№ 2-1140/2012 на момент размещения решение не вступило в законную силу



27 апреля 2012 года Кировский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи: Бариновой Н.В.

при секретаре: Сурниной Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело № 2-1140/12 по заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора в защиту и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области о признании решения органа государственной власти незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Томский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области о признании решения органа государственной власти незаконным, указав, что /________/ начальником Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области издано распоряжение /________/ «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов», которым утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов по материалам проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «ЖИАНТ» по договору аренды /________/ от /________/.

Мероприятия по охране лесов, предусмотренные проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «ЖИАНТ» по договору аренды /________/ от /________/ для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Проект освоения лесов) не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в части мер пожарной безопасности в лесах, а именно - наличия и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на части лесного участка (раздел 6.3 проекта).

На основании п/п. «в» п.13 Правил пожарной безопасности в лесах юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Минсельхоза Российской Федерации от 22.12.2008 № 549.

Пункт 14 указанных норм устанавливает количество средств пожаротушения и инвентаря, которыми укомплектовывается пункт сосредоточения при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

В соответствии с п.2 Норм требования к наличию средств пожаротушения по их видам и количеству установлены как минимально необходимые.

Таблицей 18 раздела 6.3 оспариваемого Проекта освоения лесов установлены нормы обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в меньшем количестве, чем предусмотрено Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов.

Действующим законодательство не предусмотрены какие-либо условия для сокращения перечня указанных средств, в том числе до первичных средств пожаротушения (абз.З раздела 6.3. Проекта освоения лесов), к которым согласно гл. 24 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, относятся только огнетушители, пожарные краны и пожарные шкафы (щиты).

Таким образом, раздел 6.3 Проекта освоения лесов, утвержденного /________/, не соответствует требованиям федерального законодательства.

Подпунктом «а» п.14 ч.9 Положения о Департаменте развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 02.11.2007 № 146, полномочие по проведению государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения возложено на Департамент.

Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Таким образом, при несоответствии раздела 6.3 Проекта освоения лесов ООО «ЖИАНТ» требованиям лесного законодательства издание распоряжения от /________/ /________/ «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» противоречит закону, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Укомплектование пункта сосредоточения средств пожаротушения инвентарем в количестве меньшем, чем установлено нормами в настоящее время (а также непосредственно перед началом пожароопасного периода, а в особенности - в пожароопасный период с учетом сложных лесопирологических условий Томской области и прогнозируемого на 2012 количества лесных пожаров) может повлечь невозможность своевременной локализации и ликвидации возникших возгораний, привести к чрезвычайной ситуации на опасном производственном объекте (Верхнекомбарском месторождении), стать причиной распространения лесных пожаров. Создается реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, пребывающих на территории месторождения и прилегающих к нему участках лесного фонда, а также граждан, проживающих и пребывающих в расположенных в указанном районе населенных пунктах, нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга граждан на защиту окружающей среды от негативных воздействий, в том числе, природного и техногенного характера.

С учетом ч.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки (с произрастающими на них лесными насаждениями) в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, следовательно, при возникновении и распространении лесных пожаров и повреждении лесов создается угроза ущерба имуществу Российской Федерации.

Просит суд признать незаконным распоряжение Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от /________/ /________/ «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов /________/.

В судебном заседании помощник Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Шулев А.А. заявление поддержал. Дополнительно пояснил, что на основании пп.«а» п.3, п.5 Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Таким образом, арендатор лесного участка является ответственным лицом за обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на предоставленном ему участке.

Согласно п.14 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных приказом Минсельхоза Российской Федерации от 22.12.2008 № 549, данные нормы, применяемые при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, приведены в расчете на один пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря. Такой пункт организуется на 100 километров линейного объекта.

Исходя из комплексного толкования указанных норм права пункт сосредоточения должен организовываться в количестве 1 шт. на каждые 100 км. линейного объекта, но не менее 1 шт.

При этом пункт сосредоточения средств пожаротушения ООО «ЖИАНТ» на пункте лесозаготовки в квартале /________/ урочища /________/ участкового лесничества (/________/.) учтен как в Плане тушения лесных пожаров на территории /________/ лесничества-филиала ОГКУ «Томсклес» на пожароопасный сезон 2012, так и в Сводном плане тушения лесных пожаров Томской области на 2012. Ответственное лицо за данный пункт -генеральный директор ООО «ЖИАНТ» ФИО3

Согласно договору аренды лесного участка /________/ от /________/, заключенному между Департаментом и ООО «ЖИАНТ», названный в договоре участок лесного фонда передается обществу не только в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, но и для заготовки древесины.

Помимо данных о заготовке древесины в договоре, в проекте освоения лесов, сведения о конкретном объеме (4 199,6 куб.м.) рубок лесных насаждений на арендованном участке имеются в лесной декларации ООО «ЖИАНТ» от /________/.

Декларация подана на 2012 год в соответствии с пп.«г» п.3.4. договора, п.2 Порядка заполнения и подачи Лесной декларации, утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 08.12.2008 № 529, ч. 2 ст. 26 ЛК РФ.

Проведение в 2012 рубок лесных насаждений по названному договору, подтверждаются материалами прокурорской проверки. В них же содержатся сведения о фактическом наличии средств пожаротушения на участке.

Таким образом, ООО «ЖИАНТ» является юридическим лицом, осуществляющим заготовку древесины до 100 тыс. куб. м в год.

В силу п.3 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных приказом Минсельхоза Российской Федерации от 22.12.2008 № 549, для пунктов сосредоточения средств пожаротушения юридических лиц, осуществляющих заготовку древесины, установлены минимально необходимые нормы укомплектования.

В соответствии с п.2 Норм требования к наличию средств пожаротушения по их видам и количеству установлены как минимально необходимые.

Следовательно, мероприятия по охране лесов, предусмотренные проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «ЖИАНТ» по договору аренды /________/ от /________/ не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в части мер пожарной безопасности в лесах, а именно - наличия и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на части лесного участка (раздел 6.3 проекта, таблица 18).

Полагает, что издание распоряжения Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от /________/ /________/ «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов /________/ незаконно.

Представитель органа государственной власти - Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области Маткин В.Е., действующий на основании доверенности № /________/ от 17.02.2012 по 31.12.2012 возражал против заявления, представил письменный отзыв, в котором указал, что утверждение прокурора о том, что раздел 6.3 проекта освоения лесов не соответствует п.13 Правил пожарной безопасности в лесах, п.п.2 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, а также п.14 указанных Норм, необоснованно, поскольку указанные нормативные правовые акты устанавливают, что при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов лесопользователи обязаны организовать один пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря, на котором должны иметься средства пожаротушения по перечню, установленному разделом XIV Норм, т.е. как это и указано в заявлении, на 100 километров линейного объекта. В таблице 10, столбец 6 «протяженность, м» (страницы 26-29) проекта освоения лесов установлена протяженность всего линейного объекта, которая составила 29, 3 км. Так как лесопользователь не обладает линейным объектом протяженностью 100 или более километров, то он не обязан создавать пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря.

Так, в соответствии с условиями договора аренды /________/ от /________/ основным видом деятельности ООО «ЖИАНТ» является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Заготовка древесины не является основным видом деятельности ООО «ЖИАНТ» в связи с чем полагал, что раздел II Норм, устанавливающий требования по обеспечению средствами пожаротушения арендуемого лесного участка в местах использования лесов для заготовки древесины, не может применяться к ООО «ЖИАНТ», поскольку признаки и требования, установленные ст.29 Лесного кодекса РФ для вида использования лесов «заготовка древесины» не должны соблюдаться при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов для «строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ.

Кроме того, в настоящее время ч.2 ст.53.4 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ) для лиц, использующих леса, установлена обязанность по немедленному извещению специализированной службы об обнаружении лесного пожара и принятию всех возможных мер по недопущению распространения, а потому обязанность по организации пунктов средоточения средств, необходимых для тушения лесных пожаров, установленная Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 и Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, не может быть установлена.

Просил суд отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.

Представители ООО «ЖИАНТ» Игнатова Т.И., действующая на основании доверенности № 1 от 13.01.2012 сроком по 31.12.2012, Трухина Е.В., действующая на основании доверенности № 2 от 13.01.2012 сроком по 31.12.2012 возражали против заявления, указав, что в Проекте освоения лесов на части лесного участка, переданной в аренду ООО «ЖИАНТ» для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, заготовки древесины «Зимняя дорога на Верхнекомбарскую группу месторождений», имеющем положительное заключение государственной экспертизы проектов освоения лесов /________/, утвержденное Распоряжением Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от /________/ /________/, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов изложены в разделе 6. При этом сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. указаны в разделе 6.3 указанного Проекта освоения лесов.

В соответствии с абз.1 раздела 6.3 Проекта освоения лесов в месте расположения ПСПИ (пункт сосредоточения противопожарного инвентаря) Арендатор - ООО «ЖИАНТ» обязан иметь противопожарное оборудование и средства для тушения лесных пожаров по нормам, утвержденным Приказом Минсельхоза РФ от 22.12.2008 № 549, содержать указанное оборудование и средства в пожароопасный сезон в полной готовности. При этом в соответствии с абз.3 раздела 6.3 Проекта освоения лесов пункт сосредоточения противопожарного инвентаря располагается на территории поисковой скважины /________/ Верхнекомбарской площади.

Кроме того, Приложением /________/ к Договору аренды части лесного участка /________/ от /________/, являющимся приложением к Проекту освоения лесов, предусмотрено, что обеспечение пожарной безопасности в лесах должно осуществляться в соответствии с Приказом Минсельхоза РФ от 22.12.2008 № 549.

Таким образом, состав Проекта освоения лесов соответствует требованиям, указанным в Приказе Минсельхоза РФ от 08.02.2010 № 32, и включает в себя раздел о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, в котором указаны сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами.

Акцентирование в Проекте освоения лесов того факта, что работы будут проводиться только в зимний период, в связи с чем в Проекте освоения лесов указаны только первичные средства пожаротушения, не исключает обязанности Арендатора ООО «ЖИАНТ» обеспечить исполнение требований Приказа Минсельхоза РФ от 22.12.2008 № 549, в котором указаны нормы противопожарного оборудования и средств для тушения лесных пожаров.

Указанная обязанность Арендатора – ООО «ЖИАНТ» закреплена в разделе 6.3 Проекта освоения лесов, определен пункт сосредоточения противопожарного инвентаря -территория поисковой скважины /________/ Верхнекомбарской площади.

При этом стиль изложения раздела 6.3 Проекта освоения лесов, а именно его бланкетный (отсылочный) характер, не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, утверждение Томского межрайонного природоохранного прокурора о том, что мероприятия по охране лесов, предусмотренные Проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «ЖИАНТ» по Договору аренды /________/ от /________/ не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в части мер пожарной безопасности в лесах, является необоснованным.

Полагают, что распоряжение Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от /________/ /________/ «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» является законным и не нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации.

Кроме того, полагали, что отмена распоряжения /________/ /________/ «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» не приведет к восстановлению нарушенных прав, поскольку сам проект освоения лесов не оспорен и не признан незаконным.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области подлежит удовлетворению.

Исходя из п.1 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, при­знав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа госу­дарственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или му­ниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражда­нина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. (п.4 ст.258 ГПК РФ).

Нормы, регулирующие порядок производства по де­лам об оспаривании решений властных органов (глава 25 ГПК РФ), являются правовым основанием вме­шательства суда в прерогативу органов власти (путем обязания совершения обязательных действий).

При этом, действующее законодательство (ст.249 ГПК РФ) обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а заявитель должен доказать, что принятым решением, действием (бездействием) нарушаются его права и свободы.

В силу положений ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, данных в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996. основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нор­мативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Одним из неотчуждаемых прав человека является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст. 52 Конституции РФ).

Статьи 1, 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливают, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров граждане и руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Меры пожарной безопасности в лесах, в том числе предупреждение лесных пожаров, установлены ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - JIK РФ), в соответствии с ч.3 которой Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.ч.1, 3 ст.53.1 ЛК РФ, пп.«а» п.3 Правил пожарной безопасности в лесах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, (далее - Правила) предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

В соответствии с ч.5 ст.53.1 ЛК РФ обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче­смазочных материалов.

Руководствуясь ст.88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч.2 ст.53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

На основании п.п. 4, 24 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 № 32, проект освоения лесов, подготавливаемый в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также в целях использования лесов для изыскательских работ, в том числе включает в себя раздел «мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов». Данный раздел должен содержать сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами.

Как следует из п.6.3 Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «ЖИАНТ» «Сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на части лесного участка»: в месте расположения ПСПИ Арендатор обязан иметь противопожарное оборудование и средства для тушения лесных пожаров по нормам, утвержденным Приказом Минсельхоза от 22.12.2008 № 549, содержать указанное оборудование и средства в пожароопасный сезон в полной готовности. Так как работы будут проводиться только в зимний период проектом предусмотрено размещение первичных средств пожаротушения.

Пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, связь с лесничеством, будут располагаться на территории поисковой скважины /________/ Верхнекомбарской площади (/________/ лесничество, /________/ участковое лесничество, урочище «/________/).

Нормы обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров:

ручные инструменты: лопаты -10 шт.; топоры- 2 шт.; мотыги – 2 шт.; грабли – 5 шт.; пилы поперечные- 2 шт.

бензопилы- 0 шт., имеется в наличии - 1 шт.;

ведра или емкости для воды – 5 шт., имеется в наличии - 10 шт.;

электормегафоны-1 шт., имеется в наличии- 2 шт.;

радиостанции носимые УКВ или КВ- 1 шт.;

аптечки первой помощи- 1 шт., имеется в наличии- 2 шт.;

индивидуальные перевязочные пакеты- по числу участвующих в тушении.

На основании пп. «в» п.13 Правил пожарной безопасности в лесах юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Исходя из смысла п.13 названных Правил средства пожаротушения должны находиться в пункте их сосредоточения круглогодично вне зависимости от времени года и сезона использования лесных участков, при этом в пожароопасный период данные средства должны находиться в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Минсельхоза Российской Федерации от 22.12.2008 № 549.

Пункт 14 указанных норм устанавливает количество средств пожаротушения и инвентаря, которыми укомплектовывается пункт сосредоточения при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а именно:

Съемная цистерна (в том числе собственного производства) или резиновая емкость для воды объемом 1500 л. – 1 шт.,

Лесопатрульные пожарные машины – 1 шт.,

Напорные пожарные рукава (Д = 26, 51, 66 мм) – 300 пог.м.;

Зажигательный аппарат – 2 шт.;

Смачиватели, пенообразователи – 20 кг.;

Ручные инструменты: лопаты – 50 шт., топоры- 5 шт., мотыги – 5 шт., грабли – 5 шт., пилы поперечные – 5 шт.;

Бензопилы – 2 шт.;

Радиостанции носимые УКВ или KB диапазона – 1 шт.;

Электромегафон – 1 шт.;

Бидоны или канистры для питьевой воды емкостью до 20 л. – 2 шт.;

Кружки для воды – 10 шт.;

Противодымные респираторы – 10 шт.;

Защитные очки – 10 шт.;

Аптечка первой помощи – 2 шт.;

Индивидуальные перевязочные пакеты – по числу работающих.

В соответствии с п.2 Норм требования к наличию средств пожаротушения по их видам и количеству установлены как минимально необходимые.

Таким образом, мероприятия по охране лесов, предусмотренные разделом 6.3 проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «ЖИАНТ» по договору аренды /________/ от /________/ для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в части мер пожарной безопасности в лесах, а именно - наличия и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на части лесного участка.

Кроме того, на основании пп.«а» п.3, п.5 Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Таким образом, арендатор лесного участка является ответственным лицом за обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на предоставленном ему участке.

Согласно п.14 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных приказом Минсельхоза Российской Федерации от 22.12.2008 № 549, данные нормы, применяемые при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, приведены в расчете на один пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря. Такой пункт организуется на 100 километров линейного объекта.

Исходя из комплексного толкования указанных норм права пункт сосредоточения должен организовываться в количестве 1 шт. на каждые 100 км. линейного объекта, но не менее 1 шт. То есть, от 0 до 100 км - 1 пункт, от 100 до 200 - 2 пункта и т.д.

Доводы представителя Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области о том, что при протяженности линейного объекта до 100 км. пункт пожаротушения организовываться не должен, суд находит необоснованными, поскольку при наличии у нескольких лесопользователей линейных объектов протяженностью каждого до 100 км. ни у кого не возникает обязанности по организации пункта сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря, что приводит к возникновению угрозы незащищенности значительной части используемых участков лесного фонда.

Доказательств наличия пунктов сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря в количестве 1 шт. на каждые 100 км. линейного объекта представителем Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области не представлено.

Также суд находит необоснованными доводы представителя Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области о том, что к ООО «ЖИАНТ» не подлежит применению раздел II Норм, устанавливающий требования по обеспечению средствами пожаротушения арендуемого лесного участка в местах использования лесов для заготовки древесины, поскольку заготовка древесины не является основным видом деятельности ООО «ЖИАНТ».

Так, из пп.б п.1.2 договора аренды части лесного участка /________/ от /________/, заключенного между Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области и ООО «ЖИАНТ» следует, что часть лесного участка предоставляется для заготовки древесины. При этом из договора аренды не следует, что данный вид деятельности является дополнительным.

Кроме того, все доводы представителя Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области находятся в противоречии с пояснениями представителей ООО «ЖИАНТ», которые полагали, что на ООО «ЖИАНТ» распространяется раздел II Норм, устанавливающий требования по обеспечению средствами пожаротушения арендуемого лесного участка, что указанная обязанность Арендатора – ООО «ЖИАНТ» закреплена в разделе 6.3 Проекта освоения лесов, при этом стиль изложения раздела 6.3 Проекта освоения лесов (бланкетный характер) не исключает обязанности Арендатора ООО «ЖИАНТ» обеспечить исполнение требований Приказа Минсельхоза РФ от 22.12.2008 № 549, в котором указаны нормы противопожарного оборудования и средств для тушения лесных пожаров и не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Также судом установлено, что пункт сосредоточения средств пожаротушения ООО «ЖИАНТ» на пункте лесозаготовки в квартале /________/ урочища /________/ участкового лесничества (/________/.) учтен как в Плане тушения лесных пожаров на территории /________/ лесничества-филиала ОГКУ «Томсклес» на пожароопасный сезон 2012, так и в Сводном плане тушения лесных пожаров Томской области на 2012. Ответственное лицо за данный пункт - генеральный директор ООО «ЖИАНТ» ФИО3 Данные обстоятельства не оспаривались участниками процесса.

Согласно договора аренды лесного участка /________/ от /________/, заключенного между Департаментом и ООО «ЖИАНТ», названный в договоре участок лесного фонда передается обществу не только в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, но и для заготовки древесины.

Помимо данных о заготовке древесины в договоре, в проекте освоения лесов, сведения о конкретном объеме (4 199,6 куб.м.) рубок лесных насаждений на арендованном участке имеются в лесной декларации ООО «ЖИАНТ» от /________/.

Декларация подана на 2012 год в соответствии с п.п.«г» п.3.4 договора, п.2 Порядка заполнения и подачи Лесной декларации, утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 08.12.2008 № 529, ч. 2 ст. 26 ЛК РФ.

Проведение в 2012 рубок лесных насаждений по названному договору не оспаривалось участниками процесса, подтверждается материалами прокурорской проверки: актом осмотра участка лесного фонда, предоставленного ООО «ЖИАНТ» по договору /________/ от /________/; ответом генерального директора ООО «ЖИАНТ» ФИО3 от /________/ на имя Томского межрайонного природоохранного прокурора ФИО7; объяснением генерального директора ООО «ЖИАНТ» от /________/. Также в материалах прокурорской проверки содержатся сведения о фактическом наличии средств пожаротушения на участке, что не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в части мер пожарной безопасности в лесах.

Из материалов дела следует, что ООО «ЖИАНТ» является юридическим лицом, осуществляющим заготовку древесины до 100 тыс. куб. м в год.

В силу п.3 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных приказом Минсельхоза Российской Федерации от 22.12.2008 № 549, для пунктов сосредоточения средств пожаротушения юридических лиц, осуществляющих заготовку древесины, установлены следующие минимально необходимые нормы укомплектования:

1) Лесопожарное модульное оборудование (съемные цистерны (в том числе собственного производства) или резиновая емкость для воды объемом 1500 л. – 1 шт. (при наличии специальных автоцистерн съемные цистерны иметь необязательно),

2) Лесопатрульные пожарные машины – 1 шт. (в комплекте),

3) Мотопомпы пожарные переносные с оснасткой производительностью до 600-800 л/мин.;

4) Напорные пожарные рукава (Д = 26, 51, 66 мм) – 300 пог.м.;

5) Торфяные пожарные стволы – 1 комплект (только для лесных участков, где имеются залежи торфа);

6) Бульдозеры на тракторах свыше 100 л.с.;

7) Тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим орудием – 1 шт.;

8) Автомобили бортовые повышенной проходимости – 1 шт. (для перевозки людей);

9) Катера речные, грузоподъемностью не менее 2 т. (только для районов, где имеются водные пути);

10) Зажигательные аппараты – 5 шт.;

11) Смачиватели, пенообразователи;

12) Ранцевые огнетушители – 10 шт.;

13) Воздуходувки – 1 шт.;

14) Ручные инструменты: лопаты – 30 шт., топоры-10 шт., мотыги – 10 шт., грабли – 10 шт., пилы поперечные – 3 шт.;

15) Ведра или иные емкости до 20 л.- 2 шт.;

16) Бидоны или канистры для питьевой воды емкостью до 20 л.;

17) Бензопилы – 2 шт.;

18) Электромегафоны – 1 шт.;

19) Радиостанции носимые УКВ или KB диапазона – 2 шт. (при наличии организованной радиосвязи с пожарной службой и лесничеством);

Дежурная спецодежда (сапоги кирзовые, брюки, куртка, рукавицы) – комплект (по числу членов постоянной команды пожаротушения);

Аптечка первой помощи – 2 комплекта;

Индивидуальные перевязочные пакеты – комплект (по числу участвующих в тушении);

Защитные очки – по числу членов постоянной команды пожаротушения;

Респираторы – по числу членов постоянной команды пожаротушения;

Кружки для воды – по числу участвующих в тушении.

Средства пожаротушения под номерами 1 - 5, 10-24 должны находиться в пунктах сосредоточения постоянно, а под номерами 6-9 закрепляются на пожароопасный сезон и должны быть в постоянной готовности для использования при тушении лесных пожаров. Автомашины и тракторы для перевозки цистерн, вездеходы оборудуются для установки навесных насосов.

На всех средствах транспорта (автомобили, тракторы), работающих в лесах, должны быть: лопата, топор, емкость для воды объемом 10-12 литров.

В соответствии с п.2 Норм требования к наличию средств пожаротушения по их видам и количеству установлены как минимально необходимые.

Анализируя доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что мероприятия по охране лесов, предусмотренные проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «ЖИАНТ» по договору аренды /________/ от /________/ не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в части мер пожарной безопасности в лесах, а именно - наличия и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на части лесного участка (раздел 6.3 проекта, таблица 18).

Так, таблицей 18 раздела 6.3 оспариваемого Проекта освоения лесов установлены нормы обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в меньшем количестве, чем предусмотрено Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов.

Действующим законодательство не предусмотрены какие-либо условия для сокращения перечня указанных средств, в том числе до первичных средств пожаротушения (абз.З раздела 6.3. Проекта освоения лесов), к которым согласно гл. 24 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, относятся только огнетушители, пожарные краны и пожарные шкафы (щиты).

Таким образом, раздел 6.3 Проекта освоения лесов, утвержденного /________/, не соответствует требованиям федерального законодательства.

Суд критически относится к пояснениям представителей ООО «ЖИАНТ», которые полагали, что обязанность Арендатора – ООО «ЖИАНТ» по обеспечению средствами пожаротушения арендуемого лесного участка закреплена в разделе 6.3 Проекта освоения лесов, при этом стиль изложения раздела 6.3 Проекта освоения лесов носит бланкетный характер, что не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации, поскольку, как следует из таблицы 18 раздела 6.3 Проекта освоения лесов нормы обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров установлены в меньшем количестве, чем предусмотрено Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов. При этом стиль изложения раздела 6.3 не свидетельствует об обратном.

На основании ст.89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Подпунктом «а» п.14 ч.9 Положения о Департаменте развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 02.11.2007 № 146, данное полномочие возложено на Департамент.

Частью 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом МПР РФ от 14.05.2007 № 125, установлено, что целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с п.п.9, 10, 11 вышеназванного Порядка экспертиза оформляется в виде положительного либо отрицательного заключения, утверждаемого органами государственной власти. Положительное или отрицательное заключение экспертизы оформляется соответственно при соответствии или несоответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

Свидетель ФИО8 суду показал, что он являлся членом экспертной комиссии, разрабатывающей проект освоения лесов на частях лесного участка площадью 11,06 га, переданных в аренду ООО «ЖИАНТ». Экспертной комиссией государственной экспертизы проектов освоения лесов по материалам проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «ЖИАНТ» выдано положительное заключение. При этом экспертная комиссия пришла к выводу о том, что мероприятия по охране лесов, предусмотренные проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «ЖИАНТ», соответствуют требованиям законодательства РФ в части мер пожарной безопасности, поскольку в пользовании у ООО «ЖИАНТ» находится линейный объект протяженностью до 100 километров. Кроме того, заготовка древесины не является основным видом деятельности ООО «ЖИАНТ».

Суд критически относится к показаниям свидетеля ФИО8, поскольку они опровергаются пояснениями прокурора, представителей ООО «ЖИАНТ», письменными доказательствами по делу.

Таким образом, при несоответствии раздела 6.3 Проекта освоения лесов ООО «Жиант» требованиям лесного законодательства издание распоряжения от /________/ /________/ «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» незаконно, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Доводы представителя ООО «ЖИАНТ» о том, что отмена распоряжения /________/ /________/ «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» не приведет к восстановлению нарушенных прав, поскольку проект не оспорен и не признан незаконным, суд находит необоснованными, поскольку сам по себе проект освоения лесов без государственной экспертизы и утверждения его органами государственной власти не влечет возникновения права у лесопользователя на производство работ на линейном объекте, а следовательно, не может привести к чрезвычайной ситуации на опасном производственном объекте (Верхнекомбарском месторождении), стать причиной распространения лесных пожаров.

Также суд полагает, что введение частью 2 ст.53.4 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ) для лиц, использующих леса, обязанности по немедленному извещению специализированной службы об обнаружении лесного пожара и принятию всех возможных мер по недопущению распространения, не снимает с названных лиц обязанности по организации пунктов средоточения средств, необходимых для тушения лесных пожаров, установленная Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 и Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов.

Так, укомплектование пункта сосредоточения средств пожаротушения инвентарем в количестве меньшем, чем установлено нормами в настоящее время (а также непосредственно перед началом пожароопасного периода, а в особенности - в пожароопасный период с учетом сложных лесопирологических условий Томской области и прогнозируемого на 2012 количества лесных пожаров) могут повлечь невозможность своевременной локализации и ликвидации возникших возгораний, привести к чрезвычайной ситуации на опасном производственном объекте (Верхнекомбарском месторождении), стать причиной распространения лесных пожаров. Создается реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, пребывающих на территории месторождения и прилегающих к нему участках лесного фонда, а также граждан, проживающих и пребывающих в расположенных в указанном районе населенных пунктах, нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга граждан на защиту окружающей среды от негативных воздействий, в том числе, природного и техногенного характера.

Кроме того, с учетом ч.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки (с произрастающими на них лесными насаждениями) в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, следовательно, при возникновении и распространении лесных пожаров и повреждении лесов создается угроза ущерба имуществу Российской Федерации.

В связи с изложенным, суд находит заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора в защиту и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от /________/ /________/ «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы освоения лесов /________/».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья: подпись

ВЕРНО: судья: /Н.В. Баринова/

.