№ 2-1121/2012 на момент размещения решение не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.05.2012 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Л.Л.Аплиной,

при секретаре О.Ю.Кащеевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием представителей заявителя Шибряевой М.Ю., Шнитковой М.А. гражданское дело по заявлению Томской таможни о признании имущества бесхозяйным и обращении в доход федерального бюджета,

у с т а н о в и л:

Томская таможня обратилась в суд с заявлением о признании бесхозяйным и обращении в доход федерального бюджета движимого имущества. Указала, что 14.07.2011 гражданин РФ Гузеев М.С., зарегистрированный по адресу: /________/, /________/, обратился в Северский таможенный пост с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль /________/ г.в. /________/, приобретенный им (Гузеевым МС) по счет - справке серии /________/ /________/ от /________/ на территории Республике Беларусь. К заявлению он (Гузеев МС) приложил свидетельство о регистрации на указанный автомобиль № /________/, выданное органом ГАИ Республики Беларусь /________/ и счет-справку.

19.01.2011 автомобиль был временно ввезен на таможенную территорию Таможенного союза, с обязательством обратного вывоза до 18.09.2011. При оформлении сделки купли-продажи Гузееву МС было представлено поддельное свидетельство о регистрации данного автомобиля №/________/ от /________/.

23.01.2012 на основании п.1 ст. 145 ТК РФ автомобиль /________/ г.в. /________/, как требующий декларирования и выпуска таможенными органами, был задержан Северским таможенным постом с целью помещения на склад временного хранения /________/ /________/. Гузеев МС был уведомлен, согласно письму Северского таможенного поста №/________/ от /________/ «О задержании автомобиля», о порядке возврата задержанного товара и документов на него. Срок временного хранения товара, помещенного 23.01.2012 на склад временного хранения Томской таможни истек 23.02.2012. Однако в пределах срока хранения (т.е. до 23.02.2012), никаких действий, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру и выпуском товаров, им (Гузеевым МС) не предпринималось. Поскольку заинтересованное лицо не предпринял мер в отношении товаров, в пределах срока временного хранения, а также в пределах срока задержания товаров, товар не может быть выдан владельцу или иному лицу. Бездействие владельца (его представителей), выразившееся в непринятии каких-либо мер по декларированию товара, фактическое оставление товара на складе временного хранения Томской таможни за пределами срока хранения товара, свидетельствует о том, что указанное выше движимое имущество в соответствии с частью 1 статьи 226 ГК РФ является брошенным. Просит признать бесхозяйным и обратить в доход федерального бюджета движимое имущество, находящееся на складе временного хранения Томской таможни /________/, а именно: автомобиль /________/ и передать указанное имущество для последующего распоряжения Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области.

В судебном заседании представители заявителя Шибряева М.Ю., действующая на основании доверенности № /________/ от /________/ сроком на один год, Шниткова М.А., действующая на основании доверенности № /________/ от /________/ сроком до /________/, поддержали требования по изложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области Демидова ТА, действующая на основании доверенности № /________/ от /________/ сроком до /________/, против удовлетворения заявления возражений не представила.

Заинтересованное лицо Гузеев МС в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление от 04.05.2012, согласно которому выражал согласие на удовлетворение заявления Томской таможни о признании имущества бесхозяйным и обращении в доход федерального бюджета, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), согласно п. 1 ст. 226 Гражданского кодекса РФ, могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 названной статьи.

Статья 203 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» регламентирует, что ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 Таможенного кодекса Таможенного союза и положениями главы 24 Таможенного кодекса Таможенного союза при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.

Судом установлено, что 14.07.2011 гражданин РФ Гузеев М.С. обратился в Северский таможенный пост с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль /________/, приобретенный им по счет- справке серии А №/________/ от /________/ на территории /________/, приложив к заявлению свидетельство о регистрации на указанный автомобиль №/________/, выданное органом ГАИ /________/ /________/ и счет-справку серии /________//________/.

В соответствии с п.1 ст. 17 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" не обладают статусом товаров Таможенного союза автомобили, ввезенные после 1 января 2010 на территорию Республики Беларусь и Республики Казахстан их третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к указанному Соглашению.

Исходя из требований п.п. 57,58 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД РФ, Минпроэнерго РФ, Минпроэкономразвития РФ от 23.06.2005, №496/192/134, таможенные органы, уполномоченные ФТС России, выдают ПТС на ввозимые на территорию Российской Федерации, в том числе и с территории Республики Беларусь и Республики Казахстан транспортные средства (кроме временно ввозимых), подлежащих государственной регистрации в подразделениях ГИБДД МВД России, после установления их статуса для таможенных целей и, при необходимости, совершения таможенных операций. Следовательно, без проведения таможенных операций по выпуску товаров для личного пользования, ПТС могут быть выданы только на автомобили, обладающие статусом товаров Таможенного союза. Указанным статусом автомобиль /________/ не обладает, что следует из ответа Минской Центральной таможни ГТК республики Беларусь исх. /________/ от /________/, данных сайта «Портал ФТС России».

Из материалов дела следует, что 23.01.2012 автомобиль /________/ был задержан Северским таможенным постом с целью помещения на склад временного хранения Томской таможни /________/.

В соответствии со статьей 167 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных ТК ТС.

Согласно пункту 4 статьи 170 Таможенного кодекса Таможенного союза по истечении срока временного хранения товаров товары, не помещенные под таможенную процедуру, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС.

23.02.2012 месячный срок хранения товара на складе, установленный ст. 146 ТК РФ для целей помещения автомобиля под таможенную процедуру, истек. В пределах сроков временного хранения Гузеев МС не предпринимал мер, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру и выпуском товаров.

Пунктом 1 статьи 146 ТК ТС, предусмотрено, что задержанные товары и документы на них, за исключением товаров, указанных в пункте 2 статьи 146 ТК ТС, хранятся таможенными органами в течение 1 (одного) месяца, а скоропортящиеся продукты - в течение 24 (двадцати четырех) часов.

В пределах срока задержания товаров, у лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, имеется право на декларирование товаров, т.е. на совершение действий, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру.

Согласно ст. 147 ТК РФ возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств производится декларантам, а если декларирование товаров не производилось - собственником товара, а в случаях, если собственник является иностранным лицом, либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют,- лицам, во владении которых товары находились на момент задержания.

23.01.2012 товар задержан, что подтверждается протоколом задержания товаров и документов на них от 23.01.2012, оформленным по форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов». О сроках хранения задержанного товара Гузеев МС уведомлен письмом Северского таможенного поста /________/ от /________/. В пределах срока хранения (т.е. до 23.02.2012) задержанного товара Гузеев МС мер, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру и выпуском товаров, не предпринял.

В соответствии с п.1 ст.226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них, могут быть обращены лицами в свою собственность в порядке, установленным законом.

Согласно ч.1 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Поскольку собственник от указанного имущества отказался, оно должно быть признано бесхозяйным имуществом по заявлению лица, во владении которого оно находится для оценки и реализации, в силу положений ст.226 ГК РФ, п.1 ст.225 ГК РФ данные обстоятельства являются основанием для удовлетворения заявления о признании имущества бесхозяйным.

Как предусматривает ст. 186 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа может быть принято решение о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность.

Частью 1 ст.125 Гражданского кодекса РФ установлено, что от имени Российской Федерации в суде выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 19 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правом на предъявление в суды или арбитражные суды исков и заявлений о признании имущества бесхозяйным.

Следовательно, заявление о признании имущества бесхозяйным подано надлежащим лицом.

Конституция РФ в ст.114 предусматривает, что проведение единой финансовой политики возложено на Правительство РФ.

Функции специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Указ Президента РФ от 12.05.2008 «Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти»).

Согласно п.1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (в редакции постановлений Правительства РФ от 07.11.2008 № 814, от 29.12.2008 № 1053, от 27.01.2009 № 43, от 30.04.2009 № 385), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Пункт 6.10 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом предусматривает, что полномочиями федерального агентства по управлению государственным имуществом является, в том числе, обращение в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.

Таким образом, требование о передаче бесхозяйного имущества для последующего распоряжения Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Томской таможни о признании имущества бесхозяйным удовлетворить.

Признать бесхозяйным и обратить в доход федерального бюджета движимое имущество, находящееся на складе временного хранения Томской таможни /________/», расположенного по адресу: /________/, /________/, /________/, а именно: автомобиль /________/.

Передать указанное имущество для последующего распоряжения Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись Л.Л.Аплина

ВЕРНО.

Судья:        Л.Л.Аплина

Секретарь:        М.Л.Ильина