№ 2-3158/2011 на момент размещения решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

13.12.2011 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего А.Р.Палковой

при секретаре Е.В.Шевелевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием представителя процессуального истца - старшего помощника прокурора Томского района Базановой ВП, представителя ответчика- Копылова ПЮ, действующего по доверенности /________/ от /________/ сроком по /________/, гражданское дело по иску прокурора Томского района Томской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области о возложении обязанности по обеспечению санитарно-оздоровительных мероприятий,

у с т а н о в и л:

Прокурор Томского района Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Томский районный суд Томской области с названным иском к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области. В обоснование требований указал, что прокуратурой /________/ проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено несанкционированное размещение отходов (свалка) на участке лесного фонда, локализованное на расстоянии /________/ м от озера Песчаное, вдоль линии электропередач, вблизи /________/, площадью /________/ кв.м, объемом /________/ куб.м. Апеллируя к ряду норм Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Лесного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ №414 от 29.06.2007, к Положению о Департаменте развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, прокурор полагает, что обязанность по санитарно-оздоровительным мероприятиям в виде очистки лесов на указанном участке лесного фонда лежит на ответчике, в компетенции которого находится решение данного вопроса. Просит возложить на Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области обязанность в течение 2 недель со дня вступления решения в законную силу обеспечить санитарно-оздоровительные мероприятия в виде очистки лесов от несанкционированного размещения отходов (свалки) на участке лесного фонда, локализованном на расстоянии /________/ м от озера Песчаное, вдоль линии электропередач, вблизи /________/, площадью /________/ кв.м, объемом /________/ куб.м.

Определением Томского районного суда Томской области от 20.10.2011 дело передано для рассмотрения с соблюдением правил подсудности в Кировский районный суд г.Томска.

В ходе рассмотрения дела процессуальный истец исковые требования уменьшил и уточнил, по изложенным в иске основаниям окончательно просит: возложить на Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить санитарно-оздоровительные мероприятия в виде очистки лесов от несанкционированного размещения отходов (свалки) в выделе /________/ квартала /________/ урочища, площадью /________/ кв.м, объемом /________/ куб.м. Такое уточнение и уменьшение требований принято к рассмотрению определением Кировского районного суда г.Томска от 13.12.2011.

В судебном заседании старший помощник прокурора Томского района Базанова ВП исковые требования в их окончательной редакции поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Считала, что несмотря на то, что участок несанкционированного размещения отходов (свалка) состоит преимущественно из строительного (бытового) мусора, из веток плодово-ягодных деревьев и кустарников, а не из порубочных остатков, тем не менее, обязанность по принятию мер по обеспечению санитарной безопасности в лесах лежит на ответчике. Так, нарушитель, допустивший захламление упомянутого участка земель лесного фонда, не обнаружен, а действующим законодательством к полномочиям Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области отнесено обеспечение санитарно-оздоровительных мероприятий на землях лесного фонда.

Представитель ответчика Копылов ПЮ в суде иск не признал по основаниям изложенным им в письменном отзыве на иск, в объеме которого и дал пояснения. Полагал, что очистка лесных земель, находящихся в федеральной собственности, от бытовых отходов, строительного мусора и т.п. действующим законодательством за счет средств федерального бюджета не предусмотрена, а потому Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области может расходовать средства федерального бюджета на эти цели, обратное противоречило бы закону. Ссылался на то, что истец не доказал, что свалка расположена на землях лесного фонда, надлежащим ответчиком полагал орган местного самоуправления г.Томска.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 41 ГПК РФ прокурор вправе предъявить иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Аналогичное положение содержит пункт 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Как устанавливает ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В статье 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

Судом установлено, что на участке лесного фонда- в выделе /________/ квартала /________/ имеет место быть несанкционированное размещение отходов (свалка) площадью /________/ кв.м, объемом /________/ куб.м, что нашло подтверждение в ходе выездного судебного заседания при осмотре доказательств на месте с участием специалистов Д., П., а также следует из письма Главного лесничего филиала Т. /________/ от /________/ Ш. и его показаний в суде о наличии, в том числе, в квартале /________/ урочища ряда несанкционированных свалок.

Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Учитывая данные конституционные положения, нормы федерального законодательства, суд считает, что несоблюдение требований санитарной безопасности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем иск прокурором заявлен обоснованно.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещает размещение (хранение и захоронение) отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Указанное положение закреплено также в пункте 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2011 № 343), согласно которому запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды", Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16.06.1999 №227 утвержден Порядок обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов. Указанное положение не опубликовано, однако, в силу ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», имеет юридическую силу и обязательно к исполнению на территории Томской области.

Пункт 2 Порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов (далее - Порядок) дает определение санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов, которым является разрешенная органами местного самоуправления территория (существующая площадка) для размещения твердых бытовых отходов в ограниченный период времени, но не обустроенная и эксплуатируемая с отклонениями от действующих нормативных требований.

Захоронение твердых бытовых отходов на санкционированных объектах размещения отходов осуществляется при наличии документации: правил эксплуатации санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов, разрешения на размещение отходов на объекте, утвержденных нормативов и лимитов на размещение отходов, лицензии на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды по обращению с отходами (п.7 Порядка).

Суду в порядке ст.56 ч.1 ГПК РФ не представлено доказательств, что объект размещения отходов на территории выдела /________/ квартала /________/ значится в реестре объектов размещения отходов. Напротив, сторона истца указала, сторона ответчика не оспорила, что выявленная свалка, факт существования которой установлен осмотром доказательств на месте, является несанкционированной, расположена на землях лесного фонда Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 29.12.2010 N 442-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по охране и защите лесов, в том числе обеспечение санитарной безопасности в лесах, на землях лесного фонда переданы субъекту Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «б» пункта 3 Правил санитарной безопасности в лесах, п. 4 Руководства санитарно-оздоровительные мероприятия обеспечиваются в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 14 Положения о Департаменте развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 02.11.2007 № 146, реализация указанных полномочий возложена на Департамент.

В соответствии с п.п. 66, 67 Руководства при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.

Из материалов дела следует, что нарушитель, виновный в загрязнении земель лесного фонда, в течение длительного времени не обнаружен.

Учитывая факт расположения свалки на территории земель лесного фонда Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского урочища, находящихся в собственности Российской Федерации, отсутствие в материалах дела сведений о лице, виновном в образовании данной свалки, суд приходит к выводу, что иск предъявлен к надлежащему лицу. При этом суд не может согласиться с позицией представителя ответчика о том, что обязанность по проведению санитарных мероприятий на данном участке должна быть возложена на орган местного самоуправления.

Пункт 18 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 21.04.2011 N 69-ФЗ) регламентирует, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 и 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды, к ним относится, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Организация деятельности в области обращения с бытовыми отходами на территориях муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления.

Обращаясь с требованием к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, прокурор просит обязать ответчика обеспечить санитарно-оздоровительные мероприятия в виде очистки лесов на территории выдела /________/ квартала /________/.

Суд считает, что данное требование основано на законе.

Меры санитарной безопасности в лесах установлены ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в соответствии с п. 4 ч.1 которой в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Согласно п. 8 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, работы по назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, издаваемых Федеральным агентством лесного хозяйства.

Приказом Рослесхоза от 29.12.2007 № 523 утверждено Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (далее - Руководство).

Как устанавливает п. 7 данного Руководства, к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится очистка лесов от захламления и загрязнения.

Факт захламления земель на территории выдела /________/ квартала /________/ ответчик не отрицал, а суд в выездном судебном заседании установил.

Поскольку доказательств обеспечения мероприятий в виде очистки лесов на данной территории от захламления и загрязнения ответчиком в силу ст.401 ГК РФ, не может являться основанием к отказу в иске.

В соответствии со ст. 206 ч. 2 ГПК РФ суд, принимая решение о понуждении организации совершить определенные действия, обязан установить срок, в течение которого они должны быть совершены.

Суд полагает возможным согласиться со сроком совершения действий, о которых просит прокурор, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, оценивая его как разумный для исполнения решения суда, учитывая, что представителем ответчика иной срок не предложен, доказательств невозможности исполнения судебного постановления в течение указанного времени в силу ст.56 ГПК РФ не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Томского района Томской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области о возложении обязанности по обеспечению санитарно-оздоровительных мероприятий удовлетворить.

Обязать Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить санитарно-оздоровительные мероприятия в виде очистки лесов от несанкционированного размещения отходов (свалки) в выделе /________/ квартала /________/, площадью /________/ кв.м, объемом /________/ куб.м.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья -подпись-         А.Р.Палкова

Верно. Судья          А.Р.Палкова

Секретарь         Е.В.Шевелева

Решение в окончательной форме изготовлено 16.12.2011. Судья А.Р.Палкова