в РФ, п. 6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости). Судом установлено, что 29.09.2010 прокуратурой Кировского района г.Томска проведена проверка соблюдения законодательства РФ санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил при осуществлении образовательного процесса в МОУ СОШ № 35, в результате которой выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства. 29.09.2010 в ходе проведения повторной проверки установлено, что в нарушение требований п.36 ППБ 01-03 в РФ выявленные недостатки не устранены: на полу на путях эвакуации имеется горючий линолеум, не произведена огнезащитная обработка сцены и занавеса в актовом зале, что подтверждается актом проверки от 01.07.2010, составленным по итогам проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях помещений и прилегающей территории МОУ СОШ № 35 г.Томска. Факт допущенных нарушений требований пожарной безопасности представитель образовательного учреждения не отрицал, доказательств их устранения представителями ответчика согласно ст.56 ГПК РФ не представлено. Кроме того, в МОУ СОШ № 35 установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства В силу ст. 1 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Часть 3 статьи 29, часть 3 статьи 39, статьи 10, 11, 55 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.3 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», введенным в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24 предусматривают, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. 17.05.2011 при проведении обследования помещений образовательного учреждения выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: светопроемы в части учебных помещений (кабинеты № № 207, 208, 311, 312, 308, 305, 301) не оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами, используются тюлевые занавеси, кабинеты начальных классов не обеспечены холодным и горячим водоснабжением, умывальные - горячим водоснабжением, в санитарных узлах, столовой не предусмотрена система вытяжной вентиляции, санитарные узлы оборудованы кабинами с дверями без запоров, не предусмотрен для персонала отдельный санитарный узел, не произведен ремонт пола в учебных помещениях, рекреациях, спортивном зале, не доведена до нормируемого уровня искусственная освещенность в учебных помещениях, не предусмотрен процедурный кабинет, спортивный зал не соответствует по площади и высоте, что является нарушением требований, установленных п.п. 2.6.1, 2.6.2, 2.7.5, 2.5.9, 2.3.23, 2.8.7, 2.3.22. 2.3.17 СанПиН 2.4.21178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». На пищеблоке предусмотрена только раздаточная зона и горячий цех, не предусмотрены цеха в соответствии с приложением 1 к СанПиН 2.4.5.2409-08, не установлена для мытья столовой посуды 5-ти гнездовая мойка, что не соответствует требованиям, установленным п. 5.10-5.11 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Доказательств устранения данных нарушений ответчиками согласно ст.56 ГПК РФ также не представлено. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что невыполнение МОУ СОШ № 35 г.Томска требований пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей и работников образовательного учреждения. Невыполнение ответчиком санитарно-эпидемиологических требований может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье обучающихся и рабочего персонала. Следовательно, доводы прокурора Кировского района г. Томска законны и обоснованны. Разрешая требование о возложении обязанности на Администрацию г. Томскаосуществить финансирование по осуществлению устранения нарушений правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства суд исходит из следующего. Согласно п.1.3 Устава МОУ СОШ № 35 г.Томска учредителем (собственником) образовательного учреждения является муниципальное образование «Город Томск». Из п. 7.1 Устава МОУ СОШ № 35 г.Томска следует, что имущество учреждения является муниципальной собственностью города Томска и принадлежит учреждению на праве оперативного управления. Согласно ст. 210 ГК РФ на собственника имущества возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организации. Поскольку законодательство не устанавливает иное, в п.2 ст.120 ГК РФ речь идет о любых обязательствах учреждения, включая обязательства, возникшие при осуществлении деятельности, направленной на обеспечение сохранности переданного собственником имущества, в том числе, на соблюдение требований пожарной и санитарной безопасности. Согласно п.п.5 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета обладает полномочиями по распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. В силу п.2 ч.3 ст.158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа. Аналогичное положение закреплено в ч. 1, 3. ст. 8 Устава города Томска. Как следует из ч. 2 ст. 125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно ч. 1 ст. 37 Устава города Томска администрация города Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные настоящим Уставом. Таким образом, Администрация г. Томска, как главный распорядитель бюджетных средств и собственник имущества, обязана принимать все необходимые организационные, финансовые и иные меры, обеспечивающие надлежащее содержание МОУ СОШ № 35 г.Томска, следовательно, на Администрацию г. Томска возложена обязанность по финансированию обязательств учреждения по выполнению требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований вверенных ему муниципальных учреждений. Как устанавливает ч. 2 ст.206 ГПК РФ, в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд, с учетом объема установленных нарушений считает, что решение суда должно быть исполнено в срок, предложенный прокурором, в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда, полагая, что данный срок является достаточным и разумным. При этом не может согласиться с мнением ответчиков и третьего лица о невозможности совершения данных действий в связи с необходимостью выполнения обязательных процедур по размещению заказов на выполнение работ и его оформлению Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», т.к. соблюдение указанных мероприятий возможно, в том числе, на стадии исполнения судебного решения. Кроме того, из материалов дела следует, что нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства МОУ СОШ № 35 г.Томска выявлялись, начиная с 21.08.2008, что подтверждается представлением от 05.09.2008, внесенным государственным инспектором Кировского района г.Томска по пожарному надзору в адрес руководителя МОУ СОШ № 35 г.Томска. Однако, до настоящего времени недостатки в полном объеме ответчиками не устранены, денежные средства на данные цели собственником имущества не выделялись. Учитывая, что нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации, нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье обучающихся и персонала школы, доказательств в опровержение позиции прокурора Кировского района г.Томска ответчиками согласно ст.56 ГПК РФ не представлено, суд считает исковые требования в части установления сроков исполнения обязанности обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Кировского района г. Томска к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 35», Администрации г.Томска удовлетворить. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35» в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда демонтировать горючий линолеум на полу на путях эвакуации, произвести огнезащитную обработку сцены и занавеса в актовом зале, оборудовать второй выход из столовой, оборудовать светопроемы в части учебных помещений (кабинеты №№ 207, 208, 311, 312, 308, 305, 301) регулируемыми солнцезащитными устройствами, обеспечить холодным и горячим водоснабжением, умывальные - горячим водоснабжением в санитарных узлах, в столовой установить систему вытяжной вентиляции, санитарные узлы оборудовать кабинами с дверями без запоров, обеспечить персонал отдельным санитарным узлом, произвести ремонт пола в учебных помещениях, рекреациях, спортивном зале, довести до нормируемого уровня искусственную освещенность в учебных помещениях, оборудовать процедурный кабинет, оборудовать спортивный зал по площади и высоте в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.21178-02. Обязать Администрацию г.Томска в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда до за счет средств бюджета г.Томска обеспечить финансирование следующих работ муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 35»: демонтаж горючего линолеума на полу на путях эвакуации, огнезащитная обработка сцены и занавеса в актовом зале, оборудование второго выхода из столовой, оборудование светопроемов в части учебных помещений (кабинеты №№ 207, 208, 311, 312, 308, 305, 301) регулируемыми солнцезащитными устройствами, обеспечение холодным и горячим водоснабжением, умывальные - горячим водоснабжением в санитарных узлах, установка в столовой системы вытяжной вентиляции, оборудование санитарных узлов кабинами с дверями без запоров, обеспечение персонала отдельным санитарным узлом, ремонт пола в учебных помещениях, рекреациях, спортивном зале, доведение до нормируемого уровня искусственной освещенности в учебных помещениях, оборудование процедурного кабинета, оборудование спортивного зала по площади и высоте в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.21178-02. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: