№ 2-1497/2012 на момент размещения решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.06.2012 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Желтковской Я.В.

при секретаре             Арслановой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Томска Шишкуновой Н.А., представителя ответчика Департамента городского хозяйства администрации г.Томска, третьего лица Администрации г.Томска Бабьевой Н.В. гражданское дело № 2-1497/12 по иску прокурора Советского района г.Томска в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства администрации г.Томска о совершении действий,

                                                          установил:

Прокурор Советского района г.Томска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства администрации г.Томска о возложении обязанности по устранению повреждений дорожного покрытия на участке дороги, указав, что проведенной прокуратурой Советского района г.Томска проверкой исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта, установлены нарушения в указанной сфере деятельности. В результате обследования автомобильной дороги по ул. Герцена в г. Томске, проведенного прокуратурой Советского района г.Томска с участием ГИБДД УМВД России по г. Томску 17.04.2012, выявлено, что состояние отдельных ее участков не соответствует установленным требованиям и стандартам. Так, на участке дороги напротив здания № 54а по ул. Герцена имеются разрушения покрытия проезжей части - выбоина длиной 30 см., шириной 47 см., глубиной 9 см. Указанные повреждения проезжей части по ул. Герцена, 54а в г. Томске не устранены. В соответствии с постановлением Мэра г.Томска от 28.06.2011 № 661 «Об утверждении перечней имущества, передаваемого для содержания» Департамент городского хозяйства администрации Города Томска осуществляет содержание объектов внешнего благоустройства согласно приложениям 1, 2, 3 к указанному постановлению посредством размещения муниципального заказа для муниципальных нужд. Согласно приложению № 1 к постановлению постановлением Мэра г.Томска от 28.06.2011 № 661 ул. Герцена от пр. Ленина до пр. Комсомольского относится к перечню улиц Советского района г. Томска. Таким образом, заказчиком на выполнение работ по текущему содержанию дороги по ул. Герцена, 54а в г. Томске выступает Департамент городского хозяйства администрации г.Томска. Неудовлетворительное состояние дорог, в частности, несоблюдение установленных ГОСТов по ул. Герцена, 54а в г. Томске, отрицательно влияет на безопасность дорожного движения, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества.

Просил обязать должностных лиц Департамента городского хозяйства администрации г.Томска устранить повреждения дорожного покрытия на участке дороги напротив здания № 54а по ул. Герцена: выбоину длиной 30 см., шириной 47 см., глубиной 9 см. до 01.08.2012.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Советского района г.Томска Шишкунова Н.А. исковые требования изменила, просила возложить обязанность по устранению повреждения дорожного покрытия на Департамент городского хозяйства администрации г.Томска, уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Департамента городского хозяйства администрации г.Томска, третьего лица администрации г.Томска Бабьева Н.В. иск не признала, считала, что истцом не указана императивная норма, обязывающая Департамент городского хозяйства администрации г.Томска совершить требуемые прокурором действия. Указала, что бюджетом муниципального образования «Город Томск» в 2012 году мероприятия по ремонту дорожных покрытий по ул.Герцена не предусмотрены, в связи с чем осуществление ремонтных работ на указанном участке дороги без внесения изменений и дополнений в бюджет муниципального образования «Город Томск» повлечет за собой нецелевое использование бюджетных средств. Считала срок до 01.08.2012 неразумным, поскольку только на проведение конкурса, заключение муниципального контракта по изготовлению технической документации на объект потребуется не менее 60 дней. Полагала, что на фотографиях, имеющихся в материалах дела, отсутствует информация о какой-либо территориальной и временной привязке проведения фотосъемки соответствующего участка, в связи с чем невозможно сделать вывод о размерах повреждений проезжей части.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе предъявить иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Аналогичное положение содержит пункт 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон РФ "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 (в редакции от 19.07.2011 N 248-ФЗ).

Задачами указанного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).

Судом установлено, что 17.04.2012 прокуратурой Советского района г.Томска совместно с государственными инспекторами ДИоОДД ОГИБД УВД г. Томска проведено обследования участка автомобильной дороги по ул.Герцена напротив здания №54 а в г.Томске, в результате которого выявлены нарушения требований п.п.3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, а именно имеется выбоина длиной 30 см, шириной 47 см, глубиной 09 см., что подтверждается актом обследования участка автомобильной дороги по ул.Герцена напротив здания № 54 а в г.Томске от 17.04.2012, фото-приложением к акту проверки от 17.04.2012.

Как следует из пояснений представителя истца, данные нарушения до настоящего времени не устранены, что стороной ответчика не оспаривалось в судебной заседании. При таких обстоятельствах суд считает правомерными доводы прокурора о том, что неудовлетворительное состояние участка автомобильной дороги по ул.Герцена напротив здания №54 а в г.Томске отрицательно влияет на безопасность дорожного движения, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения имущества неопределенного круга лиц.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 28.11.2011 N 337-ФЗ), автомобильная дорога это - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

На основании п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе и утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2 ст. 12 названного Закона).

В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

Исходя из ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу ст. 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 4 ст. 6 указанного Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании п. 1.1., п. 1.10, п. 1.51 ст. 40 Устава города Томска (в редакции от 11.10.2011 N 230) осуществление полномочий по составлению проекта бюджета города Томска, обеспечению исполнения бюджета города Томска, управлению и распоряжению муниципальной собственностью, осуществлению контроля за управлением, владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также иных полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к компетенции администрации г.Томска.

В соответствии с постановлением Мэра г.Томска от 28.06.2011 № 661, Департамент городского хозяйства администрации г.Томска осуществляет содержание объектов внешнего благоустройства согласно приложениям 1,2,3 к указанному постановлению посредством размещения муниципального заказа для муниципальных нужд. Из приложения № 1 к постановлению Мэра г.Томска от 28.06.2011 № 661, следует, ул.Герцена от пр.Ленина до пр.Комсомольского относится к перечню улиц Советского района г.Томска, следовательно заказчиком на выполнение работ по текущему содержанию дороги по ул.Герцена, № 54 а в г.Томске выступает Департамент городского хозяйства администрации г.Томска

Таким образом, обязанность по устранению повреждений дорожного покрытия в данном случае должна быть возложена на Департамент городского хозяйства администрации г.Томска, ответчик является лицом, ответственными за содержание и ремонт указанной дороги.

Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (в редакции от 28.03.2012 N254) утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Исходя из п. 13 Основных положений, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.101993 № 221 утвержден стандарт «Автомобильные дороги и улицы, Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597 - 93» (далее по тексту - ГОСТ Р 50597 - 93), которым установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

В силу п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, по ширине - 60 см, и глубине - 5 см (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93).

При этом все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Из акта проверки от 17.04.2012 следует, что размеры выбоины на участке дороги напротив здания № 54 а по ул. Герцена в г.Томске значительно превышают допустимые нормы.

Доводы стороны ответчика о том, что на представленных фотоматериалах отсутствует информация и времени и месте проведения фотосъемки, в связи чем не представляется возможным сделать вывод о размерах повреждений проезжей части, суд считает необоснованными. Наличие дефекта участка автомобильной дороги по ул.Герцена напротив здания № 54 а в г.Томске, создающего опасность при автомобильном движении, подтверждается актом обследования спорного участка дороги от 17.04.2012, приложением к которому являются фотоматериалы. В акте именуются сведения о времени и месте проведения фотосъемки, а также содержится описание повреждения дорожного полотна на указанном участке. Доказательств, что устранения недостатков по данному адресу на момент принятия судебного решения, в порядке ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено.

Судом отклоняются доводы стороны ответчика о том, что истцом не указана императивная норма материального закона, возлагающая на ответчика обязанность по совершению требуемых прокурором действий, т.к. в силу действующего законодательства обязанность по надлежащему содержанию дорожного полотна возложена на ответчика.

Отсутствие денежных средств также не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора и не освобождает ответчика от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе, по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 206 ч. 2 ГПК РФ суд, принимая решение о понуждении организации совершить определенные действия, обязан установить срок, в течение которого они должны быть совершены.

Пунктом 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предусмотрено, что максимальный срок для ликвидации повреждений составляет не более 10 дней.

Суд полагает возможным согласиться со сроком совершения действий, о которых просит прокурор, до 01.08.2012, оценивая его как разумный для исполнения решения суда, учитывая, что иной срок ответчиком не предложен, доказательств невозможности исполнения судебного постановления в течение указанного времени в силу ст.56 ГПК РФ не представлено.

Руководствуясь ст.194 -198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Советского района г.Томска в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства администрации г.Томска удовлетворить.

Обязать Департамент городского хозяйства администрации г.Томска в срок до 01.08.2012 устранить повреждения дорожного покрытия - выбоину длиной 30 см, шириной 47 см, глубиной 09 см на участке дороги напротив здания № 54 а по ул.Герцена г.Томска.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: