№ 2-584/2012 на момент размещения решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2012 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи           Г.Ю.Ждановой

при секретаре                                        Е.И.Воробьевой,

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Дворниченко М.Ю. к Администрации Кировского района г.Томска о признании недействительным решения органа местного самоуправления об исключении из списка очередности граждан, возложении обязанности восстановления в льготном списке очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

установил:

Дворниченко М.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Кировского района г.Томска, в обоснование указав, что 18.11.2011 ему стало известно о том, что 27.09.2011 решением жилищной комиссии (протоколом /________/ от 27.09.2011, утвержден решением Главы Администрации от 27.09.2011 /________/) он исключен из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Полагает данное решение незаконным, нарушающим его законные права и интересы.

Ссылается на то, что он был зарегистрирован и проживал по адресу г.Томск, /________/, где ранее также были зарегистрирована и проживала семья в составе Мшукова Г.Г. (наниматель) и ФИО5 Решением Кировского районного суда г.Томска от 16.06.2011 удовлетворен иск Администрации г.Томска к нему и Мшукова Г.Г., ФИО5 о выселении из занимаемого жилого помещение- двухкомнатной /________/ дома по /________/, и вселении в двухкомнатную благоустроенную /________/ в г.Томске. Мшукова Г.Г. и ФИО5 указанное решение исполнено.

Вместе с тем, указывает, что решением Советского районного суда г.Томска от 15.11.2007 по его иску к Администрации г.Томска, Мшукова Г.Г., ФИО5 о выселении и предоставлении другого жилого помещения установлено, что он (Дворниченко) и наниматель (Мишукова) фактически образуют разные семьи, имеют разный бюджет. Администрация Кировского района г.Томска ранее признавала указанный факт, включив его (Дворниченко) 13.01.2004 в льготную очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как участника боевых действий на основании п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах».

Полагает, что в результате незаконных действий администрации Кировского района г.Томска, при его переселении из квартиры № /________/ аварийного дома по адресу /________/ в квартиру большей площади в новостройке по /________/, его положение ухудшилось, поскольку он был исключен не только из общей очереди, как житель расселенного аварийного дома, но и из льготной, как участник боевых действий.

Со ссылками на п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах», ст.ст.57, 85, 86, 89 ЖК РФ, просит, признать недействительным решение жилищной комиссии от 27.09.2011 об исключении его из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; обязать администрацию Кировского района г.Томска устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод в виде восстановления его в льготном списке очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании истец Дворниченко М.Ю. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, пояснил, что является участником боевых действий в Чечне, в связи с чем, имеет права и льготы, установленные п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах», и в 2004 году он был поставлен на льготную очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Пояснил, что дом был расселен, ему, а также Мшукова Г.Г.- его матери, ФИО5- его брату была предоставлена благоустроенная квартира общей площадью 59,1 кв.м. по /________/ в г.Томске, состоящая из двух комнат, площадью 20,4 кв.м. и 11,9 кв.м. Он занимает меньшую комнату, проживает в ней отдельно, а Мшукова Г.Г. и ФИО5 занимает комнату площадью 20,4 кв.м. Полагает, что как участник боевых действий имеет право на получение отдельной квартиры, поскольку отсутствие отдельной жилплощади не дает ему возможности создать семью. Ссылался на то, что у него в силу п.п. 3 п.3 ст. 23.2 ФЗ «О Ветеранах» учетная норма не 10 кв.м, как у всех граждан, а 18 кв.м., в связи с чем он является нуждающимся.

Представитель истца Рябцев П.А., действующий на основании ордера /________/ от 01.03.2012, позицию доверителя поддержал. Полагал, что истец, как участник боевых действий на основании п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах» имеет право на улучшение жилищных условий.

Представитель ответчика Администрации Кировского района г.Томска Колотова А.Р., действующая на основании доверенности от 16.05.2011 /________/ сроком на один год,, исковые требования не признала, поддержав позицию, изложенную в письменном отзыве на исковое заявление. Пояснила, что решением Кировского районного суда г.Томска от 16.06.2011, вступившим в законную силу 27.09.2011, истцу, а также Мшукова Г.Г., ФИО5 была предоставлена квартира общей площадью 59,1 кв.м. по /________/ в г.Томске, то истец перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку решением Думы города Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма для определения уровня обеспеченности граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Томска, в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 10 кв.м. общей площади на одного человека. Кроме того, ссылалась на то, что 27.07.2011- до вступления в законную силу решения Кировского районного суда г.Томска от 16.06.2011, Дворниченко М.Ю. было получено уведомление администрации Кировского района, в котором ему предложено предоставить заявление в Департамент строительства и архитектуры Томской области на получение социальной выплаты, поскольку на тот момент истец формально был нуждающимся в жилом помещении, однако истец проигнорировал данное уведомление и документы им представлены не были.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд считает, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать, при этом исходит из следующего.

В судебном заседании установлено, что Дворниченко М.Ю. является ветераном боевых действий, стоял в списке очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что в судебном заседании стороной ответчика оспорено не было, подтверждается ответом объединенной администрации Кировского и Советского округов г.Томска от 13.01.2004 № б/н, из которого следует, что решением жилищной комиссии от 13.01.2004 Дворниченко М.Ю. включен в льготные списки очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В статье 16 ФЗ «О ветеранах» содержится перечень мер социальной поддержки ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, к которым относится, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статье 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, решением общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол № 17 от 27.09.2011, утвержден распоряжением Главы администрации 27.09.2011 № 293) Дворниченко М.Ю. исключен из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с расселением аварийного дома № /________/ и предоставлением благоустроенного жилья в соответствии с установленной учетной нормой (общая площадь квартиры - 59,1 кв.м., состав семьи - 3 человека).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, содержатся в статье 51 ЖК Российской Федерации, в силу которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2 части 1).

Согласно ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Думы города Томска от 13 декабря 2005 г. № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма для определения уровня обеспеченности граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Томска, в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 10,0 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

Согласно ч.5 ст.15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии со ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В части 1 статьи 56 ЖК РФ предусмотрены основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, одним из которых является утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Решением Кировского районного суда г.Томска от 16.06.2011, вступившим в законную силу от 16.08.2011, удовлетворен иск Администрации г.Томска к Мшукова Г.Г., Дворниченко М.Ю., ФИО5, ответчики выселены из занимаемого жилого помещения- двухкомнатной квартиры № /________/ в г.Томске, и вселены в двухкомнатную благоустроенную квартиру № /________/ в г.Томске.

Из указанного решения также следует, что Дворниченко М.Ю., Мшукова Г.Г. и ФИО5 проживалив аварийном доме, непригодном для проживания, в двухкомнатной квартире № /________/ в г.Томске, общей площадью 36,6 кв.м. Указанным решением они были вселены на основании договора социального найма в двухкомнатную квартиру № /________/ в г.Томске, состоящую из двух изолированных комнат площадью 20,4 кв.м. и 11,9 кв.м., а всего жилая площадь составляет 32,4 кв.м., кухни 11,1 кв.м., ванной площадью 2,7 кв.м., туалета 1,1 кв.м., коридора площадью 3,4 кв.м., прихожей площадью 8,5 кв.м., а всего вспомогательной площадью 26,8 кв.м. Таким образом, общая площадь квартиры составляет 59, 1 кв.м.

Суд учитывает пояснения истца о том, что он, Мшукова Г.Г., ФИО5 вселились в указанную квартиру, истец проживает в изолированной комнате, площадью 11,9 кв.м. Таким образом, истец был обеспечен по договору социального найма жилым помещением, общая площадь которого составляет более чем 10 кв.м. на одного члена семьи. При этом суд не принимает ссылку истца на установление законом иного размера общей площади, для определения нуждаемости льготной категории граждан, а именно для ветеранов боевых действий, а именно 18 кв.м.

Содержащаяся в статье 23.2 ФЗ "О ветеранах" норма общей площади жилья 18 кв. м является компенсационной, предусматривающей возмещение затрат субъекта Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 ст. 23.2 данного федерального закона мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Федеральный закон от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержат каких-либо исключений из общего порядка принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поэтому ссылка заявителя на данные положения признана судом несостоятельной.

При этом суд учитывает, что в предоставленном жилом помещении по договору социального найма общая площадь на одного человека составляет 19, 6 кв.м., таким образом, при предоставлении жилого помещения Администрацией г. Томска не было нарушено право Дворниченко М.Ю., как ветерана боевых действий, на получение жилого помещения из расчета 18 кв.м. общей площади.

Кроме того, суд учитывает пояснения представителя ответчика о том, что до вступления решения Кировского районного суда г.Томска от 16.06.2011, Дворниченко М.Ю. было получено уведомление администрации Кировского района, в котором ему было предложено предоставить заявление в Департамент строительства и архитектуры Томской области на получение социальной выплаты в размере /________/ руб., поскольку на тот момент истец формально был нуждающимся в жилом помещении, однако истец проигнорировал данное уведомление и документы им представлены не были. Указанные обстоятельства стороной истца в судебном заседании не отрицались.

Суд не принимает доводы стороны истца о том, что истец не является членом семьи Мшукова Г.Г., а потому имеет право на предоставление отдельного жилого помещения по договору социального найма.

Так в силу п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Доказательств, что Мшукова Г.Г. или ФИО5 страдают тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними Дворниченко М.Ю. в ними в одной квартире невозможно, в нарушение ст.57 ГПК РФ стороной истца не представлено.

По иным основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, Дворниченко М.Ю. уже заявлял исковые требования о предоставлении отдельного жилого помещения и вступившим в законную силу решением Советского районного суда от 15.11.2007 данные требования признаны необоснованными и в их удовлетворении было отказано.

        Кроме того, ссылка в протоколе /________/ от 27.09.2011 об исключении из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на п.п. «а» п.20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Томской области, утратившим силу в связи с изданием постановления Администрации Томской области от 09.06.2005 N 61а, не может повлиять на законность указанного решения жилищной комиссии, поскольку основанием снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в на п.п. «а» п.20 Правил также являлось улучшение жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.

При таких обстоятельствах решение жилищной комиссии Администрации Кировского района г.Томска от 27.09.2011 об исключении из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является законным, оснований для признания его недействительным не имеется, в связи с чем, в восстановлении истца в льготном списке очередности граждан также должно быть отказано.

Руководствуясь ст. 194, 195, ч.1 ст. 196, 197, 198 ГПК РФ, суд

решил:

      

        В удовлетворении исковых требований Дворниченко М.Ю. к Администрации Кировского района г. Томска о признании недействительным решения жилищной комиссии Администрации Кировского района г. Томска от 27.09.2011 об исключении из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и восстановлении в льготном списке очередности граждан - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Томской областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы.

судья           Г.Ю.Жданова