Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 01.06.2012 Кировский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Желтковской Я.В. при секретаре Арслановой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием Томского межрайонного природоохранного прокурора Неверова Д.В., представителя Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области Копылова П.Ю., представителей заинтересованного лица ООО «Жиант» Трухиной Е.В., Игнатовой Т.И., Ковровой А.Б. гражданское дело по заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области об оспаривании распоряжения Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, у с т а н о в и л: Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области. В обоснование требований указал, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения лесного законодательства Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, ОГКУ «Томсклес», ООО «Жиант». Проверкой установлено, что 24.01.2012 начальником Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области издано распоряжение № 67 «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов», которым утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов по материалам проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Жиант» по договору аренды № 280/05/11 от 12.10.2011 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Мероприятия по охране лесов, предусмотренные проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Жиант» по договору аренды № 280/05/11 от 12.10.2011 не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в части мер пожарной безопасности в лесах, а именно - наличия и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на части лесного участка (раздел 6.3 проекта). Укомплектование пункта сосредоточения средств пожаротушения инвентарем в количестве меньшем, чем установлено нормами в настоящее время (а также непосредственно перед началом пожароопасного периода, а в особенности - в пожароопасный период с учетом сложных лесопирологических условий Томской области и прогнозируемого на 2012 количества лесных пожаров) может повлечь невозможность своевременной локализации и ликвидации возникших возгораний, привести к чрезвычайной ситуации на опасном производственном объекте (Ондатровском месторождении), стать причиной распространения лесных пожаров. Создается реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, пребывающих на территории месторождения и прилегающих к нему участках лесного фонда, а также граждан, проживающих и пребывающих в расположенных в указанном районе населенных пунктах, нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга граждан на защиту окружающей среды от негативных воздействий, в том числе, природного и техногенного характера. При несоответствии раздела 6.3 Проекта освоения лесов ООО «Жиант» требованиям лесного законодательства издание распоряжения от 02.02.2012 № 130 «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» противоречит закону, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Просил суд признать незаконным распоряжение Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 24.01.2012 № 67 «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов № 1636. В судебном заседании Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области Неверов Д.В. требование поддержал, пояснил, что по договору аренды № 280/05/11 от 12.10.2011 лесные участки переданы ООО «Жиант» для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также для заготовки древесины. Приложение № 4 к договору аренды лесного участка № 280/05/11 от 12.10.2011 содержит данные о среднегодовом объеме использования лесов ООО «Жиант», равном 91,3 куб.м в год. Полагал, что ссылка Департамента на невозможность соблюдения при заготовке древесины требований, установленных для вида использования лесов - заготовка древесины, при заготовке древесины ООО «Жиант» опровергается как нормами ст.29 Лесного кодекса РФ, так и фактически самим ответчиком. Ссылка на п.42 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 также несостоятельна, поскольку лесоустройство осуществляется в отношении лесничеств, лесопарков. Указал, что именно арендатор лесного участка является ответственным лицом за обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на предоставленном ему участке. Представитель органа государственной власти - Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области Копылов П.Ю. требование не признал, считал его необоснованным, ссылался на наличие неопределенности в правовом регулировании отношений по обеспечению средствами пожаротушения арендуемого лесного участка. Поскольку основным видом деятельности ООО «ЖИАНТ» является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, полагал, что установленные ст. 29 Лесного кодекса РФ, приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины», п.42 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 признаки и требования, установленные для вида использования лесов - заготовка древесины не могут соблюдаться при заготовке древесины на лесных участках, предоставляемых юридическим лицам для использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в соответствии со ст. 43-46 Лесного кодекса РФ. Указал, что ООО «Жиант» могло бы осуществлять в соответствии с ч.2 ст.20, п.5 ст. 21 Лесного кодекса РФ рубку лесных насаждений и без включения в договор второго вида деятельности - заготовка древесины, при этом соблюдение норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов для заготовки древесины не требовалось бы. Кроме того, в настоящее время ч.2 ст.53.4 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ) для лиц, использующих леса, установлена обязанность по немедленному извещению специализированной службы об обнаружении лесного пожара и принятию всех возможных мер по недопущению его распространения, а потому обязанность по организации пунктов сосредоточения средств, необходимых для тушения лесных пожаров, установленная подзаконными нормативными актами -Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 и Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, не может быть установлена. Просил суд отказать в удовлетворении заявления в полном объеме. Представители ООО «« ЖИАНТ »» Игнатова Т.И., действующая на основании доверенности № 1 от 13.01.2012 сроком по 31.12.2012, Трухина Е.В., действующая на основании доверенности № 2 от 13.01.2012 сроком по 31.12.2012, Коврова А.Б., действующая на основании доверенности № 3 от 13.01.2012 сроком по 31.12.2012, возражали против заявления, указав, что ООО «ЖИАНТ» в соответствии с требованиями приказа Минсельхоза РФ от 08.02.2010 № 32 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» разработало Проект освоения лесов на части лесного участка, переданной в аренду для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, заготовки древесины «Автозимник п.Осипово - скважина № 1 Ондатрового месторождения». Считали, что поскольку п.4 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки не указывает такой вид использования, как заготовка древесины, то и законодательное требование наличия в проекте освоения лесов сведений о наличии и потребности в пожарной технике, оборудовании, снаряжении, инвентаре отсутствует. Полагали необоснованным утверждение Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области о несоответствии мероприятий по охране лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, требованиям законодательства в части мер пожарной безопасности, поскольку мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов изложены в разделе 6 проекта. При этом сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. указаны в разделе 6.3 указанного Проекта освоения лесов. Указали, что работы по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов «Автозимник п.Осипово - скважина № 1 Ондатровского месторождения», заготовка древесины будут осуществляться только в зимний период, в связи с чем угроза причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, имуществу РФ в результате деятельности ООО «Жиант» в пожароопасный (летний) период полностью отсутствует. Считали, что правовые и фактические основания для отказа в утверждении Положительного заключения экспертной комиссии № 1636 отсутствовали, распоряжение Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 02.02.2012 № 130 «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» является законным и не нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации. Кроме того, полагали, что отмена распоряжения 02.02.2012 № 130 «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» не приведет к восстановлению нарушенных прав, поскольку сам проект освоения лесов не оспорен и не признан незаконным. Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает, что требование подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Аналогичное положение содержит пункт 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов (п. 1 ч. 1 ст. 245 ГПК РФ). В соответствии с требованиями п. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурору в пределах своей компетенции предоставлено право обращения в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону полностью или в части. Часть 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в предмет прокурорского надзора включает соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами и должностными лицами. На основании пункта 3 статьи 22 указанного закона обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным является одним из полномочий прокурора, осуществляемым в целях защиты государственных интересов. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы заявителя не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ). Таким образом, действующее законодательство возлагает на орган, принявший решение (в данном случае - Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области), обязанность доказать, что оно принято в соответствии с законом и в пределах компетенции должностного лица, его принявшего, а заявитель должен доказать, что принятым решением нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации. Как устанавливает ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В статье 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду. Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации. Статьи 1, 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливают, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров граждане и руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Судом установлено, что 12.10.2011 между Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области в лице начальника Т. и ООО «Жиант» заключен договор аренды части лесного участка № 280/05/11 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а именно размещения объекта «Автозимник п.Осипово - скважина № 1 Ондатровского месторождения»; для заготовки древесины. В соответствии с договором арендатор обязался принять во временное пользование за плату часть лесного участка, относящегося к землям лесного фонда площадью 13,0784 га, расположенного в Томской области, Парабельском районе, Кедровском лесничестве с кадастровым номером 70:11:0000000:45. Договор аренды земельного участка, зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области 14.12.2011 за № 70-70-08/287/2011-372 и никем не оспорен. 24.01.2012 начальником Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области издано распоряжение № 67 «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов», которым утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов по материалам проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Жиант» по договору аренды № 280/05/11 от 12.10.2011. Обращаясь с требованием о признании незаконным решения государственного органа, Томский межрайонный природоохранный прокурор указывает, что распоряжение Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области № 67 от 24.01.2012 «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» противоречит требованиям федерального законодательства в части обеспечения пожарной безопасности леса, что выявлено в ходе проведения проверки соблюдения требований лесного законодательства в апреле 2012 года. Меры пожарной безопасности в лесах, в том числе предупреждение лесных пожаров, установлены ст.53 Лесного кодекса РФ, в соответствии с ч.3 которой Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно ч.ч.1, 3 ст.53.1 ЛК РФ, пп.«а» п.3 Правил пожарной безопасности в лесах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, (далее - Правила) предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. В соответствии с ч.5 ст.53.1 Лесного кодекса РФ обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горючесмазочных материалов. На основании п.п.«а» п.3, п.5 Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Поскольку судом установлено, что земельный участок передан в аренду ООО «Жиант», следовательно, данное лицо является ответственным за обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на предоставленном ему участке. В соответствии с Лесным Кодексом РФ использование лесов осуществляется в соответствии с проектом их освоения, который подлежит государственной экспертизе. Руководствуясь ст.88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На основании п.п. 4, 24 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 № 32, проект освоения лесов, подготавливаемый в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также в целях использования лесов для изыскательских работ, в том числе включает в себя раздел «мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов». Данный раздел должен содержать сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами. Как следует из п.6.3 Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Жиант» Сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на части лесного участка: в месте расположения ПСПИ Арендатор обязан иметь противопожарное оборудование и средства для тушения лесных пожаров по нормам, утвержденным Приказом Минсельхоза от 22.12.2008 № 549, содержать указанное оборудование и средства в пожароопасный сезон в полной готовности. Так как работы будут проводиться только в зимний период проектом предусмотрено размещение первичных средств пожаротушения. Пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, связь с лесничеством, будут располагаться на территории поисковой скважины № 1 Ондатровского месторождения (Парабельское лесничество, Старицинское участковое лесничество, урочище «Старицинсоке», квартал 471, выдел 5). Нормы обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров: ручные инструменты: лопаты -10 шт., имеется в наличии - 10 шт.; топоры- 2 шт., имеется в наличии - 2 шт.; мотыги - 2 шт., имеется в наличии - 2 шт.; грабли - 5 шт., имеется в наличии - 5 шт.; пилы поперечные- 2 шт., имеется в наличии - 2 шт.; бензопилы- 0 шт., имеется в наличии - 1 шт.; ведра или емкости для воды - 5 шт., имеется в наличии - 10 шт.; электормегафоны-1 шт., имеется в наличии- 1 шт.; радиостанции носимые УКВ или КВ- 1 шт., имеется в наличии- 2 шт.; аптечки первой помощи- 1 шт., имеется в наличии- 2 шт.; индивидуальные перевязочные пакеты- по числу участвующих в тушении. На основании п.п. «в» п.13 Правил пожарной безопасности в лесах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ ОТ 30.06.2007 № 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Минсельхоза Российской Федерации от 22.12.2008 № 549. Пункт 14 указанных норм устанавливает количество средств пожаротушения и инвентаря, которыми укомплектовывается пункт сосредоточения при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а именно: съемная цистерна (в том числе собственного производства) или резиновая емкость для воды объемом 1500 л. - 1 шт., лесопатрульные пожарные машины - 1 шт., напорные пожарные рукава (Д = 26, 51, 66 мм) - 300 м.; зажигательный аппарат - 2 шт.; смачиватели, пенообразователи - 20 кг.; ручные инструменты: лопаты - 50 шт., топоры- 5 шт., мотыги - 5 шт., грабли - 5 шт., пилы поперечные - 5 шт.; бензопилы - 2 шт.; радиостанции носимые УКВ или KB диапазона - 1 шт.; электромегафон - 1 шт.; бидоны или канистры для питьевой воды емкостью до 20 л - 2 шт.; кружки для воды - 10 шт.; противодымные респираторы - 10 шт.; защитные очки - 10 шт.; аптечка первой помощи - 2 шт.; индивидуальные перевязочные пакеты - по числу работающих. В соответствии с п.2 Норм требования к наличию средств пожаротушения по их видам и количеству установлены как минимально необходимые. Таким образом, мероприятия по охране лесов, предусмотренные разделом 6.3 проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Жиант» по договору аренды № 280/05/11 от 12.10.2011 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и для заготовки древесины не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в части мер пожарной безопасности в лесах, а именно - наличия и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на части лесного участка. Необходимый перечень противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров ООО «Жиант» необоснованно сокращен до первичных средств пожаротушения. Согласно п.14 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных приказом Минсельхоза Российской Федерации от 22.12.2008 № 549, данные нормы, применяемые при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, приведены в расчете на один пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря. Такой пункт организуется на 100 километров линейного объекта. Исходя из буквального толкования указанных норм права пункт сосредоточения должен организовываться в количестве 1 шт. на каждые 100 км. линейного объекта, но не менее 1 шт. Доводы представителя Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области Копылова П.Ю. о том, что при протяженности линейного объекта до 100 км. пункт пожаротушения не подлежит организации, суд считает противоречащим требованиям Приказа N 549, в т.ч. п.14, который не содержит каких-либо оснований для сокращения перечня указанных средств, в частности, до первичных средств пожаротушения, указанных в разделе 6.3 Проекта освоения лесов. Также суд считает необоснованными доводы представителя Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области Копылова П.Ю. о том, что к спорным правоотношениям не подлежит применению раздел II Норм, устанавливающий требования по обеспечению средствами пожаротушения арендуемого лесного участка в местах использования лесов для заготовки древесины, в связи с тем, что заготовка древесины не является основным видом деятельности ООО «Жиант». Так, из п.п.б п.1.2 договора аренды части лесного участка № 280/05/11 от 12.10.2011, заключенного между Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области и ООО «Жиант» следует, что часть лесного участка предоставляется для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а именно размещение объекта: «автозимник п.Осипово - скважина № 1 Ондатровского месторождения»; для заготовки древесины. При этом из договора аренды не следует, что данный вид деятельности является дополнительным. Кроме того, в приложении № 4 к договору аренды лесного участка № 280/05/11 от 12.10.2011 содержатся сведения о среднегодовом объеме использования лесов ООО «Жиант», равном 91,3 куб.м. Таким образом, ООО «Жиант» является юридическим лицом, осуществляющим заготовку древесины до 100 тыс. куб. м в год. В силу п.3 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных приказом Минсельхоза Российской Федерации от 22.12.2008 № 549, для пунктов сосредоточения средств пожаротушения юридических лиц, осуществляющих заготовку древесины, установлены следующие минимально необходимые нормы укомплектования: лесопожарное модульное оборудование (съемные цистерны (в том числе собственного производства) или резиновая емкость для воды объемом 1500 л. - 1 шт. (при наличии специальных автоцистерн съемные цистерны иметь необязательно), лесопатрульные пожарные машины - 1 шт. (в комплекте), мотопомпы пожарные переносные с оснасткой производительностью до 600-800 л/мин.; напорные пожарные рукава (Д = 26, 51, 66 мм) - 300 пог.м.; торфяные пожарные стволы - 1 комплект (только для лесных участков, где имеются залежи торфа); бульдозеры на тракторах свыше 100 л.с.; тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим орудием - 1 шт.; автомобили бортовые повышенной проходимости - 1 шт. (для перевозки людей); катера речные, грузоподъемностью не менее 2 т. (только для районов, где имеются водные пути); зажигательные аппараты - 5 шт.; смачиватели, пенообразователи; ранцевые огнетушители - 10 шт.; воздуходувки - 1 шт.; ручные инструменты: лопаты - 30 шт., топоры-10 шт., мотыги - 10 шт., грабли - 10 шт., пилы поперечные - 3 шт.; ведра или иные емкости до 20 л.- 2 шт.; бидоны или канистры для питьевой воды емкостью до 20 л.; бензопилы - 2 шт.; электромегафоны - 1 шт.; радиостанции носимые УКВ или KB диапазона - 2 шт. (при наличии организованной радиосвязи с пожарной службой и лесничеством); дежурная спецодежда (сапоги кирзовые, брюки, куртка, рукавицы) - комплект (по числу членов постоянной команды пожаротушения); аптечка первой помощи - 2 комплекта; индивидуальные перевязочные пакеты - комплект (по числу участвующих в тушении); защитные очки - по числу членов постоянной команды пожаротушения; респираторы - по числу членов постоянной команды пожаротушения; кружки для воды - по числу участвующих в тушении. Средства пожаротушения под номерами 1 - 5, 10-24 должны находиться в пунктах сосредоточения постоянно, а под номерами 6-9 закрепляются на пожароопасный сезон и должны быть в постоянной готовности для использования при тушении лесных пожаров. Автомашины и тракторы для перевозки цистерн, вездеходы оборудуются для установки навесных насосов. На всех средствах транспорта (автомобили, тракторы), работающих в лесах, должны быть: лопата, топор, емкость для воды объемом 10-12 литров. В соответствии с п.2 Норм требования к наличию средств пожаротушения по их видам и количеству установлены как минимально необходимые. Также судом установлено, что в соответствии с п. 3.4 договора аренды лесных участков № 280/05/11 от 12.10.2011 ООО «Жиант» обязано, в том числе, осуществлять на части лесного участка охрану лесов от пожаров, в случае возникновения пожара на части лесного участка обеспечивать его тушение, осуществлять противопожарное обустройство лесов, противопожарные мероприятия, соблюдать на предоставленных в аренду лесных участках Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417. Указанный договор имеет юридическую силу, поскольку подписан ООО «Жиант» и зарегистрирован в установленном законом порядке, а значит, подлежит исполнению со стороны арендатора, в том числе в части необходимого количества пунктов сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря. Таким образом, мероприятия по охране лесов, предусмотренные проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Жиант» по договору аренды № 280/05/11 от 12.10.2011 не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в части мер пожарной безопасности в лесах, а именно - наличия и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на части лесного участка (раздел 6.3 проекта, таблица 18). Так, таблицей 18 раздела 6.3 оспариваемого Проекта освоения лесов установлены нормы обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в меньшем количестве, чем предусмотрено Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов. Действующим законодательство не предусмотрены какие-либо условия для сокращения перечня указанных средств, в том числе до первичных средств пожаротушения (абз.3 раздела 6.3. Проекта освоения лесов), к которым согласно гл. 24 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, относятся только огнетушители, пожарные краны и пожарные шкафы (щиты). Суд критически относится к доводу представителя Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области Копылова П.Ю. об отсутствии угрозы возникновения пожара в связи с нахождением части лесного участка в болотистой местности, а также о необоснованном возложение на арендатора ООО «Жиант» значительных затрат в связи с организацией пунктов противопожарного оборудования и инвентаря. Указанные требования прямо предусмотрены вышеназванным законодательством и договором аренды, их исполнение обязательно для ООО «Жиант». Доводы представителя ООО «Жиант» об отсутствии угрозы причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, имуществу Российской Федерации в результате деятельности ООО «Жиант» в пожароопасный период в связи с осуществлением деятельности только в зимний период, суд также отклоняет. Исходя из смысла п.13 Правил пожарной безопасности в лесах РФ средства пожаротушения должны находиться в пункте их сосредоточения круглогодично вне зависимости от времени года и сезона использования лесных участков, при этом в пожароопасный период данные средства должны находиться в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. На основании ст.89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Подпунктом «а» п.14 ч.9 Положения о Департаменте развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 02.11.2007 № 146, данное полномочие возложено на Департамент. В соответствии с п.12 указанного Положения, Департамент возглавляет руководитель Органа (заместитель Губернатора Томской области - начальник Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Томской области. В случае временного отсутствия руководителя его обязанности исполняет его заместитель на основании приказа руководителя Органа, который подписывает от имени Органа приказы, распоряжения, договоры, соглашения и иные документы Органа. Частью 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом МПР РФ от 14.05.2007 № 125, установлено, что целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. В соответствии с п.п.9, 10, 11 вышеназванного Порядка экспертиза оформляется в виде положительного либо отрицательного заключения, утверждаемого органами государственной власти. Положительное или отрицательное заключение экспертизы оформляется соответственно при соответствии или несоответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации. Доводы представителя ООО «Жиант» о том, что отмена распоряжения 02.02.2012 № 130 «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» не приведет к восстановлению нарушенных прав, поскольку проект не оспорен и не признан незаконным, суд полагает необоснованными, т.к. данный акт без государственной экспертизы и утверждения его органами государственной власти не влечет возникновения права у лесопользователя на производство работ на линейном объекте, следовательно, не может привести к чрезвычайной ситуации на опасном производственном объекте (Ондатровском месторождении), стать причиной распространения лесных пожаров. Доводы представителя Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области об исключении из ст.53 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ) обязанности арендаторов лесных участков осуществлять тушение лесных пожаров, в связи с чем обязанность по организации пунктов сосредоточения средств, необходимых для тушения лесных пожаров не может устанавливаться подзаконными нормативными актами основаны на неверном толковании закона. В силу ч.1 ст.53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Таким образом, обязанность по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров возложена на арендаторов федеральным законом. Суд считает, что введение частью 2 ст.53.4 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ) для лиц, использующих леса, обязанности по немедленному извещению специализированной службы об обнаружении лесного пожара и принятию всех возможных мер по недопущению его распространения, не снимает с названных лиц обязанности по организации пунктов сосредоточения средств, необходимых для тушения лесных пожаров, установленной Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 и Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов. Укомплектование пункта сосредоточения средств пожаротушения инвентарем в количестве меньшем, чем установлено нормами в настоящее время (а также непосредственно перед началом пожароопасного периода, а в особенности - в пожароопасный период с учетом сложных лесопирологических условий Томской области и прогнозируемого на 2012 количества лесных пожаров) могут повлечь невозможность своевременной локализации и ликвидации возникших возгораний, привести к чрезвычайной ситуации на опасном производственном объекте (Ондатровском месторождении), стать причиной распространения лесных пожаров. Создается реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, пребывающих на территории месторождения и прилегающих к нему участках лесного фонда, а также граждан, проживающих и пребывающих в расположенных в указанном районе населенных пунктах, нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга граждан на защиту окружающей среды от негативных воздействий, в том числе, природного и техногенного характера. Кроме того, с учетом ч.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки (с произрастающими на них лесными насаждениями) в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, следовательно, при возникновении и распространении лесных пожаров и повреждении лесов создается угроза ущерба имуществу Российской Федерации. Таким образом, при несоответствии раздела 6.3 Проекта освоения лесов ООО «Жиант» требованиям лесного законодательства издание распоряжения от 02.02.2012 № 130 «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» незаконно, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации. В связи с изложенным, суд считает заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным распоряжения Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 24.01.2012 № 67 «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов № 1636, подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области удовлетворить. Признать незаконным распоряжение Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 24.01.2012 № 67 «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов» об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов № 1636. На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: