№ 2-2141/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» сентября 2011 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего                              Л.Л.Аплиной

при секретаре                                                                                       Е.А.Казанцевой,

с участием представителя истца                   А.И. Фролова,

представителя третьего лица        З.М.Цыганова,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Томска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Томска о понуждении к совершению действий,

установил:

прокурор Кировского района г. Томска обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращениям руководителя Управления Росприроднадзора по Томской области, начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о непринятии Администрацией г. Томска мер в отношении бесхозяйного потенциально опасного объекта - очистных сооружений д. Лоскутово г. Томска.

В ходе проверки установлено, что на территории Муниципального образования «Город Томск» у д. Лоскутово г. Томска располагаются очистные сооружения, которые включают в себя здания, помещения и оборудование, предназначенное для проведения механической, биологической очистки стоков, а также для обеззараживания и отстоя стоков. Частью очистных сооружений является потенциально опасное гидротехническое сооружение - «Пруд - отстойник буферный № Т 74 у д. Лоскутово».

По данным Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области очистные сооружения эксплуатируется с 1978 г., проектная мощность ГТС 405 тыс. м. куб./год или 1 100 м. куб./сутки, объем стоков в пруде накопителе - 25 тыс. куб. м. в год, площадь - 0,7 га, приборов учета стоков нет. Проект на очистные сооружения утерян. Отвод стоков из д. Лоскутово осуществляется через очистные и пруд доочистки в объеме 323 тыс. куб. м. в год. Из с. Богашево отвод стоков осуществляется в пруд доочистки без очистных сооружений в пруд-отстойник в объеме 106 тыс. м. куб./год. Здания находятся в аварийном состоянии. Технологический режим работы биофильтров не выдерживается. Отстойники работают неэффективно, в связи с этим практически не осуществляется вторичная механическая очистка. Хлорирование стоков не производится с 1998 г., т.к. контактные ёмкости для дезинфекции прогнили. Превышение ПДК на сбросе по взвешенным веществам - 2,7, нитраты в 2 раза, БПК - 8,5, железо в 10,7, фенолы в 2,5, нефтепродукты в 8,5. Дамбы размываются, по дамбам расположен газопровод.

Сточные воды из указанных очистных сооружений сбрасываются в р. Басандайку, что создает угрозу здоровью и жизни граждан, проживающих в данном районе, и создают угрозу загрязнения водного объекта - р. Басандайка.

Право собственности на комплекс указанных очистных сооружений ни за кем не зарегистрировано.

Отсутствие собственника очистных сооружений, в частности, входящего в них гидротехнического сооружения (ГТС), влечет невозможность исполнения предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, принятию мер в области защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций.

22.10.2010 состоялось совещание по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территории Томской области с участием представителей ГУ МЧС России по Томской области, Прокуратуры Томской области, Администрации Томской области, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, Департамента городского хозяйства Администрации г. Томска, ООО ЖКХ «Лоскутовское», представителей иных органов государственной власти и местного самоуправления, а также ряда организаций. По вопросам повестки совещания об определении права собственности на ГТС «Пруд-отстойник буферный № Т 74 у д. Лоскутово» принято решение рекомендовать Главе муниципального образования «Город Томск» в срок до 01.12.2010 организовать работу по оформлению свидетельства о собственности на ГТС «Пруд-отстойник буферный № Т 74 у д. Лоскутово».

Ссылаясь на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав г. Томска, ст. 225 ГК РФ и указывая, что непринятие собственником мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, затрагивает и нарушает права неопределенного количества лиц, пребывающих на территории муниципального образования «Город Томск», прокурор Кировского района г. Томска с учетом уточнения иска просит обязать Администрацию города Томска принять меры по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области бесхозяйного имущества: комплекса очистных сооружений д. Лоскутово, включающего в себя здание механической очистки стоков, здание биофильтров, здание хлораторной, канализацию, трансформатор КТП 160 кВт, отстойник механической очистки, вторичный канализационный колодец, пруд-накопитель (пруд - отстойник буферный № Т 74 у д. Лоскутово), канализацию к жилым домам, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Кировского района
г. Томска Фролов А.И. требования поддержал с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Е.С. Литвина, действующая на основании доверенности от 03.02.2011 № 508, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В судебном заседании от 08.09.2011 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву на иск. Пояснила, что администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком, поскольку очистные сооружения в течение длительного времени эксплуатировались собственником - муниципальным образованием «Томский район» и передавались в аренду ООО «ЖКХ «Лоскутовское», которым утверждены нормативы сброса УБВХ по ТО и Департаментом природных ресурсов, для получения которых должна быть представлена техническая документация. Утверждала, что собственник и эксплуатирующая организация обладают такой технической документацией, однако, последняя ответчику не передавалась.

Указала на недоказанность истцом как факта существования очистных сооружений, так и их расположения на территории муниципального образования «Город Томск». В обоснование ссылалась на вступившее в законную силу решение Советского районного суда г. Томска от 21.07.2011, которым установлено отсутствие в д. Лоскутово каких-либо пригодных к эксплуатации очистных сооружений.

Считала нецелесообразной постановку очистных сооружений на учет как бесхозяйных, поскольку ответчиком принята программа «Водоснабжение и водоотведение д. Лоскутово. Водоснабжение 2-го поселка ЛПК. Водоотведение пос. Спутник» на 2011-2012 гг.», согласно которой до 2012 г. планируется осуществить строительство канализационных очистных сооружений д. Лоскутово.

Полагала, что в случае удовлетворения иска, ответчику понадобится более длительный срок, чем указано в иске, для его исполнения.

Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по Томской области Цыганов З.М. полагал иск подлежащим удовлетворению. Пояснил, что по жалобе жителя д. Лоскутово осуществлял осмотр очистных сооружений, расположенных в окрестностях д. Лоскутово, которые эксплуатировались ООО «ЖКХ «Лоскутовское». В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, ООО «ЖКХ «Лоскутовское» привлечено к административной ответственности. Указал, что необслуживание одной из составляющей системы очистных сооружений может привести к негативным последствиям для окружающей среды.

Представители третьих лиц - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, муниципального образования «Томский район», в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.

Представитель муниципального образования «Томский район» Гачкайло Г.И., действующий на основании доверенности от 11.05.2011, представил пояснения по делу, в которых указал, что по состоянию на 25.08.2011 очистные сооружения д. Лоскутово в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Томский район» не значатся; в связи с отсутствием правоустанавливающих документов вышеуказанный объект в муниципальную собственность оформлен не был; эксплуатация очистных сооружений велась явочным порядком с целью предотвращения аварийных ситуаций.

Представитель третьего лица - ООО «ЖКХ «Лоскутовское» в судебное заседание не явился, согласно поступившим в суд сведениям решением Арбитражного суда Томской области общество признано банкротом, в отношении него введено конкурсное производство.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом исходит из следующего.

В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования г. Томск у д. Лоскутово располагаются очистные сооружения, которые включают в себя здания, помещения и оборудование, предназначенное для проведения механической, биологической очистки стоков, а также для обеззараживания и отстоя стоков д. Лоскутово. Частью очистных сооружений является потенциально опасное гидротехническое сооружение - «Пруд - отстойник буферный № Т 74 у д. Лоскутово». До настоящего времени эксплуатацию данных сооружений осуществляло ООО «ЖКХ «Лоскутовское».

В судебном заседании установлено, что указанные очистные сооружения не имеют собственника, т.е. являются бесхозяйными, что является причиной их ненадлежащей эксплуатации, влечет за собой негативные последствия для окружающей среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей г. Томска.

Вывод суда об отсутствии собственника очистных сооружений подтверждается ответами: главы Богашевского сельского поселения Гауэра В.И., начальника Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска А.З. Кобеевой, Главы муниципального образования «Томский район» Лукьянова В.Е., пояснительной запиской директора ООО «ЖКХ «Лоскутовское». Согласно уведомлению из Управления Росреестра по Томской области от 19.04.2011 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: гидротехническое сооружение пруд-отстойник № Т 74 д. Лоскутово. При этом, судом учитывается, что доказательств утверждения представителя ответчика о том, что собственником очистных сооружений является муниципальное образование «Томский район», суду не представлено.

Ссылка представителя ответчика на наличие договора аренды муниципального имущества от 14.10.2004, заключенного между муниципальным образованием «Томский район» и ООО «ЖКХ «Лоскутовское», не принимается судом во внимание, поскольку данный документ не является допустимым доказательством наличия права собственности муниципального образования на объекты недвижимости, входящие в состав очистных сооружений.

Факт ненадлежащей эксплуатации очистных сооружений, и, как следствие этого, нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

Согласно информации, предоставленной Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и пояснениям представителей третьих лиц в судебных заседаниях, отвод стоков из д. Лоскутово осуществляется через очистные и пруд доочистки, при этом, здания очистных находятся в аварийном состоянии, технологический режим работы биофильтров не выдерживается, отстойники работают неэффективно, в связи с этим практически не осуществляется вторичная механическая очистка.

Из с. Богашево отвод стоков осуществляется напрямую в пруд доочистки без очистных сооружений. Хлорирование стоков не производится с 1998 г., т.к. контактные ёмкости для дезинфекции прогнили. Превышение ПДК на сбросе по взвешенным веществам - 2,7, нитраты в 2 раза, БПК - 8,5, железо в 10,7, фенолы в 2,5, нефтепродукты в 8,5.

Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Из постановлений о назначении административного наказания № В-093/1 и № В-093/2 от 12.05.2011, вынесенных государственным инспектором по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, по контролю за использованием и охраной земель по Томской области в отношении ООО «ЖКХ «Лоскутовское» следует, что очистные сооружения д. Лоскутово эксплуатировались с нарушением природоохранного законодательства.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип, согласно которому каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Кроме того, статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в числе принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

К этим требованиям относится закрепленный ст. 3 Водного кодекса РФ принцип, согласно которому использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В целях реализации данного принципа ч. 2 ст. 39 ВК РФ установлена обязанность водопользователя при использовании водных объектов не допускать причинения вреда окружающей среде.

Согласно ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов, сточных вод, в которых содержатся вредные вещества.

Согласно п.п. 4, 8, 11, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление мероприятии по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии с пп. 1.8., 1.11., 1.29. п. 1 ст. 8 Устава г. Томска, утвержденного решением Думы г. Томска 04.05.2010 № 1475, к вопросам местного значения Города Томска как городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Устава г. Томска Администрация Города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска и в соответствии с Уставом г. Томска осуществляет, в том числе, полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные настоящим Уставом г. Томска.

Таким образом, обязанность по организации надлежащего водоотведения сточных вод от д. Лоскутово в соответствии с требованиями природоохранного и водного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, лежит на ответчике.

Однако данная обязанность администрацией города Томска не исполняется, в том числе по причине отсутствия ее зарегистрированных прав на данные очистные сооружения.

Отсутствие собственника очистных сооружений, в частности, входящего в них гидротехнического сооружения «Пруд-отстойник буферный № Т 74 у д. Лоскутово» влечет невозможность исполнения предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и ч. 2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, принятию мер в области защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций.

Данные обстоятельства с учетом наличия сведений о ненадлежащей эксплуатации указанного гидротехнического сооружения могут привести к чрезвычайной ситуации и ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

В силу п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По смыслу указанной выше правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать. Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Вопреки требованиям действующего законодательства (ст. 225 ГК РФ) Администрация муниципального образования «Город Томск» не предпринимает действий по постановке комплекса очистных сооружений у д. Лоскутово на соответствующий учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, в связи с чем, суд находит обоснованными требования прокурора о понуждении ответчика к совершению указанных действий.

При этом, выбранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц неизменно приведет к изменению сложившейся ситуации, и, как следствие, принятию мер по предотвращению нарушений прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Возражая против иска, представитель ответчика ссылалась нецелесообразность постановки очистных сооружений на учет как бесхозяйных при наличии городской долгосрочной программы «Водоснабжение и водоотведение д. Лоскутово. Водоснабжение 2-го пос. ЛПК. Водотведение пос. Спутник» на 2011-2012 г.г., утвержденной Постановлением Мэра г. Томска 15.09.2010 № 946. Согласно данной программе в срок до 30.11.2011 должно быть осуществлено строительство канализационных очистных сооружений в д. Лоскутово.

Однако доказательств реализации данной программы суду стороной ответчика не представлено. Не представлено суду и доказательств того, что оформление права собственности муниципалитета на очистные сооружения является нецелесообразным в связи со строительством в будущем новых очистных сооружений, при том, что согласно программе одним из этапов организации водоотведения д. Лоскутово является разработка проектно-сметной документации «Реконструкция канализационных очистных сооружений в д. Лоскутово», которая, исходя из названия, не предполагает строительство абсолютно новых очистных сооружений.

Наличие вступившего в законную силу решения Советского суда г.Томска от 21.07.2011, возложившее на администрацию г. Томска в срок до 01.06.2012 устранить нарушение прав неопределенного круга лиц путем организации водоотведения сточных вод, поступающих от объектов, расположенных в д. Лоскутово г. Томска, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод срез пруд-накопитель в р. Басандайка, не влечет за собой отказ в удовлетворении настоящего иска.

Таким образом, требования прокурора Кировского района г. Томска подлежат удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Поскольку ответчиком не представлено доказательств невозможности исполнения настоящего решения в срок, указанный прокурором, с учетом общественной значимости настоящего дела и необходимости в максимально короткие сроки принятия мер по предотвращению негативных последствий эксплуатации очистных сооружений, суд возлагает на ответчика обязанность исполнить решение суда в месячный срок со дня вступления его в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Кировского района г. Томска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска принять меры по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области бесхозяйного имущества - комплекса очистных сооружений д. Лоскутово города Томска Томской области, включающего в себя: здание механической очистки стоков, здание биофильтров, здание хлораторной, канализацию, трансформатор КТП 160 кВт, отстойник механической очистки, вторичный канализационный колодец, пруд-накопитель (пруд - отстойник буферный № Т 74 у д. Лоскутово), канализацию к жилым домам, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья: подпись     Аплина Л.Л.

ВЕРНО.

Судья:

Секретарь: