ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 мая 2012 года Кировский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Н.А.Шороховецкой при секретаре И.А.Пузяковой, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело № 2-1218/2012 по иску Мингажевой Ю.Ф. к администрации Красноярского сельского поселения Кривошеинского района Томской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Мингажева Ю.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления. В обоснование требований указала, что решением исполнительного комитета от 30.05.1984 областным отделом народного образования была определена в детский дом /________/ и находилась на полном государственном обеспечении с 26.08.1986 по 2001. В период с 01.09.2001 по 30.06.2003 обучалась в профессиональном лицее /________/ в г.Томске. В соответствии со ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на однократное внеочередное обеспечение жилой площадью. В мае 2009 обратилась к губернатору Томской области с заявлением о предоставлении жилого помещения. 04.06.2009 получила ответ, из которого следовало, что по ходатайству учреждения начального профессионального образования 24.03.2006 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако 21.05.2008 постановлением главы Красноярского сельского поселения была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине достижения 23- летнего возраста. Считает, что распоряжение главы Красноярского сельского поселения №30 от 21.05.2008 нарушает ее право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по месту жительства. Просит суд признать незаконным распоряжение администрации Красноярского сельского поселения №30 от 21.05.2008, обязать отменить п.1 распоряжения, обязать восстановить в очереди нуждающихся в жилом помещении. Истец в судебное заседание не явилась. Представила заявление об отложении рассмотрения дела, для получения выписки из ЕГРП о правах на недвижимое имущество. Представитель истца Гуртяков Е.А. (действующий на основании доверенности от 11.03.2011) в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал. Суд счел причины неявки заявителя и его представителя неуважительными, определил рассмотреть дело в их отсутствие, поскольку неявка сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст. 257 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению заявления. Ответчик администрация Красноярского сельского поселения о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Согласно отзыву просит суд рассмотреть дело без участия представителя ответчика. Также указано, что 24.03.2006 Мингажева Ю.Ф. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на льготных условиях как ребенок, оставшийся без попечения родителей. 21.05.2008 истец снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что за период с 24.03.2006 по 21.05.2008 личного обращения о постановке на учет, либо о подтверждении нуждаемости в жилом помещении от нее не поступало, отсутствовало заявление о постановке на учет и необходимый пакет документов, также администрация не располагала сведениями о местонахождении Мингажевой Ю.Ф. для запроса необходимых документов для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Изучив материалы дела, определив в соответствии со ст. 257 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Исходит из следующего. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст.7 (ч. 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39, ч.1). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ст. 39, ч. 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Абзац 4 ст. 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Судом установлено, что Мингажева Ю.Ф. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается свидетельством о рождении от /________/, свидетельством о смерти от /________/, решением от /________/ Кривошеинского районного народного суда Томской области. На основании решения Исполнительного комитета Красноярского поселкового совета народных депутатов от /________/, путевки от /________/ Мингажева Ю.Ф., /________/ рождения направлена в детский дом /________/, где находилась до 2001 на полном государственном обеспечении. Согласно материалам дела истец обучалась в профессиональном лицее /________/ с 01.09.2001 по 30.06.2003, где ей присуждена квалификация «/________/», а после обучения в период с 01.09.2003 по 30.06.2004 присуждена квалификация «/________/». (диплом /________/ от 30.06.2003, диплом /________/ от 30.06.2004). Также судом установлено и не оспаривается ответчиком (следует из письменного отзыва) истец до достижении 23- летнего возраста была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Как следует из преамбулы ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст.1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь. Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания. Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе, и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями. На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей. Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст.49, ч.1 ст.57 ЖК РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Учитывая, что истец была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до 23 лет (24.03.2006), что свидетельствует о ее волеизъявлении реализовать свое право на получение жилья, оснований для снятия ее с учета у ответчика не имелось, поскольку такое основание для снятия с учета не предусмотрено действующим законодательством РФ. Доводы о том, что истец была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что за период с 24.03.2006 по 21.05.2008 личного обращения о постановке на учет, либо о подтверждении нуждаемости в жилом помещении от нее не поступало, отсутствовало заявление о постановке на учет и необходимы пакет документов, а также отсутствие сведений о месте нахождения Мингажевой Ю.В. являются необоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании положений норм действующего как гражданского, так и жилищного законодательства. Объекты недвижимости в собственности у истца отсутствуют, что следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от /________/ /________/, ответом ФГУП «Ростехинвентаризция -Федеральное БТИ» от 23.09.2011 Анализируя все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец, являясь ребенком, оставшимся без попечения родителей, воспользовавшись правом на получение жилого помещения, до достижения 23 лет была поставлена на учет нуждающейся в жилом помещении и правовых оснований для снятия истца с учета нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке не имелось, следовательно требования истца подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Мингажевой Ю.Ф, к администрации Красноярского сельского поселения о признании незаконным решения органа местного самоуправления удовлетворить. Признать незаконным п.1 распоряжения №30 от 21.05.2008 главы Красноярского сельского поселения. Обязать администрацию Красноярского сельского поселения восстановить Мингажеву Ю.Ф. в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилом помещении с даты постановки на учет. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья: подпись ВЕРНО Судья: Н.А.Шороховецкая Секретарь: И.А.Пузякова