№ 2-324/2012 на момент размещения решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2012 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Г.Ю. Ждановой

при секретаре                                 Е.И. Воробьевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Булдакова П.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2009 год и процентов за несвоевременный возврат денежных средств,

установил:

Булдаков П.В. обратился в суд с иском к ИФНС России по г.Томску, указав в обоснование требований, что он в 2009 году являлся собственником земельного участка площадью 1498,5 кв.м по адресу г.Томск, /________/ с кадастровым номером /________/. ИФНС России по г.Томску в его адрес было направлено уведомление /________/ от 13.03.2010 на уплату земельного налога за 2009 год в размере /________/ руб. в срок до 30.04.2010. Оплата им была произведена 26.04.2010. Указывает, что земельный налог ему начислен на основании кадастровой стоимости его земельного участка согласно сведениям, представленным ФГУ «Земельная палата по Томской области». В свою очередь, кадастровая стоимость его земельного участка на 2009 год исчислена ФГУ «Земельная палата по Томской области» на основании кадастровой оценки земельных участков, утвержденной Постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008.

Ссылается на то, что земельный налог за налоговый период 2009 года должен быть исчислен по ранее установленной кадастровой стоимости земельных участков, действующей на 01.01.2009, а взыскание земельного налога, исчисленного на основании кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008, считает незаконным, поскольку указанное постановление, официально опубликованное в «Собрании законодательства Томской области» № 12 (41) 31.12.2008, подлежит применению не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Со ссылками на ст.78 НК РФ и с учетом уточнения исковых требований, просит обязать ответчика возвратить ему излишне уплаченный земельный налог в сумме /________/ руб. и произвести индексацию этой суммы на день исполнения решения суда. Также просит взыскать с ответчика судебные издержки по уплате государственной пошлины в размере 4 562,78 руб.

В судебное заседание истец Булдаков П.В. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Булдаков В.М., действующий на основании доверенности от 01.12.2011 сроком на три года, исковые требования поддержал с учетом их уточнения, дал пояснения в объеме иска. Дополнительное пояснил, что исчисление земельного налога предусматривает применение как налогового, так и земельного законодательства. Полагал, что налогоплательщикам дано право рассчитывать на сроки вступления в силу новых актов о налогах. Поэтому, с целью соблюдения гарантированных законодательством прав налогоплательщику, в той части, где Постановление Администрации предназначено для налогообложения, оно должно действовать во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ.

Представитель ответчика- ИФНС России по г.Томску Кадочникова Н.С., действующая на основании доверенности от 10.01.2012 сроком до 31.12.2012, исковые требования не признала, приведя в обоснование позиции по делу доводы, аналогичные изложенным в письменном отзыве на заявление. Ссылалась на ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, п.3 ст.2, ст.66 Земельного кодекса РФ, ст.390, 389, 391 НК РФ, полагала, что в состав законодательства о налогах и сборах включаются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. В связи с чем, полагала, что Постановление Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 г. касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношений, указанных в ст.2 НК РФ и, следовательно, на них не распространяются нормы ст. 5 НК РФ. Кроме того, ссылалась на то, что законодатель установил в статье 396 НК РФ особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков согласно статьи 5 НК РФ, что также является доказательством того, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвердившие кадастровую стоимость земель, регулируют земельные отношения. Просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав представителей сторон, определив на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению.

Конституция Российской Федерации в ст.57 закрепляет, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данная конституционная обязанность имеет публично - правовой, а не частно - правовой (гражданско - правовой), характер, что обусловлено публично - правовой природой государства и государственной власти, по смыслу статей 1 (часть 1), 3, 4 и 7 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п.1,2 ст.3 Налогового кодекса РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В судебном заседании установлено, что Булдаков П.В. в 2009 году являлся субъектом права собственности земельного участка по адресу г.Томск, /________/, кадастровый номер /________/, расположенного на землях поселений для эксплуатации сооружения- автозаправочной станции, площадью /________/ кв.м., что следует из искового заявления, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии /________/

В силу п.1 ст.15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам.

В соответствии с п.1, 2 ст.387 Налогового кодекса РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Анализ ст.ст. 15, 387 Налогового кодекса РФ указывает ан то, что земельный налог является местным налогом и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в порядке, установленном главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации. На территории города Томска земельный налог введен Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «город Томск», утвержденным решением Думы г. Томска № 320 от 31.10.2006.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п.3 ст.396 Налогового кодекса РФ).

Налоговым органом Булдакову П.В. в соответствии с нормами действующего законодательства было направлено уведомление /________/ от 13.03.2010 на уплату физическим лицом земельного налога за 2009 год в размере /________/ руб.

Как следует из квитанции от 26.04.2010 Булдаковым П.В. указанная сумма земельного налога была уплачена 26.04.2010.

В соответствии с п.6 ст.78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Булдаков П.В. 15.12.2011 обратился в ИФНС России по г.Томску с заявлением о возврате излишне взысканного земельного налога в сумме /________/ руб. и начисленных на эту сумму процентов, однако ИФНС России по г.Томску ответила отказом.

Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст.396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии со ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст.391 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.393 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, земельный налог за 2009 год должен исчисляться исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2009 года.

В соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и п.10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

Согласно п.4 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Земельный налог Булдакову П.Н. исчислен на основании кадастровой стоимости его земельного участка согласно сведениям, представленным ФГУ «Земельная палата по Томской области». В свою очередь, кадастровая стоимость земельного участка ответчика на 2009 год исчислена ФГУ «Земельная палата по Томской области» на основании кадастровой оценки Земельных участков, утвержденной Постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008.

Согласно правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 № 165-О-О и от 24.02.2011 № 156-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих и Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующим налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в которой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ.

Пунктом 1 ст.5 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п.5 ст.5 Налогового кодекса РФ)

Исходя из изложенного, Постановление Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008, официально опубликованное в «Собрании законодательства Томской области» 31.12.2008, подлежит применению не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

При таких обстоятельствах, земельный налог за налоговый период 2009 года Булдакову П.Н. должен быть начислен по ранее установленной кадастровой стоимости, действующей на 01.01.2009, и сумма земельного налога за 2009 год составляет /________/ руб. В связи с чем, Булдакову П.В. подлежит возврату сумма излишне уплаченного земельного налога за 2009 год в размере /________/ руб. Расчет, представленный стороной истца, сторона ответчика не оспаривала, расчет судом проверен и признан верным.

В соответствии с п.6 ст.78 Налогового кодекса установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Пунктом 10 ст.78 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

На основании изложенного, суд считает необходимым установить срок для возврата истцу суммы излишне уплаченного земельного налога за 2009 год в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения, в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога будет осуществлен с нарушением срока, установленного настоящим решением, ответчик обязан начислить и уплатить проценты в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации действующей в дни нарушения срока возврата.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы, к которым, в соответствии со ст.88 ГПК РФ, относится госпошлина.

Истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в размере 4 562,78 руб., что подтверждается чеком-ордером от 30.11.2011, данный размер государственной пошлины отвечает п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ, согласно которому, при цене иска /________/ руб. подлежит уплате государственная пошлина в указанном размере. На основании чего, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 562,78 руб.

             Руководствуясь ст. ст. 194,195, ч.1 ст. 196, 197, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

           Иск Булдакова П.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2009 год и процентов за несвоевременный возврат денежных средств, удовлетворить.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Томску возвратить Булдакову П.В. сумму излишне уплаченного земельного налога за 2009 год в размере /________/ рублей в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения, и начислить и уплатить проценты в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации действующей в дни нарушения срока возврата, в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога будет осуществлен с нарушением срока, установленного настоящим решением.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску в пользу Булдакова П.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 562, 78 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Томска.

Судья                                                                                                 Г.Ю. Жданова