№ 2-1951/2012 на момент размещения решение не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2012 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

судьи                                   М. В. Абрамовой

при секретаре                     Л. В. Харьковой, Я.Н. Лузановой

рассмотрев в открытом судебном заседании 19-20 июля 2012 года гражданское дело по заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Томский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области и возложении обязанности. В обоснование заявления указал, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при назначении сплошной санитарной рубки лесных насаждений в выделах 19-21, 25, 26 квартала 46 Межениновского участкового лесничества Томского лесничества. Установлено, что исследование санитарного и лесопатологического состояния указанного лесного участка проведено специалистами Томского лесничества 26.07.2011, согласно составленному акту выявлена необходимость проведения на соответствующей территории санитарно-оздоровительных мероприятий. Впоследствии, в целях устранения допущенных при составлении названного акта нарушений требований п.п. 16, 56-58 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.12.2007 № 523, 11.04.2012 проведено повторное обследование указанной территории, составлен акт, содержащий аналогичные выводы о необходимости проведений санитарно- оздоровительных мероприятий в форме сплошной санитарной рубки. Результаты первого обследования послужили основанием для включения санитарно - оздоровительных мероприятий на общей площади 23,5 га в выделах 19-21, 25, 26 квартала 46 Межениновского участкового лесничества Томского лесничества в Годовой план проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на землях лесного фонда Томской области в 2012 году (далее -План), утвержденный Заместителем Губернатора Томской области начальником Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области 09.02.2012. Требования к назначению и проведению санитарно - оздоровительных мероприятий регламентированы п.п. 28-31 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414. Указанным нормативным правовым актом, в частности, определено, что при выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования. По результатам лесопатологического обследования осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов (п. 31 названных Правил). Лесохозяйственный регламент Томского лесничества Томской области утвержден приказом начальника Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 01.10.2008 № 35-ОД/у. Названным регламентом предусмотрено проведение в границах Томского лесничества за весь ревизионный период сплошных санитарных рубок общей площадью 8 га (с. 163, таб. 2.16.2.3). Установленное упомянутым Годовым планом проведение в 2012 сплошных санитарных рубок общей площадью 23,5 га лесохозяйственным регламентом Томского лесничества не предусмотрено. Несмотря на это, вопреки изложенным нормам, а также требованиям ч.ч. 1, 5, 6 ст. 87 ЛК РФ, п. 6.16.2 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом МПР РФ от 19.04.2007 № 106 (далее - Состав лесохозяйственных регламентов), внесение необходимых изменений в лесохозяйственный регламент Томского лесничества Томской области по результатам указанных лесопатологических обследований до настоящего времени не осуществлено. Таким образом, до внесения соответствующих изменений в лесохозяйственный регламент Томского лесничества законная реализация Годового плана в части проведения сплошной санитарной рубки в выделах 19-21, 25, 26 квартала 46 Межениновского участкового лесничества Томского лесничества не возможна. Фактическая организация сплошных санитарных рубок, противоречащих положениям лесохозяйственного регламента, будет являться основанием для их запрета. Непринятие Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области предусмотренных законом действий по созданию необходимых правовых оснований для организации и проведения санитарной рубки поврежденных лесных насаждений противоречит принципу обеспечения охраны и защиты лесов (ст. 1 ЛК РФ), создает реальную угрозу дальнейшего распространения заражения леса вредными организмами, нарушает имущественные права собственника природного ресурса - Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия (ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Уточнив раннее заявленные требования, заявитель просит суд: признать незаконным бездействие Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, выразившееся в непроведении корректировки Лесохозяйственного регламента Томского лесничества Томской области по результатам лесопатологического обследования выделов 19-21, 25, 26 квартала 46 Межениновского участкового лесничества Томского лесничества, проведенных 26.07.2011, 11.04.2012; возложить на Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение путем внесения в Лесохозяйственный регламент Томского лесничества Томской области изменений по результатам лесопатологических обследований выделов 19-21,25,26 квартала 46 Межениновского участкового лесничества Томского лесничества, проведенных 26.07.2011, 11.04.2012, предусматривающих проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в выделах 19-21,25,26 квартала 46 Межениновского участкового лесничества Томского лесничества.

В судебном заседании помощник прокурора Томского межрайонного природоохранного прокурора Шулев А.А. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Маткин В.Е., действующий на основании доверенности от 17.02.2012, возражал против удовлетворения заявления прокурора. Пояснил, что в соответствии с п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации в полномочия Департамента входит разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов. В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент лесничества является основой для осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет, лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка. О том, что лесохозяйственные регламенты являются обязательными именно для органов государственной власти, осуществляющими полномочия в области лесных отношений, которые лесохозяйственные регламенты и утверждают, в законе не говорится. И это является логичным, поскольку использование лесов органами государственной власти запрещено в соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, поэтому такие органы не составляют проекты освоения лесов. В п. 31 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, буквально указано, что по результатам лесопатологического обследования осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов. В ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Поэтому, исходя из комплексного толкования перечисленных правовых норм, можно сделать вывод о том, что лесохозяйственный регламент лесничества должен был быть скорректирован, если бы имелась необходимость во внесении изменений в проект освоения лесов для конкретного арендатора лесного участка. Однако, территория земель лесного фонда, на которой были запланированы и проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, не передавалась в аренду, поэтому такой необходимости не было. Санитарно-оздоровительные мероприятия проводись органом государственной власти в порядке, установленном ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, т.е. мероприятия проводил тот же орган, который и утверждал лесохозяйственный регламент Томского лесничества.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает, что заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Как устанавливает ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека.

В статье 42 Конституция РФ указано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58 Конституции РФ предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статьей 55 Лесного кодекса РФ установлено, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Требования к назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий регламентированы п.п. 28-31 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414.

В п.31 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414. указано, что при выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования. По результатам лесопатологического обследования осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов.

Судом установлено, что Лесохозяйственный регламент Томского лесничества Томской области утвержден приказом начальника Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 01.10.2008 № 35-ОД/у. Названным регламентом предусмотрено проведение в границах Томского лесничества за весь ревизионный период сплошных санитарных рубок общей площадью 8 га. Установленное годовым планом проведение в 2012 сплошных санитарных рубок общей площадью 23,5 га лесохозяйственным регламентом Томского лесничества не предусмотрено. Внесение необходимых изменений в лесохозяйственный регламент Томского лесничества Томской области по результатам указанных лесопатологических обследований до настоящего времени не осуществлено. До внесения соответствующих изменений в лесохозяйственный регламент Томского лесничества законная реализация годового плана в части проведения сплошной санитарной рубки в выделах 19-21, 25, 26 квартала 46 Межениновского участкового лесничества Томского лесничества невозможна. Фактическая организация сплошных санитарных рубок, противоречащих положениям лесохозяйственного регламента, будет являться основанием для их запрета.

В соответствии с ч. 1,6 ст. 87 ЛК РФ Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

В силу положений ч.ч. 2, 7 ст. 87 ЛК РФ, п. 16 Состава лесохозяйственных регламентов утверждение лесохозяйственных регламентов, равно как и внесение в них изменений, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, пп. «а» п. 14 ч. 9 Положения о Департаменте развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 02.11.2007 № 146, на территории Томской области соответствующие полномочия реализует названный Департамент.

В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, ч. 2 ст. 261 Гражданского кодекса РФ участки лесного фонда, равно как и произрастающие на них лесные насаждения находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» лесные насаждений являются одним из компонентов природной среды, обеспечивающих в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Доводы представителя Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области о том, что отсутствие лиц, которым предоставлены указанные в заявлении земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и отсутствие составленных ими проектов освоения лесов, исключают необходимость внесения изменений в проект освоения лесов и Лесохозяйственный регламент Томского лесничества Томской области, суд находит необоснованными, так как действующее законодательство не ставит необходимость проведения корректировки Лесохозяйственного регламента по результатам лесопатологических обследований в зависимость от наличия проекта освоения лесов.

Представителем Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области не оспаривался в судебном заседании факт проведения аукциона и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, а также частичного проведения оздоровительных мероприятий на указанных прокурором участках. Учитывая, что непринятие Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области предусмотренных законом действий по созданию необходимых правовых оснований для организации и проведения санитарной рубки поврежденных лесных насаждений противоречит принципу обеспечения охраны и защиты лесов, создает реальную угрозу дальнейшего распространения заражения леса вредными организмами, нарушает имущественные права собственника природного ресурса - Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия требования Томского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Статьей 254 ГПК РФ установлено, что бездействие органа государственной власти, нарушающее права и свободы граждан, может быть оспорено в судебном порядке.

В соответствие со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, бездействие которого были оспорены, в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и заявителю должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

В соответствии со ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, принимая решение о понуждении организации совершить определенные действия, обязан установить срок, в течение которого они должны быть совершены.

Суд полагает возможным согласиться со сроком совершения действий, о которых просит прокурор, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, оценивая его как разумный для исполнения решения суда, учитывая, что представителем ответчика иной срок не предложен, доказательств невозможности исполнения судебного постановления в течение указанного времени в силу ст.56 ГПК РФ не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, выразившееся в непроведении корректировки Лесохозяйственного регламента Томского лесничества Томской области по результатам лесопатологических обследований выделов 19-21,25,26 квартала 46 Межениновского участкового лесничества Томского лесничества, проведенных 26.07.2011, 11.04.2012. Возложить на Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области обязанность в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенное нарушение путем внесения в Лесохозяйственный регламент Томского лесничества Томской области изменений по результатам лесопатологических обследований выделов 19-21,25,26 квартала 46 Межениновского участкового лесничества Томского лесничества, проведенных 26.07.2011, 11.04.2012, предусматривающих проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в выделах 19-21,25,26 квартала 46 Межениновского участкового лесничества Томского лесничества.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                   М.В. Абрамова