Дело № 2-1565/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08.08.2012 Кировский районный суд г. Томска в составе: судьи С.Н. Ларина, при секретаре Т.Н. Чемерзовой, с участием: истца Нехорошевой Е.В., помощника прокурора Кировского района г.Томска Князевой В.В., представителя ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области - Добрынина А.В., действующего на основании доверенности /________/ от 10.01.2012, выданной на срок до 31.12.2012, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Томска в интересах Нехорошевой Е.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кировского района г.Томска обратился в суд с исковым заявлением в интересах Нехорошевой Е.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В обоснование исковых требований указал, что Нехорошева Е.В., /________/ рождения, в соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1996 №159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 2 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28 - ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Советского районного суда г.Томска от 18.09.1993 ее мать ФИО8 лишена родительских прав, а отец умер в /________/ году. ФИО8 (мать Нехорошевой Е.В.) 11.08.1987 в установленном порядке получила жилое помещение по адресу: г.Томск, /________/, где Нехорошева Е.В. (до замужества /________/) проживала в качестве члена ее семьи. Согласно лицевому счету на указанное жилое помещение, общая площадь данной квартиры составляла /________/ кв.м., жилая площадь -/________/ кв.м. В связи с лишением матери родительских прав постановлением Главы администрации Советского района г.Томска от 17.11.1993 /________/ Нехорошева Е.В. определена в детское государственное учреждение и одновременно за ней закреплено жилое помещение - /________/. Постановлением Объединенной администрации Кировского и Советского округов г.Томска от 25.06.1998 /________/ дом, в котором расположено закрепленное за Нехорошевой Е.В. жилое помещение, признан грозящим обвалом, на ТГУ возложена обязанность принять меры по расселению жителей. Однако, до настоящего времени, Нехорошевой Е.В. жилое помещение не предоставлено. 10.04.2001 между ТГУ в лице ФИО9 и ФИО8 заключен договор, в соответствии с условиями которого ТГУ предоставляет ФИО8 комнаты №/________/,/________/ в общежитии ТГУ по адресу: г.Томск, /________/ и обязуется предоставить ее дочери комнату в общежитии ТГУ по адресу: /________/ по окончании пребывания в государственном детском учреждении. Во исполнение данного договора с ФИО8 (в настоящее время ФИО13) 01.04.2001 заключен договор найма жилого помещения, выдан ордер на жилую площадь в общежитии /________/ по /________/, комнатах /________/,/________/, общей площадью /________/ кв.м. Кроме того, одновременно ордер на те же комнаты выдан ФИО14, с которым ФИО8 впоследствии вступила в брак. Нехорошева Е.В. в данные комнаты не вселялась, регистрация по месту жительства в них носит формальный характер, в целях получения пособия по уходу за ребенком, иных социальных выплат. На момент принятия решения о признании дома грозящим обвалом, Нехорошева Е.В. подлежала выселению из него в соответствии с п. 2 ст. 91, 92, 93 и 96 ЖК РСФСР с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Томской области от 21.07.2003 №224 «О списании госимущества» ФГУ «Томский государственный университет» разрешено списать с баланса в связи с непригодностью к дальнейшей эксплуатации жилой дом, расположенный по адресу: г.Томск, /________/, закрепленный за ФГУ «Томский государственный университет» на праве оперативного управления и являющийся собственностью Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 91-93 и 96 ЖК РСФСР, ст.ст. 86 и 89 ЖК РФ на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Томской области должна быть возложена обязанность предоставить Нехорошевой Е.В. другое благоустроенное помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта. Согласно данным карты на /________/, ее общая площадь составляет /________/ кв.м., жилая /________/ кв.м. Просит обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области предоставить Нехорошевой Е.В. благоустроенное применительно к условиям г.Томска жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению по адресу: г.Томск, /________/, но общей площадью не менее /________/ кв.м., жилой /________/ кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г.Томска. В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Томска и истец Нехорошева Е.В. заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям, просили их удовлетворить. В судебном заседании 28.06.2012 истец Нехорошева Е.В. пояснила, чтона очередь для улучшения жилищных условий не вставала. Ее мать умерла 29.04.2012. В одной из комнат общежития проживает муж матери, другая комната, площадью /________/ кв.м., стоит пустая. У истца (Нехорошевой Е.В.) на иждивении двое детей. В настоящее время она с детьми и мужем проживает в квартире родителей мужа. Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области Добрынин А.В. исковые требования не признал, считая, что ТУФА не является надлежащим ответчиком по делу. В отзыве на исковое заявление, поступившем от ответчика, указано, что в полномочия Территориального управления не входит строительство и приобретение жилых помещений в собственность Российской Федерации, в том числе, жилых помещений с целью предоставления его нуждающимся гражданам. Территориальное управление Росимущества в Томской области не является наймодателем жилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: г.Томск, /________/ и не является лицом, обязанным предоставлять гражданам другое благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма. В соответствии со ст. 210, 296 ГК РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», являясь владельцем жилого дома по адресу: г.Томск, /________/, несет бремя содержания данного фонда и связанные с этим правовые последствия. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия по управлению и распоряжению существующим и находящимся в федеральной собственности имуществом. Данный федеральный орган власти и его территориальные управления не финансируются на цели, связанные с приобретением либо строительством жилищного фонда для расселения граждан из аварийного государственного жилищного фонда, т.к. это относится к компетенции органов местного самоуправления. Представитель третьего лица - ФГБОУВПО «Национальный исследовательский Томский Государственный Университет», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил. Определением Кировского районного суда г.Томска от 17.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г.Томска представитель которой в судебное заседание не явился, несмотря на должное извещение о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не известил. На основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату и государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Согласно ч.3, ч.4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и определенным федеральным законом категориям граждан в установленном названном Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом. В соответствии со ст.8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в ред. от 21.11.2011 № 326 -ФЗ (далее по тексту- Закон) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Судом установлено, что в соответствии с постановлением администрации Советского района г.Томска от 17.11.1993 /________/ ФИО10 (после заключения брака Нехорошева) определена в детское государственное учреждение (детский /________/) на полное государственное обеспечение в связи с тем, что ее мать ФИО8 лишена родительских прав по решению Советского районного суда г.Томска от 13.09.1993, отец ФИО11 умер (актовая запись о смерти /________/ от 20.01.1987). Указанным постановлением за несовершеннолетней ФИО10 закреплена жилплощадь по адресу: г.Томск, /________/ до ее совершеннолетия. Жилое помещение по адресу: г.Томск,/________/ жилой площадью /________/ кв.м. предоставлено матери Нехорошевой Е.В. - ФИО8 Томским государственным университетом /________/. Согласно лицевому счету на указанное жилое помещение, общая площадь данной квартиры составляла /________/.м., жилая площадь -/________/ кв.м. Постановлением Объединенной администрации Кировского и Советского округов г.Томска от 25.06.1998 /________/ дом, в котором расположено закрепленное за Е.В. жилое помещение, признан грозящим обвалом, на ТГУ возложена обязанность принять меры по расселению жителей. 10.04.2001 между ТГУ и ФИО8 (после вступления в брак ФИО13) заключен договор, в соответствии с условиями которого ТГУ предоставил ФИО8 комнаты №/________/,/________/ жилой площадью /________/.м., в общежитии ТГУ по адресу: г.Томск, /________/ и обязуется предоставить ее дочери комнату в общежитии ТГУ по адресу /________/ по окончании пребывания в государственном детском учреждении. Во исполнение данного договора с ФИО8 (в настоящее время ФИО13) заключен договор найма жилого помещения, выдан ордер на жилую площадь в общежитии по /________/, комнаты /________/,/________/, общей площадью /________/ кв.м. Кроме того, одновременно ордер на те же комнаты выдан ФИО14, с которым ФИО8 впоследствии вступила в брак. Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Томской области от 21.07.2003 /________/ «О списании госимущества» ФГУ «Томский государственный университет» разрешено списать с баланса в связи с непригодностью к дальнейшей эксплуатации жилой дом, расположенный по адресу: г.Томск, /________/. Судом установлено, что комнаты в общежитии по адресу: г.Томск, /________/ №/________/,/________/ предоставлены ФИО8 на состав семьи, включая дочь Нехорошеву Е.В., что подтверждается ответом ТГУ от 18.12.2001 /________/ директору детского /________/, ответом администрации г.Томска Нехорошевой Е.В. от 09.06.2011, ответом на запрос суда ТГУ от 13.07.2012 /________/, согласно которому при расселении жильцов дома по /________/.Томска, в 2001 году ФИО8 выделены две комнаты /________/ и /________/ по адресу: г.Томск, /________/ учетом площадей для ее дочери ФИО10 В указанных комнатах зарегистрированы ФИО13, ФИО14, Нехорошева Е.В. (ФИО10). Карточка регистрации и паспорт Нехорошевой Е.В. подтверждают регистрацию истца в комнатах /________/ /________/ с 20.06.2005. Таким образом, в соответствии с ч.1 ст. 8 Закона Нехорошева Е.В., находясь в детском государственном учреждении, являлась ребенком, имеющим закрепленное за ней жилое помещение, сохранила право на комнаты в общежитии по /________/, полученные ее матерью на состав семьи, включающий в себя и Нехорошеву Е.В. Однако, по месту регистрации Нехорошева Е.В. не вселилась, что не отрицалось ею в судебном заседании. Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев. Частью 2 названной статьи предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1) и детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п.2). Согласно абзацу 2 п.1 ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из взаимосвязанных положений преамбулы и ст.1 данного Закона, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. В силу ч. 2 ст. 15 Закона Томской области "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области" от 19.08.1999 N 28-ОЗ (в ред. Законов ТО от 07.10.2011 № 236-ОЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Согласно п.2 ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Пунктом 3 ст. 60 ЖК РСФСР было предусмотрено, что в случае, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов. Пункт 31 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 31 июля 1987 года N 872 также устанавливал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем. Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" были утверждены Примерные Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, в соответствии с которыми для принятия на учет граждане должны были подать заявление с приложением необходимых документов. При принятии решения о постановке на учет граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включались в отдельные списки на предоставление жилой площади. Таким образом, постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений вне очереди носила заявительный характер, учет таких граждан осуществлялся по отдельным спискам. Между тем, из материалов дела следует, что Нехорошева Е.В. с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по окончании пребывания в детском учреждении и впоследствии, либо о внеочередном предоставлении жилого помещения не обращалась, не включалась в отдельные списки на предоставление жилой площади. Из ответа администрации Советского района г.Томска от 06.08.2012 /________/ Нехорошевой Е.В. следует, что вопрос о принятии истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении будет рассмотрен на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам. Кроме того, в настоящее время Нехорошева Е.В. утратила статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем, отсутствуют основания для предоставления истцу жилья. Судом установлено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений для указанной категории лиц. Согласно ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в /________/», указанные категории детей однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Указанные жилые помещения указанным в п.2 статьи категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления. В силу Закона Томской области от 19.06.2012 №88-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Томской области, структуре и порядке формирования администрации Томской области», систему исполнительных органов государственной власти Томской области составляют: высший исполнительный орган государственной власти Томской области - Администрация Томской области; исполнительные органы государственной власти Томской области, образованные в форме департаментов, комитетов, управлений, инспекций и представительств, осуществляющие общее, отраслевое или межотраслевое управление в установленных сферах деятельности в целях реализации полномочий, отнесенных к их ведению. Ссылки помощника прокурора на ст. 86 ЖК РФ, в обоснование доводов о том, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области является надлежащим ответчиком, суд считает необоснованными, поскольку указанная статья устанавливает, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Решения о сносе жилого помещения по адресу: г.Томск, /________/ ответчиком не принималось, документов об этом суду не представлено, а лишь вынесено распоряжение о разрешении списать с баланса дом в связи с непригодностью к дальнейшей эксплуатации. Учитывая обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Правовых оснований для удовлетворения иска суд не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г.Томска в интересах Нехорошевой Е.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья - подпись /________/ /________/