№ 2-48/2012 на момент размещения решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

25.01.2012 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего               Желтковской Я.В.

при секретаре      Арслановой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Томского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Консоль» о совершении действий,

у с т а н о в и л:

Прокурор Томского района Томской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Консоль» о совершении действий. В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов в д.Лязгино Томского района, в результате проведения которой в деятельности ООО «Консоль» выявлены нарушения: площадь складирования, захоронения твердых бытовых отходов в д.Лязгино не имеет защитной обваловки грунтом по периметру размещения отходов, не обустроены траншеи для складирования и захоронения отходов, отсутствуют наблюдательные скважины, не осуществляется производственный контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв в зоне негативного влияния свалки. Впервые указанное нарушение выявлено Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в июне 2011 года. В адрес ООО «Консоль» внесено предписание № 2-33 от 29.06.2011 об устранении выявленных нарушений в срок до 15.08.2011. В ходе проведенной Управлением Росприроднадзора по Томской области в октябре 2011 года проверки зафиксированы аналогичные нарушения. По результатам проведенной прокуратурой Томского района проверки установлено, что ответчиком до настоящего времени не приняты меры к устранению указанных нарушений. Неисполнение требований природоохранного законодательства создает непосредственную угрозу экологической безопасности и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду.

Просил обязать ответчика принять меры по обустройству санкционированного места размещения объекта (свалки) твердых бытовых отходов в окрестностях д.Лязгино Томского района Томской области в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

В ходе судебного разбирательства прокурор Томского района Томской области исковые требования изменил, просил обязать ООО «Консоль» провести мероприятия по обустройству санкционированного места размещения объекта (свалки) твердых бытовых отходов в окрестностях д. Лязгино Томского района Томской области в соответствии с требованиями Порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов, утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16.06.1999 № 227, а именно: провести обустройство траншей (котлована) для складирования и захоронения отходов, защитной обваловки грунта по периметру объекта размещения отходов, изоляционного покрытия площади складирования, захоронения твердых бытовых отходов, определить ответчику срок для совершения указанных действий в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Федько П.С. исковые требования поддержал, указал, что ответчик осуществлял хозяйственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства с июля 2010 года, в связи с чем на ООО «Консоль» должна быть возложена обязанность по восстановлению земельного слоя и обустройству санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов в окрестностях д.Лязгино Томского района Томской области.

Представители ответчика ООО «Консоль» Потарский К.В., Поглазова С.А. иск не признали, считали, что надлежащим ответчиком по данному делу является администрация Корниловского сельского поселения и администрация Томского района Томской области, которые обязаны проводить мероприятия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых отходов. Не отрицали, что ответчик осуществляет хозяйственную деятельность по вывозу твердых бытовых отходов с 01.07.2010, считали, что проведение мероприятий, о которых заявлено прокурором, невозможно.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Корниловское сельское поселение» Асеев В.А. считал иск подлежащим удовлетворению, указал, что в компетенцию администрации сельского поселения входит лишь организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов. В целях реализации данных полномочий между ответчиком и администрацией сельского поселения заключен договор аренды имущества. Указал, что администрация хозяйствующим субъектом не является, в связи с чем нарушения, возникшие в связи с ненадлежащей эксплуатацией свалки, должны быть устранены ответчиком, в фактическом владении которого находится свалка.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 41 ГПК РФ прокурор вправе предъявить иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Аналогичное положение содержит пункт 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Как устанавливает ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В статье 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Учитывая данные конституционные положения, нормы федерального законодательства, суд считает, что несоблюдение требований санитарной безопасности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем иск прокурором заявлен обоснованно.

Судом установлено, что прокуратурой Томского района Томской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов в д.Лязгино Томского района Томской области ООО «Консоль», в результате которой выявлены нарушения: площадь складирования, захоронения твердых бытовых отходов в д.Лязгино не имеет защитной обваловки грунтом по периметру размещения отходов, не обустроены траншеи для складирования и захоронения отходов, отсутствуют наблюдательные скважины, не осуществляется производственный контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв в зоне негативного влияния свалки.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хворостохранилище, отвал горных пород и другое).

В пункте 3 Положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Томской области, утвержденного решением Думы Томского района № 148 от 30.05.2007, содержится определение объекта размещения отходов - свалки, полигоны, и другие сооружения и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов.

Судом установлено, что на основании постановления администрации Томского района от 07.08.1999 № 49, постановления главы администрации № 253 от 25.01.1999 образован земельный участок для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1 га, расположенный в 800 м на запад от д.Лязгино, на землях постоянного пользования АОЗТ «Корниловское».

Следовательно, полигон (свалка) на указанном земельном участке, относится к объектам размещения твердых бытовых отходов. Учитывая назначение указанного земельного участка - для размещения твердых бытовых отходов, суд приходит к выводу, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории вблизи д.Лязгино Корниловского сельского поселения осуществляется на санкционированном объекте. Данный факт установлен решением Кировского районного суда г.Томска от 12.09.2011.

Из договора аренды муниципального имущества в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Корниловского сельского поселения от 18.07.2011, заключенного между Администрацией Корниловского сельского поселения и ООО «Консоль» следует, что полигон твердых бытовых отходов вблизи д.Лязгино Корниловского сельского поселения передан в аренду ООО «Консоль» на срок до 18.06.2012.

Согласно пояснениям представителя ответчика Потарского К.В., договорные отношения между указанными лицами возникли 01.07.2010, по истечении 1 года договор от 01.07.2010 пролонгирован, заключен договор аренды от 01.07.2011, с указанного времени ООО «Консоль» является арендатором полигона (свалки), расположенного в окр. д.Лязгино Томского района Томской области.

Как устанавливает ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции 21.11.2011 N 331-ФЗ) хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды", Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16.06.1999 № 227 утвержден Порядок обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов.

Обустройство санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов включает в себя: устройство подъездной дороги, устройство траншей (котлована) для складирования и захоронения отходов, устройство изоляционного покрытия площади складирования, захоронения твердых бытовых отходов, устройство защитной обваловки грунтом по периметру объекта размещения отходов, установка аншлагов (информационных щитов) (п.4 Порядка).

Гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов установлены Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".

Согласно п. 3.9. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" для полигонов, принимающих менее 120 тысяч м3 ТБО в год, рекомендуется траншейная схема складирования ТБО. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению господствующих ветров, что препятствует разносу ТБО. Грунт, полученный от рытья траншей, используется для их засыпки после заполнения ТБО.

По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания (пункт 4.4. СП 2.1.7.1038-01)

Пунктом 5.1. СП 2.1.7.1038-01 складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. C - не позднее трех суток со времени складирования ТБО.

Из письма руководителя Управления Росприроднадзора по Томской области следует, что ООО «Консоль» при осуществлении деятельности по сбору и размещению бытовых отходов на полигоне (свалке) ТБО, расположенного в окрестностях д.Лязгино Томского района Томской области допустило нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно: на полигоне (свалке) твердых бытовых отходов д.Лязгино отсутствуют ограждение, обваловка, осушительная траншея, карты (траншеи) для складирования бытовых отходов, изолирующий грунт, наблюдательные скважины, средства пожаротушения; не осуществляется производственный контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв в зоне негативного влияния полигона (свалки) ТБО д. Лязгино, в 10 часов 30 минут 17.10.2011 зафиксирован очаг возгорания на полигоне (свалке) твердых бытовых отходов д.Лязгино, что свидетельствует о ненадлежащей организации ООО «Консоль» порядка эксплуатации арендуемого полигона.

На основании анализа представленных доказательств суд приходит к выводу, что ООО «Консоль» осуществляется хозяйственная деятельность по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов с нарушением указанных требований закона, чем ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан и безопасность окружающей среды. Факт допущенных нарушений представитель ответчика не отрицал, доказательств их устранения согласно ст.56 ГПК РФ не представлено.

Доводы представителя ООО «Консоль» о том, что надлежащим ответчиком по данному иску является администрация Корниловского сельского поселения, администрация Томского района, не основаны на законе, поскольку в силу положений ст.ст. 8, 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Однако, как верно указал представитель третьего лица, органы местного самоуправления не являются хозяйствующими субъектами, в процессе деятельности которых возникли нарушения по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов. Следовательно, обязанность по проведению восстановительных мероприятий должна быть возложена на ответчика, который в соответствии с п.2.2.8 договора аренды № 4 муниципального имущества от 18.07.2011 обязан содержать объект в пригодном для эксплуатации состоянии, полной исправности и образцовом санитарном состоянии, выделять на эти цели необходимые денежные средства возложена на арендатора ООО «Консоль».

Ссылка ответчика на нерентабельность проведения восстановительных мероприятий не может быть принята во внимание, т.к. противоречит приведенным требованиям действующего законодательства и принятым ООО «Консоль» договорным обязательствам. Доказательств расторжения договора аренды от 18.07.2011 материалы дела не содержат.

Доводы стороны ответчика о невозможности выполнения действий по обустройству санкционированного места размещения объекта (свалки) твердых бытовых отходов в окрестностях д.Лязгино Томского района Томской области в соответствии с требованиями природоохранного законодательства в связи отсутствием земельного слоя по периметру свалки, доказательствами не подтверждены.

Из акта № 1-4 от 25.01.2012 проведения проверки возможности выполнения мероприятий, составленного старшим государственным инспектором Томской области по охране природы Комяковой Е.В., следует, что препятствий для выполнения восстановительных работ не выявлено.

Таким образом, ООО «Консоль» допускает нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления в части отсутствия мероприятий по обеспечению безопасного для окружающей среды размещения твердых бытовых отходов. Указанные нарушения создают угрозу причинения вреда окружающей природной среде и здоровью населения, проживающего в непосредственной близости от полигона бытовых отходов. Следовательно, требования прокурора Томского района Томской области обоснованны и подлежат удовлетворению.

Кроме того, из материалов дела следует, что нарушения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Консоль» выявлялись, начиная с 29.06.2011, однако до настоящего времени недостатки, возникшие в процессе эксплуатации объекта, в полном объеме ответчиком не устранены.

Как устанавливает ч. 2 ст.206 ГПК РФ, в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, с учетом объема установленных нарушений, считает, что решение суда должно быть исполнено в срок, предложенный прокурором, в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, полагая, что данный срок является достаточным и разумным, доказательств в опровержение позиции прокурора Кировского района г.Томска ответчиком согласно ст.56 ГПК РФ не представлено.

Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона (п.9 ст. 333.36 НК РФ) прокурор освобожден.

Размер пошлины в силу п.п.3 п. 1 ст. 333.19 составляет 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Томского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Консоль» удовлетворить.

Обязать ООО «Консоль» в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по обустройству санкционированного места размещения объекта (свалки) твердых бытовых отходов в окрестностях д.Лязгино Томского района Томской области в соответствии с требованиями Порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов, утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16.06.1999 № 227, а именно: провести обустройство траншей (котлована) для складирования и захоронения отходов, защитной обваловки грунта по периметру объекта размещения отходов, изоляционного покрытия площади складирования, захоронения твердых бытовых отходов.

Взыскать с ООО «Консоль» в бюджет г.Томска государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: