Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23.12.2011 Кировский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Желтковской Я.В. при секретаре Арслановой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием помощника прокурора Кировского района г.Томска Фролова А.И., представителя ответчика Андреевой Л.В. гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Больница № 2» о понуждении к совершению определенных действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кировского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Больница № 2» (далее по тексту - МЛПУ «Городская больница № 2»), Администрации г.Томска о понуждении к совершению определенных действий. В обоснование требований указал, что 23.09.2011 государственным инспектором Кировского района г. Томска по пожарному надзору Мащицким А.О. по требованию прокурора Кировского района г.Томска проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МЛПУ «Городская больница № 2». Проверка проводилась в занимаемых на праве оперативного управления помещениях, расположенных в здании по адресу: ул. Карташова, 38 в г.Томске. В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. В нарушение требований ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.10 ППБ Правил пожарной безопасности в Российской Федерации 01-03, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности: п. 108 ППБ 01-03 в РФ отсутствует приказ об ответственном за огнетушители; п. 3 ППБ 01-03 в РФ отсутствует приказ о назначении ответственным за АПС в соответствии с РД 009-02-96; п. 15 ППБ 01-03 в РФ отсутствует приказ об обесточивании и осмотре помещений в конце рабочего дня; п. 89 ППБ 01-03 в РФ отсутствуют акты испытаний внутренних пожарных кранов за 2010 - 2011 годы; п. 96 ППБ 01-03 в РФ отсутствует график ТО и ППР АПС; п. 108 ППБ 01-03 в РФ на огнетушителях номера нанесены не белой краской; п. 3 ППБ 01-03 в РФ в подвальных помещениях, гардеробе и гаражах отсутствует АПС; п. 61 ППБ 01-03 в РФ отсутствует светящееся табло на выходе первого этажа; п. 8.9 СНИП 210197* все проемы между маршами и перилами на всех лестничных маршах заложены; п. 6.28 СНИП 210197* имеются марши с различной высотой ступеней в пределах одного марша. Имущество МЛПМУ «Больница № 2» является муниципальной собственностью города Томска. Администрация г. Томска, как представитель собственника МЛПМУ «Больница № 2» обязана содержать имущество лечебно-профилактического учреждения в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Невыполнение МЛПМУ «Больница № 2» требований пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Просит обязать МЛПМУ «Больница № 2» назначить ответственное лицо за огнетушители, назначить ответственное лицо за АПС в соответствии с РД 009-02-96, распорядительными документами обеспечить осмотр помещений в конце рабочего дня, провести испытания внутренних пожарных кранов, установить график ТО и ППР АПС, пронумеровать огнетушители белой краской, в подвальном помещении, гардеробе и гаражах установить АПС, установить светящиеся табло на выходе первого этажа, привести все проемы между маршами и перилами на всех лестничных маршах в соответствие с требованиями законодательства - освободить заложенные проемы, привести высоту ступеней в пределах одного марша в соответствие с требованиями закона, обеспечить одинаковую высоту ступеней в пределах одного марша. Обязать Администрацию г. Томска профинансировать за счет средств бюджета города Томска указанные работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Впоследствии прокурор Кировского района г.Томска исковые требования изменил, просил обязать МЛПМУ «Больница № 2» установить в подвальном помещении, гардеробе и гаражах автоматическую пожарную сигнализацию, привести все проемы между маршами и перилами на всех лестничных маршах в соответствии с требованиями законодательства, а именно: освободить заложенные проемы, привести высоту ступеней в пределах одного марша в соответствии с требованиями закона, обеспечив одинаковую высоту ступеней в пределах одного марша, привести планы эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 по исполнение п.16 ППБ 01-03 в РФ, демонтировать механический замок, отпираемый только ключом на втором эвакуационном выходе четвертого этажа во исполнение п.52 ППБ 01-03 в РФ, установит на третьем этаже на противодымных дверях доводчик во исполнение п.6.18* СНиП 21-01-97. От требований к Администрации г. Томска отказался, производство по делу в данной части определением Кировского районного суда г.Томска от 23.12.2011 прекращено. Представитель истца помощник прокурора Кировского района г.Томска Фролова А.И. исковые требования с учетом уточнений поддержал, пояснил, что 12.12.2011 прокуратурой Кировского района с привлечением специалиста - Государственного инспектора Кировского района по пожарному надзору Мащицкого А.О. проведена проверка устранения ответчиком нарушений требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что часть нарушений устранены, при этом выявлен ряд иных нарушений. Представитель ответчика МЛПМУ «Больница № 2» Андреева Л.В. факт нарушения требований действующего законодательства, установленных в ходе проведения проверки 12.12.2011 не отрицала. Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Обращаясь с иском к МЛПМУ «Больница № 2», прокурор Кировского района г.Томска указывает на нарушение ответчиком требований пожарной безопасности, указывает, что создает угрозу жизни и здоровью для пациентов, а также работников учреждения. Конституция Российской Федерации в статье 47 гарантирует каждому право на охрану здоровья. В статье 34 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ закреплено право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно ст. 37 указанного Закона, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Пункт 3 Правил пожарной безопасности 01-03 в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 (далее по тексту - ППБ 01-03 в РФ) предусматривает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Так, Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НБП 110-03) устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). В соответствии с п. 16 ППБ 01-03 в РФ, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте. Пунктом 52 ППБ 01-03 в РФ, установлено, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Согласно п. 6.18* Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя РФ от 13.02.997 N 18-7 (в редакции от 19.07.2002) (далее СНиП 21-01-97*) двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре. В силу п.6.28* СНиП 21-01-97* на путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки. В соответствии с п. 8.9 СНиП 21-01-97* между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей следует предусматривать зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм. Судом установлено, что 23.09.2011 прокуратурой Кировского района г.Томска проведена проверка соблюдения законодательства РФ санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил в МЛПМУ «Больница № 2», в результате которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности. 12.12.2011 в ходе проведения повторной проверки установлено, что ряд нарушений устранены, при этом выявлены новые нарушения: в подвальном помещении, гардеробе и гаражах отсутствует АПС, на всех этажах всех лестничных маршей между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей отсутствует предусмотренный зазор шириной не менее 75 мм, в пределах одного лестничного марша имеются ступени различной высоты, планы эвакуации не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009, второй эвакуационный выход с третьего этажа закрыт на механический замок, отпираемый только ключом, на третьем этаже на противодымных дверях отсутствует доводчик. Факт допущенных нарушений требований пожарной безопасности представитель лечебного учреждения не отрицала, доказательств их устранения представителем ответчика согласно ст.56 ГПК РФ не представлено. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что невыполнение МЛПМУ «Больница № 2» требований пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье пациентов и работников лечебного учреждения. Следовательно, доводы прокурора Кировского района г. Томска законны и обоснованны. Как устанавливает ч. 2 ст.206 ГПК РФ, в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд, с учетом объема установленных нарушений считает, что решение суда должно быть исполнено в срок, предложенный прокурором, в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда, полагая, что данный срок является достаточным и разумным. Кроме того, из материалов дела следует, что нарушения требований пожарной безопасности МЛПМУ «Больница № 2» выявлялись, начиная с 05.03.2010, что подтверждается актом проверки, составленным государственным инспектором Кировского района г.Томска по пожарному надзору. Однако, до настоящего времени недостатки в полном объеме ответчиком не устранены. Учитывая, что нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации, доказательств в опровержение позиции прокурора Кировского района г.Томска ответчиками согласно ст.56 ГПК РФ не представлено, суд считает исковые требования в части установления сроков исполнения обязанности обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Кировского района г. Томска к муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Больница № 2» удовлетворить. Обязать муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение «Больница № 2» в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда установить в подвальном помещении, гардеробе и гаражах автоматическую пожарную сигнализацию, привести все проемы между маршами и перилами на всех лестничных маршах в соответствии с требованиями законодательства, а именно: освободить заложенные проемы, привести высоту ступеней в пределах одного марша в соответствии с требованиями закона, обеспечив одинаковую высоту ступеней в пределах одного марша, привести планы эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 по исполнение п.16 ППБ 01-03 в РФ, демонтировать механический замок, отпираемый только ключом на втором эвакуационном выходе четвертого этажа во исполнение п.52 ППБ 01-03 в РФ, установит на третьем этаже на противодымных дверях доводчик во исполнение п.6.18* СНиП 21-01-97. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: