Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15.04.2011 Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Желтковской Я.В.
при секретаре Лисовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием заявителя, Главы администрации Богашевского сельского поселения Гауэр ВИ, представителей администрации Богашевского сельского поселения Ермоленко НВ, Худякова ВА, представителя Главы администрации Томского района Трениной ТВ, представителей администрации Томского района Михайлова АА, Трениной ТВ, представителя ЗАО «Томск ЭкоСервис» Титенкова СЮ гражданское дело по заявлению Пучкова ИВ о признании незаконными действий Администрации Богашевского сельского поселения, Главы Администрации Богашевского сельского поселения, признании незаконный бездействия Главы администрации Томского района, администрации Томского района,
у с т а н о в и л:
Пучков И.В. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ об оспаривании действий (бездействий) органов местного самоуправления и должностных лиц. В основание требований указал, что 11.02.2011 ему стало известно о проведении администрацией Богашевского сельского поселения аукциона по продаже прав заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. с. Лучаново, уч. № 2, кадастровый номер /________/, с целевым назначением и разрешенным использованием - для размещения твердых бытовых отходов. Полномочий на проведение аукциона у данного лица не имелось, т.к. решение данных вопросов находится в компетенции органа местного самоуправления муниципального района «Томский район». Администрация Томского района бездействовала и не совершила действий по пресечению проведения торгов администрацией и Главой Администрации Богашевского сельского поселения. На указанный земельный участок ЗАО «Томск Эко Сервис» (победителеь аукциона) с 17.03.2011 завозит пищевой мусор, мертвых животных, при эксплуатации полигона нарушаются санитарно-эпидемиологические требования, установленные постановлением Главного врача от 30.05.2001, о чем ему стало известно 21.03.2011.
Кроме того, администрация Богашевского сельского поселения организовала свалку твердых бытовых отходов в 6,5 км от аэродрома, что противоречит положениям ст.47 Воздушного кодекса РФ. На полигоне питаются сотни крыс, птиц, яды от гниющей пищи попадают в р.Басандайка, на берегу которой находится принадлежащий ему земельный участок. Из реки он берет воду для полива выращиваемых им овощей. Когда горит свалка, то дым доходит до его дома и ему тяжело дышать. Действиями администрации Богашевского сельского поселения, бездействием администрации Томского района нарушаются его права на благоприятную среду обитания, право на безопасные полеты воздушным транспортом, право на здоровье, право на жизнь.
Просит признать незаконными действия Администрации Богашевского сельского поселения, Главы Администрации Богашевского сельского поселения Гауэра В.И. по организации аукциона по продаже прав заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. с. Лучаново, уч. № 2, кадастровый номер 70:0300095:0721, с целевым назначением и разрешенным использованием - для размещения твердых бытовых отходов; признать незаконными действия Администрации Богашевского сельского поселения, Главы Администрации Богашевского сельского поселения Гауэра В.И. по организации, сбору, хранению, утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов на указанном земельном участке; признать незаконным бездействие Администрации Томского района, Главы Администрации Томского района Лукьянова В.Е. по организации аукциона по продаже прав заключения договора аренды указанного земельного участка; признать незаконным бездействие Администрации Томского района, Главы Администрации Томского района Лукьянова В.Е. по организации утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов на спорном земельном участке.
В судебном заседании Пучков ИВ требования поддержал, пояснил, что администрацией Богашевского сельского поселения не организован контроль за сбором и вывозом мусора, земельный участок не оборудован в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, администрацией Томского района не организована деятельность по утилизации и переработке твердых бытовых отходов Богашевского сельского поселения, на полигоне расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. с. Лучаново, уч. № 2, кучи мусора, скопление птиц, бродячих собак, что нарушает его права и законные интересы.
Глава администрации Богашевского сельского поселения Гауэр ВИ, представители администрации Богашевского сельского поселения Ермоленко НВ, Худяков ВА требования не признали, пояснили, что администрация Богашевского сельского поселения является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. с. Лучаново, уч. № 2, на который осуществляется вывоз твердых бытовых отходов ЗАО «Томск ЭкоСервис», являющегося победителем аукциона по продаже прав заключения договора аренды земельного участка. Считали, что указанное лицо в силу договорных обязательств обязано соблюдать санитарно-эпидемиологические требования по организации сбора, вывоза и хранения твердых бытовых отходов, т.к. постановлением Главы Администрации Томской области определен порядок обустройства санкционированных свалок.
Глава Администрации Томского района Лукьянов ВЕ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя, что судом удовлетворено.
Представители Главы Администрации Томского района, администрации Томского района Михайлов АА, Тренина ТВ против удовлетворения требований возражали, считали, что право на распоряжение земельным участком принадлежит собственнику данного имущества - администрации Богашевского сельского поселения.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает требования подлежащими удовлетворению частично.
Конституция Российской Федерации в статье 2 устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Учитывая данное конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, на суды возложена обязанность по обеспечению надлежащей защиты прав и свобод человека и гражданина. Аналогичную позицию высказал Верховный Суд РФ в постановлении Пленума № 8 от 31.10.1995 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» (в редакции от 06.02.2008 № 5).
В силу ст.ст.254, 256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в судебном порядке решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
При этом, действующее законодательство (ст.249 ГПК РФ) обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а заявитель должен доказать, что принятым решением, действием (бездействием) нарушаются его права и свободы.
Из свидетельства государственной регистрации права от 31.03.2009 следует, что собственником земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. с.Лучаново, уч. № 2, кадастровый номер /________/, с целевым назначением и разрешенным использованием - для размещения твердых бытовых отходов, является администрация Богашевского сельского поселения.
Из пояснений сторон, протокола № 2 проведения открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 08.02.2011 установлено, что 08.02.2011 по инициативе собственника проведен аукцион по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. с.Лучаново, уч. № 2, кадастровый номер /________/, расположенного в границах Богашевского сельского поселения. Победителем торгов признано ЗАО «Томск Эко Сервис», предложившее наибольшую сумму арендной платы в год. По результатам торгов между Администрацией Богашевского сельского поселения и ЗАО «Томск ЭкоСервис» заключен договор аренды для размещения твердых бытовых отходов № 05/11 от 10.02.2011 на указанном земельном участке.
Оспаривая законность действия (бездействий) администрации и должностных лиц, заявитель указывает, что аукцион по продаже права аренды земельного участка проведен с нарушением требований действующего законодательства.
Суд считает, что указанные доводы не нашли подтверждения в судебном заседании.
В соответствии со ст.128 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав относятся, в том числе имущественные права. Изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей осуществляется на основании соглашений двух или нескольких лиц.
Договор может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги (ст.448 ГК РФ).
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст.38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии со ст.30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
На основании п.4 ст.38 ЗК РФ порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ.
В соответствии с п.п."б" п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", организатором торгов выступает орган местного самоуправления или специализированная организация, действующая на основании договора с ними.
При проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков основанием для определения победителя является предложение о размере арендной платы.
Победителем таких торгов признается лицо, предложившее наибольший размер арендной платы (п.п. 8, 23 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 (далее - Правила).
Оспаривая законность действий по проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, заявитель указывает на нарушение процедуры его проведения, отсутствие полномочий у администрации Богашевского сельского поселения на проведение торгов и бездействие администрации Томского района по пресечению действий администрации Богашевского сельского поселения в данной части.
Согласно п. 1 Устава муниципального образования «Богашевское сельское поселение», утвержденного 09.11.2009 № 37, Богашевское сельское поселение является муниципальным образованием в соответствии с Законом Томской области от 12.11.2004 № 241-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района». В структуру органов Богашевского сельского поселения местного самоуправления входит Совет, Глава и администрация Богашевского сельского поселения (п.18 Устава).
Учитывая требования ст. 29,30,38 ЗК РФ о том, что право распоряжения земельным участком и организации торгов принадлежит собственнику земельного участка в лице органа местного самоуправления - администрации Богашевского сельского поселения, суд считает, что проведение аукциона 08.02.2011 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. с.Лучаново, уч. № 2, кадастровый номер /________/, находилось в компетенции данного лица, в связи с чем доводы Пучкова ИВ не состоятельны.
Не имеется оснований считать нарушенной процедуру проведения аукциона. Извещение о проведении торгов, размещенное администрацией Богашевского сельского поселения в сети «Интернет», в Информационном бюллетене Богашевского сельского поселения в № 5 от 18.01.2011, № 15 от 09.02.2011 свидетельствует о соблюдении органом местного самоуправления требований п.8 Правил; уведомления, направленные в адрес участников, выписка из книги регистрации заявок, протоколы о признании претендентов участниками открытого аукциона от 07.02.2011, о проведении открытого аукциона по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка от 08.02.2011 подтверждают исполнение должностными лицами требований, установленных в п.10,18,22,24 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808.
С учетом вывода суда о том, что решение вопроса о проведении аукциона находится в пределах полномочий Богашевского сельского поселения, соблюдении должностными лицами процедуры проведения торгов, суд считает, что в удовлетворении требований Пучкова И.В. о признании незаконными действий Администрации Богашевского сельского поселения, Главы Администрации Богашевского сельского поселения Гауэра В.И., бездействия Администрации Томского района, Главы Администрации Томского района Лукьянова В.Е. по организации аукциона по продаже прав заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. с. Лучаново, уч. № 2, кадастровый номер /________/, с целевым назначением и разрешенным использованием - для размещения твердых бытовых отходов, должно быть отказано.
Кроме того, обращаясь с заявлением о признании незаконными действий Главы Администрации Богашевского сельского поселения, администрации Богашевского сельского поселения, бездействия Главы администрации Томского района, администрации Томского района, Пучков И.В. указывает, что указанными органами местного самоуправления, их должностными лицами не организована деятельность по сбору, хранению, вывозу, утилизации и переработке твердых бытовых отходов на территории Богашевского сельского поселения, что нарушает конституционные права заявителя на благоприятную среду обитания, право на безопасные полеты воздушным транспортом, право на здоровье, право на жизнь.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.
Из свидетельства о праве собственности на землю следует, что Пучкову ИВ принадлежит земельный участок /________/ /________/, с.т. «/________/», площадью 750кв.м.
Учитывая, что указанный земельный участок расположен в границах Богашевского сельского поселения в окрестностях с.Лучаново Томского района Томской области, где размещена свалка твердых бытовых отходов, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось, суд считает состоятельными доводы Пучкова ИВ о том, что ненадлежащей организацией сбора, вывоза, хранения, утилизацией и переработкой бытовых отходов в границах Богашевского сельского поселения, нарушаются права и законные интересы заявителя.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу п. 2, п. 3 ст. 13 Федерального закона N 89-ФЗ от /________/ организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (ч. 3 ст. 8 указанного Закона).
Компетенция органов местного самоуправления поселений и районов в данной области закреплена также в п.п.18 п. 1 ст. 14, п.п. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", из которых следует, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам муниципального района.
Указанные полномочия содержатся также в Уставе муниципального образования «Томский район» (п.1.27 ст. 35 Устава) и Уставе муниципального образования «Богашевское сельское поселение» (п.п.1.23 ст.33 Устава).
Судом установлено, что на основании постановления Главы администрации Томского района от 25.08.2008 №1429-з образован Администрации Богашевского сельского поселения из земель промышленности, транспорта, связи, … и иного специального назначения земельный участок площадью 50 000 кв.м для размещения твердых бытовых отходов по адресу: Томская область, Томский район, окрестности с.Лучаново, уч. 2.
Постановлением Главы администрации Томского района от 08.10.2008 №1764-з указанный участок с кадастровым номером /________/ предоставлен Администрации Богашевского сельского поселения в постоянное (бессрочное) пользование для размещения твердых бытовых отходов.
Постановлением Главы администрации Богашевского сельского поселения от 13.03.2009 № 17-з прекращено постоянное (бессрочное) пользование Администрации Богашевского сельского поселения спорным земельным участком в связи с оформлением указанного участка в собственность, целевое назначение для размещения твердых бытовых отходов, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии /________/ /________/, выданным 31.03.2009 Управлением Росрегистрации по Томской области.
В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хворостохранилище, отвал горных пород и другое).
В пункте 3 Положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Томской области, утвержденного решением Думы Томского района № 148 от 30.05.2007, содержится определение объекта размещения отходов - свалки, полигоны, и другие сооружения и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов.
Следовательно, свалка, расположенная на земельном участке по адресу: Томская область, Томский район, окр. с.Лучаново, уч. № 2, кадастровый номер /________/, относится к объектам размещения твердых бытовых отходов. Учитывая назначение указанного земельного участка - для размещения твердых бытовых отходов, суд приходит к выводу, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории Богашевского сельского поселения осуществляется на санкционированном объекте.
Из заявления Пучкова И.В. следует, что администрациями Богашевского сельского поселения, Томского района нарушены требования действующего законодательства по размещению твердых бытовых отходов, хранение отходов осуществляется с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
Статьей 12приведенного Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрены требования к объектам размещения отходов, в т.ч. создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 1); определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (п. 2); объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.6).
Из пояснений представителей лиц, чьи действия (бездействия) оспаривались, следует, что данные требования на спорные правоотношения не распространяются, поскольку подлежит применению иной акт, устанавливающий требования к санкционированному объекту размещения твердых бытовых отходов на территории Томской области.
Действительно, в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", ЗакономРоссийской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16.06.1999 № 227 утвержден Порядок обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов. Указанное положение не опубликовано, однако, в силу ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», имеет юридическую силу и обязательно к исполнению на территории Томской области.
Пункт 2 Порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов (далее - Порядок) дает определение санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов, которым является разрешенная органами местного самоуправления территория (существующая площадка) для размещения твердых бытовых отходов в ограниченный период времени, но не обустроенная и эксплуатируемая с отклонениями от действующих нормативных требований.
Захоронение твердых бытовых отходов на санкционированных объектах размещения отходов осуществляется при наличии документации: правил эксплуатации санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов, разрешения на размещение отходов на объекте, утвержденных нормативов и лимитов на размещение отходов, лицензии на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды по обращению с отходами (п.7 Порядка).
Как установлено судом, Богашевское сельское поселение является собственником земельного участка и в силу закона обязано осуществлять мероприятия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории Богашевского сельского поселения и последующего размещения отходов на земельном участке, отведенным для данных целей по адресу: Томская область, Томский район, окр. с. Лучаново, уч. № 2, кадастровый номер /________/. Следовательно, в силу властных полномочий обязано осуществлять надлежащую эксплуатацию объекта размещения твердых бытовых отходов, под которой понимается хранение и захоронение отходов.
При разрешении настоящего спора доказательств соблюдения требований п.7 Порядка обустройства санкционированных объектов и размещения (хранения и захоронения) твердых бытовых отходов администрацией Богашевского сельского поселения не представлено.
Учитывая, что ст.249 ГПК РФ, установлено бремя доказывания указанных обстоятельств - лицами, чьи действия (бездействия) оспариваются, сторонам вручалось требование о необходимости представления указанных доказательств, что должностными лицами не исполнено, суд считает указанные обстоятельства установленными.
Суд не может согласиться с позицией Главы администрации Богашевского сельского поселения о том, что ответственность за соблюдение указанных положенный должна быть возложена на юридическое лицо - ЗАО «Томск Эко Сервис», которое в силу договорных обязательств осуществляет деятельность по использованию земельного участка по адресу: Томская область, Томский район, окр. с.Лучаново, уч. № 2, в целях размещения твердых бытовых отходов.
При этом принимает во внимание не только положения п.п.18 п.1 ст.14Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющего компетенцию местного поселения по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, но и требования п.6 Порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов, утвержденного Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16.06.1999 № 227 о том, что работы по обустройству вышеназванных объектов осуществляются под контролем органов местного самоуправления, обладающими властными полномочиями в указанной области.
Согласно п.8 указанного Порядка, на объекты размещения твердых бытовых отходов запрещается прием, захоронение, обезвреживание химически и эпидемически опасных отходов; твердых, пастообразных и жидких отходов, которые содержат токсичные вещества (1-2 классов опасности); горючих и взрывоопасных ингредиентов; отходов радиоактивных веществ; трупы павших животных и конфискатов боен мясопереработки; отходов лечебных учреждений; сбор вторичного сырья; размещение приемных пунктов вторичного сырья от учреждений и населения.
Как следует из представленных фотографий и не оспорено представителями администрации Богашевского сельского поселения, Главой Администрации Богашевского сельского поселения, на земельном участке, разрешенный вид использования которого - размещение твердых бытовых отходов - производится сбор и вывоз трупов павших животных (голов крупнорогатого скота), что противоречит указанным положениям. Доказательств в опровержение указанных доводов не представлено.
В силу п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании анализа приведенных норм права, представленных доказательств, суд считает требования о признании незаконности действий администрации Богашевского сельского поселения по сбору, вывозу и хранению твердых бытовых на территории Богашевского сельского поселения правомерными, которой в нарушение природоохранного законодательства надлежащим образом не организован сбор, вывоз твердых бытовых отходов.
Поскольку судом не установлена деятельность данного лица по организации утилизации и переработки твердых бытовых отходов, находящихся на земельном участке по адресу: Томская область, Томский район, окр. с.Лучаново, уч. № 2, доводы заявителя в данной части необоснованны.
Позиция заявителя о том, что размещением санкционированной свалки нарушаются требования ст.59 Федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010, в части расположения земельного участка вблизи полос воздушных подходов - не менее 15 км, т.к. на момент образования земельного участка указанные Правила не действовали, в связи с чем их положения не могли быть учтены при решении вопроса о создании земельного участка, определении его целевого назначения и разрешенного вида использования.
Разрешая требования Пучкова ИВ о признании незаконными бездействия администрации Томского района и Главы администрации Томского района по организации утилизации и переработки твердых бытовых отходов, суд исходит из того, что совершение указанных действий находится в пределах компетенции данного лица (п.п. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.1.27 ст. 35 Устава).
Как следует из пояснений представителей администрации Томского района, данных в судебном заседании, деятельность по организации утилизации и переработки твердых бытовых отходов на территории Богашевского сельского поселения и земельном участке в окр.с.Лучаново администрацией Томского района не осуществляется ввиду того, что решение указанных вопросов не входит в компетенцию администрации района, что следует из Постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16.06.1999 № 227.
Суд не может согласиться с данной позицией, т.к. постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16.06.1999 № 227 порядок организации деятельности по утилизации и переработке твердых бытовых отходов данным положением не регламентирован, следовательно, ссылка заинтересованных лиц на отсутствие полномочий у администрации Томского района в данной области не состоятельна.
Доводы представителей администрации Томского района о том, что организация указанных действий должна быть возложена на собственника земельного участка - Богашевское сельское поселение либо лицо, осуществляющего хозяйственную деятельность на указанном земельном участке в силу обязательств, принятых по договору аренды - ЗАО «Томск ЭкоСервис», также не основаны на законе, т.к. согласно приведенным положениям федерального законодательства, Устава муниципального образования «Томский район», администрация Томского района в соответствии с осуществляемой ей деятельностью по организации функций и властных полномочий обязана выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность граждан, осуществлять контроль посредством проведения организационных мероприятий по организации утилизации и переработки твердых бытовых отходов.
Суд считает, что указанные положения закона не находятся в противоречии с п.4 Положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Томской области, утвержденного решением Думы Томского района № 148 от 30.05.2007, который устанавливает, что утилизация и переработка твердых бытовых отходов является коммерческой деятельностью и осуществляется коммерческими предприятиями, обладающими лицензиями на право обращения с отходами, т.к. контроль за выполнением указанных функций принадлежит органу местного самоуправления, а федеральным законодателем определен круг полномочий органа местного самоуправления муниципального района по утилизации и переработке твердых бытовых отходов, что администрацией Томского района не исполняется. Данный факт представители администрации Томского района в судебном заседании не отрицали, доказательств совершения действий по утилизации и переработке твердых бытовых отходов не представили.
Как устанавливает ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку отсутствие мероприятий по организации утилизации и переработки бытовых отходов негативно влияет на окружающую среду, существенно нарушает права заявителя на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам, суд считает, что требования Пучкова И.В. о признании незаконным бездействия администрации Томского района обоснованны. В силу вышеприведенных норм ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, должна быть возложена на Администрацию Томского района.
Учитывая, что в полномочия Главы Администрации Богашевского сельского поселения (п.1.14 ст.28 Устава Богашевского сельского поселения), Главы администрации Томского района входит организация и обеспечение исполнения полномочий администрации по решению вопросов местного значения (п.2.2 ст.31 Устава муниципального образования «Томский район»), ответственность за неисполнение указанных должностных обязанностей должна быть возложена, в том числе на Глав муниципальных образований.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы пропорционально удовлетворенной части требований.
Таким образом, в пользу заявителя подлежит взысканию госпошлина пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 100 руб. по 25 рублей с каждого, оплата которой подтверждена квитанцией № 0139 от 31.03.2011.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление Пучкова ИВ о признании незаконными действий Администрации Богашевского сельского поселения, Главы администрации Богашевского сельского поселения Гауэра ВИ, бездействия администрации Томского района, Главы Администрации Томского района Лукьянова ВЕ удовлетворить частично.
Признать незаконными действия администрации Богашевского сельского поселения, Главы администрации Богашевского сельского поселения Гауэра ВИ по организации сбора, вывоза твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Томская область, Томский район, окр. с.Лучаново, уч.№ 2, площадь земельного участка - 50 000 кв.м, кадастровый номер /________/, целевое назначение и разрешенное использование - для размещения твердых бытовых отходов.
Обязать администрацию Богашевского сельского поселения, Главу администрации Богашевского сельского поселения Гауэра ВИ организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории Богашевского сельского поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Признать незаконным бездействие Администрации Томского района, Главы Администрации Томского района Лукьянова ВЕ по организации переработки и утилизации твердых бытовых отходов, вывозимых с территории Богашевского сельского поселения по адресу: Томская область, Томский район, окр. с.Лучаново, уч.№ 2, площадь земельного участка - 50 000 кв.м, кадастровый номер /________/, целевое назначение и разрешенное использование - для размещения твердых бытовых отходов.
Обязать Администрацию Томского района, Главу Администрации Томского района Лукьянова ВЕ организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории Богашевского сельского поселения на земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, окр. с.Лучаново, уч.№ 2, площадь земельного участка - 50 000 кв.м, кадастровый номер /________/, целевое назначение и разрешенное использование - для размещения твердых бытовых отходов.
В удовлетворении требований о признании незаконными действий администрации Богашевского сельского поселения, Главы администрации Богашевского сельского поселения Гауэра ВИ, бездействия администрации Томского района, Главы Администрации Томского района Лукьянова ВЕ по организации аукциона по продаже прав заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окр. с.Лучаново, уч.№ 2, площадь земельного участка - 50 000 кв.м, кадастровый номер /________/, целевое назначение и разрешенное использование - для размещения твердых бытовых отходов, Пучкову Игорю Валентиновичу отказать.
Взыскать с Администрации Богашевского сельского поселения, Главы Администрации Богашевского сельского поселения Гауэра ВИ, Главы администрации Томского района Лукьянова ВЕ, администрации Томского района в пользу Пучкова ИВ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 рублей по 25 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд г.Томска со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: