РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 декабря 2011 года Кировский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Л.Л. Аплиной, при секретаре Т.Н. Чемерзовой, с участием представителя ответчика Л.М. Вериной, представителя ответчика Н.В. Бабьевой, рассмотрев в порядке искового производства в открытом судебном заседании в г. Томске установил: прокурор Кировского района г. Томска обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подав исковое заявление к МБОУ СОШ № 42 г. Томска, администрации г. Томска. В исковом заявлении указано, что по результатам проведенной /________/ прокуратурой Кировского района г. Томска совместно со специалистами отделения надзорной деятельности Кировского района г. Томска проверки соблюдения МБОУ СОШ № 42 г. Томска, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, 47, законодательства РФ, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил при осуществлении образовательного процесса, выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности (п.п. 36, 53, 16, 52 ППБ 01-03, п. 6.18. СНиП 21-01-97): стены на путях эвакуации покрыты горячей масляной краской, на третьем этаже отсутствуют противодымные двери с уплотнителями и доводчиками, отсутствуют планы эвакуации в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009, двери на путях эвакуации из большого и малого зала открываются не по направлению выхода, стены холла (коридора) первого этажа покрыты деревом и покрашены лаком. В нарушение ч. 2 ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности», п. 10 ППБ 01-03, руководителем МБОУ СОШ № 42 г. Томска до настоящего времени указанные нарушения требований пожарной безопасности не устранены. Невыполнение МБОУ СОШ № 42 г. Томска требований пожарной опасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, спасению людей в случае пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 7.1. Устава МБОУ СОШ № 42 г. Томска имущество данного учреждения является муниципальной собственностью города Томска. Следовательно, на основании п. 2 ст. 125, ст. 210 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 14, пп. 10 п. 1 ст. 16 Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», По данным мотивам, ссылаясь на ст. 12, 210 ГК РФ, ст. 45, 206 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор Кировского района г. Томска просит: - обязать МБОУ СОШ № 42 г. Томска в месячный срок со дня вступления в силу решения суда демонтировать горючую отделку (окраску) стен на путях эвакуации, установить на третьем этаже противодымные двери с уплотнителями и доводчиками, планы эвакуации привести в соответствие с ГОСТ Р 12.2.143-2009, установить двери на путях эвакуации из большого и малого зала, открывающиеся по направлению выхода, демонтировать деревянную отделку стен холла (коридора) первого этажа, - обязать Администрацию г. Томска профинансировать за счет средств городского бюджета следующие работы муниципального образовательного учреждения МОУ СОШ № 42 г. Томска: демонтаж горючей отделки (окраски) стен на путях эвакуации, установку на третьем этаже противодымных дверей с уплотнителями и доводчиками, приведение планов эвакуации в соответствие с ГОСТ Р 12.2.143-2009, установку двери на путях эвакуации из большого и малого зала, открывающуюся по направлению выхода, демонтаж деревянной отделки стен холла (коридора) первого этажа. Истец прокурор Кировского района г. Томска, извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. В судебном заседании представитель ответчика МБОУ СОШ № 42 г. Томска Верина Л.М., действующая на основании устава, исковые требования признала частично. Представила отзыв на исковое заявление, который поддержала. Не отрицала факт наличия в МБОУ СОШ № 42 г. Томска нарушений в области пожарной безопасности, указав, что они не были устранены по причине отсутствия финансирования. С учетом того, что МБОУ СОШ № 42 г. Томска включено в Перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в 2012 году, просила отложить срок устранения нарушений до 31.12.2012. Указала на то, что при проверке готовности МБОУ СОШ № 42 г. Томска к новому 2011-2012 учебному году комиссией в составе представителей департамента образования, а также ОГПН и Управления Роспотребнадзора по Томской области образовательное учреждение было признано к новому 2011-2012 учебному году готовым, полагала, что МБОУ СОШ № 42 г. Томска вправе осуществлять образовательный процесс при настоящем техническом состоянии здания без угрозы жизни и здоровью обучающихся. Представитель ответчика администрации г.Томска Бабьева Н.В., действующая на основании доверенности от /________/, иск не признала, указав, что МБОУ СОШ № 42 г. Томска является бюджетным учреждением и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами самостоятельно. Поскольку МБОУ СОШ № 42 г. Томска не относится к частным или казенным учреждениям, соответственно, администрация г. Томска и в случае недостаточности находящихся в распоряжении данного учреждения денежных средств субсидиарной ответственности по обязательствам школы не несет. При разбирательстве гражданского дела, определив на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав объяснения представителей ответчиков, оценив доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска в части по следующим мотивам. В судебном заседании на основании исследованных доказательств установлены следующие обстоятельства. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Томска» расположено по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, 47. По результатам проведенной /________/ прокуратурой Кировского района г.Томска совместно со специалистами отделения надзорной деятельности Кировского района г.Томска проверки соблюдения МБОУ СОШ № 42 г.Томска законодательства РФ, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил при осуществлении образовательного процесса выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности (п.п. 36, 53, 16, 52, ППБ 01-03, п. 6.18. СНиП 21-01-97): - стены на путях эвакуации покрыты горячей масляной краской, - на третьем этаже отсутствуют противодымные двери с уплотнителями и доводчиками, - отсутствуют планы эвакуации в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009, - двери на путях эвакуации из большого и малого зала открываются не по направлению выхода, - стены холла (коридора) первого этажа покрыты деревом и покрашены лаком. В силу ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к обязанностям руководителей организаций в области пожарной безопасности относится соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности; содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты. В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В нарушение указанных норм до настоящего времени МБОУ СОШ № 42 г. Томска вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности не устранены, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось. Невыполнение МБОУ СОШ № 42 г. Томска требований пожарной опасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, спасению людей в случае пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Доводы представителя ответчика о возможности осуществления образовательного процесса без угрозы жизни и здоровью обучающихся в связи с признанием учреждения готовым к новому 2011-2012 учебному году комиссией в составе представителей департамента образования, а также ОГПН и Управления Роспотребнадзора по Томской области, судом отклоняются, поскольку установленное в суде наличие нарушений правил пожарной безопасности свидетельствует об обратном. Характер имеющихся нарушений правил пожарной безопасности - покрытия стен на путях эвакуации горячей масляной краской, отсутствия на третьем этаже противодымных дверей с уплотнителями и доводчиками, отсутствия планов эвакуации в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009, несоответствия дверей на путях эвакуации из большого и малого зала требованиям открываться по направлению выхода, покрытия стен холла (коридора) первого этажа деревом и покраски лаком, очевидно свидетельствует об увеличении вероятности наступления тяжелых последствий для жизни и здоровья учеников и работников школы в случае возникновения пожара. Следовательно, предлагаемое представителем ответчика МБОУ СОШ № 42 г.Томска Вериной Л.М. отложение срока устранения нарушений на период до 31.12.2012, то есть на период текущего учебного года, и на часть очередного учебного года, является невозможным, поскольку ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. С учетом изложенного, исковые требования прокурора Кировского района г.Томска в отношении МБОУ СОШ № 42 подлежат удовлетворению в полном объеме. При разрешении искового требования о возложении обязанности по финансированию работ, направленных на устранение нарушений правил пожарной безопасности в МБОУ СОШ № 42 г. Томска, за счет средств городского бюджета на администрацию г. Томска суд приходит к следующим выводам. В соответствии с п. 1, 9 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании МБОУ СОШ № 42 г. Томска является бюджетным учреждением и обладает имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления. В соответствии с п. 1.7. Устава МБОУ СОШ № 42 г. Томска, утв. Департаментом образования администрации г. Томска, данное бюджетное учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество, от своего имени несет имущественные и неимущественные обязанности и отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним учредителем, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Собственник имущества учреждения не несет ответственности по обязательствам учреждения. Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. При установленных обстоятельствах правовых оснований для возложения на администрацию г. Томска обязанности по финансированию устранения допущенных МБОУ СОШ № 42 г. Томска нарушений правил пожарной безопасности не имеется, в связи с чем в удовлетворении соответствующего искового требования суд отказывает. Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора Кировского района г. Томска удовлетворить частично. Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Томска» в месячный срок со дня вступления в силу решения суда демонтировать горючую отделку (окраску) стен на путях эвакуации, установить на третьем этаже противодымные двери с уплотнителями и доводчиками, планы эвакуации привести в соответствие с ГОСТ Р 12.2.143-2009, установить двери на путях эвакуации из большого и малого зала, открывающиеся по направлению выхода, демонтировать деревянную отделку стен холла (коридора) первого этажа. В удовлетворении иска к администрации г. Томска отказать. Решение суда может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Л.Л.Аплина
гражданское дело № 2-3255/2011 по иску прокурора Кировского района г. Томска, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Томска», Администрации г. Томска о понуждении к совершению определенных действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности,
п. 1.3. ст. 8, п. 1 ст. 37 Устава Города Томска, Администрация г. Томска, являясь представителем собственника закрепленного на праве оперативного управления за МБОУ СОШ № 42 г. Томска имущества - муниципального образования г. Томск, уполномочена на решение вопросов местного значения, связанных с владением и пользованием указанным муниципальным имуществом, несет бремя его содержания и обязанность по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм и правил.