Постановление
по делу об административном правонарушении.
г.Томск 02 июня 2011 г.
ведется производство по делу Д.Ю.Мизгирева
действующей по доверенности от 11.01.2011 г.,
специалиста В.Н.Лугачёва,
действующего по доверенности №/________/ от 21.12.2010 сроком до 31.12.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.1 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по которому ведется в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Регионгазавто», зарегистрированного в качестве юридического лица /________/ г. в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером /________/, имеющему место нахождения- /________/,
В Кировский районный суд г.Томска поступило для рассмотрения по существу дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.1 ч. 1 КоАП РФ, производство по которому ведется в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Регионгазавто».
Законный представитель и защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу, в суде подтвердили, что ООО «Регингазавто» с конца апреля 2011г. возобновило эксплуатацию автогазозаправочной станции (далее- АГЗС) на земельном участке по /________/ в г.Томске, которую эксплуатирует и до настоящего времени; размещение АГЗС на земельном участке по /________/ осуществлено по устной договоренности между ООО «Регионгазавто» и ЗАО «Т.», без оформления договорных отношений.
Законный представитель Мизгирев ДЮ и защитник Соболевская ТВ также подтвердили, что на эксплуатацию упомянутой АГЗС у ООО «Регионгазавто» отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта и за получением такой лицензии ООО «Регионгазавто» не обращалось, хотя указанная АГЗС является взрывопожароопасным производственным объектом, чей резервуарный парк включен в реестр взрывопожароопасных объектов. Однако, ООО «Регингазавто», анализируя Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также учитывая, что Постановление Правительства РФ от 14.08.2002 N 595 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов» утратило силу 25.08.2008, считает, что получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта – эксплуатируемой ими АГЗС по /________/ в г.Томске – не требуется. Данный вывод ООО «Регионгазавто» основан также на том обстоятельстве, что АГЗС по /________/ в г.Томске не является капитальным объектом, неразрывно связанным с землей, а оборудование АГЗС является передвижным объектом, АГЗС работает со сжиженным газом, а не с природным. Ссылки же помощника прокурора в ходе судебного разбирательства на Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 N 599 «Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов» находили не обоснованными. Апеллировали при этом к тому обстоятельству, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указания на Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 N 599 отсутствуют, а потому по их (Мизгирева, Соболевской) мнению не соблюдение данного нормативно-правового акта не может вменяться ООО «Регионгазавто». Законный представитель Мизгирев ДЮ полагал, что отсутствует событие административного правонарушения, оснований для привлечения ООО «Регионгазавто» к административной ответственности не имеется.
Помощник прокурора Кировского района г.Томска Ульянов АЮ в суде пояснил, что 15.11.2010 в ходе проверки прокуратурой было выявлено, что ООО «Регионгазавто» осуществляет деятельность по эксплуатации АГЗС, расположенной на земельном участке по /________/. Указанный объект относится к взрывопожароопасным производственным объектам, на которых должны соблюдаться требования промышленной безопасности; упомянутая деятельность ООО «Регионгазавто» подлежит обязательному лицензированию. Однако, ООО «Регионгазавто» осуществляет деятельность по эксплуатации АГЗС в отсутствие лицензии на эксплуатацию врывопожароопасных производственных объектов, т.е. с нарушением требований промышленной безопасности. Подобные нарушения создают угрозу жизни и здоровья людей ввиду эксплуатации АГЗС без обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации аварийных ситуаций и их последствий силами аварийно-диспетчерской службы, свидетельствуют о незащищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий. Настаивал на назначении административного наказания ООО «Регионгазавто» в виде административного приостановления деятельности в максимальных пределах санкции ст.9.1 ч.1 КоАП РФ.
Специалист Лугачёв ВН в суде дал пояснения о том, что невзирая на характеристики АГЗС, эксплуатируемой ООО «Регионгазавто» по /________/ в г.Томске и на то обстоятельство, что АГЗС работает на сжиженном газе, деятельность по эксплуатации её, как взрывопожароопасного объекта, подлежит обязательному лицензированию. Эксплуатация ООО «Регионгазавто» названного взрывопожароопасного объекта без получения соответствующей лицензии указывает на нарушение требований промышленной безопасности, создает угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества третьих лиц, т.к. отсутствие лицензии не позволяет сделать вывод о соблюдении ООО «Регионгазавто» требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и о соблюдение данным юридическим лицом требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, установленных статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Заслушав участников судебного разбирательства и ознакомившись с материалами дела, судья приходит к следующим выводам.
Ответственность по ст.9.1 ч.1 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ (в редакции от 27.07.2010 года) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 указанного Закона).
В соответствии с ч.2 ст. 9 Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ (в редакции от 08.11.2010 года, действующей на момент выявления правонарушения) «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ (ст. 2 Закона)
Согласно подп. «а» п.1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года №116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.
С учетом того, что эксплуатация автозаправочных станций связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Согласно ст.ст.9, 10 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, обеспечить постоянную готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, для чего необходимо: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 599, определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации (п.1 названного Положения)
В соответствии с п.п. 2-4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно приложению. Лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган). Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов (далее - лицензия) предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, установленном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 599, подлежит применению к настоящим правоотношениям вне зависимости от указания на него в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. Так, определение закона, подлежащего применению, отнесено по смыслу главы 29 КоАП РФ, к компетенции судьи, т.к. обеспечивает вынесение мотивированного решения по делу (п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ).
Согласно п. 1.1.2. Постановления Госгортехнадзора РФ от 27.05.2003 N 40 "Об утверждении правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы", деятельность по проектированию, строительству, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации объектов, использующих сжиженные углеводородные газы (СУГ), а также изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту, применяемых на объектах использования сжиженных углеводородных газов технических устройств, регулируется "Общими правилами промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности", утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 N 61-А, зарегистрированными Минюстом России 28.11.2002, рег. N 3968
В силу п.1.1.4. Постановления Госгортехнадзора РФ от 27.05.2003 N 40, правила СУГ распространяются на…стационарные автомобильные газозаправочные станции (АГЗС); площадки заправки автотранспорта и баллонов с передвижных автозаправочных станций (автоцистерн), принятые в эксплуатацию в установленном порядке.
Указанные нормы права в их совокупности не оставляют у судьи сомнений в том, что лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасного производственного объекта- АГЗС по /________/ в г.Тосмке, эксплуатацию которой осуществляет ООО «Регионгазавто».
В судебном заседании установлено, что ООО «Регионгазавто» в нарушение приведенных требований законодательства 15.11.2010 по /________/ в г.Томске эксплуатировало опасный производственный объект - автогазозаправочную станцию с нарушением требований промышленной безопасности, в отсутствие лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов- на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта.
Установленное следует из пояснений участников судебного разбирательства, подтверждается доказательствами по делу в их совокупности.
Так, тот факт, что ООО «Регионгазавто» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1 ч.1 КоАП РФ, установлен судьей из Устава ООО «Регионгазавто», выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от /________/, согласно которым, ООО «Регионгазавто» является юридическим лицом, имеет ОГРН /________/, следовательно, по смыслу ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ (в редакции от 27.07.2010 года) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», данное юридическое лицо обязано соблюдать требования промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Как установлено в судебном заседании, следует из объяснений Мизгирева ДЮ от /________/, объяснений И. от /________/, договора возмездного оказания услуг по размещению автогазозаправочной станции от /________/, договора аренды имущества от /________/, с октября 2010 на земельном участке, принадлежащем ЗАО «Т.», расположенном по адресу: г.Томск, ул./________/, ООО «Регионгазавто» эксплуатировался объект – станция газозаправочная передвижная.
Из сообщения З. от /________/ №/________/, следует, что за ООО «Регионгазавто» в территориальном разделе государственного реестра опасных производственных объектов не зарегистрировано и по вопросу регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре или согласования карт учета ОПО, в З. не обращалось. Указанное обстоятельство подтверждено в суде законным представителем и защитником ООО «Регионгазавто», которые пояснили, что не обращалось ООО «Регионгазавто» за такой лицензией и в Ю., полагая, что в этом нет необходимости.
Как следует из протокола рабочего совещания от /________/, договор от /________/ между ООО «Регионгазавто» и ЗАО «Т.» об оказании услуг по размещению автогазозаправочной станции расторгнут.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ООО «Регионгазавто» не только на /________/ осуществляло, но и до настоящего времени в нарушение приведенных требований законодательства эксплуатирует опасный производственный объект в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, а также осуществляет деятельность с нарушением требований промышленной безопасности. Указанное обстоятельство следует из пояснений помощника прокурора, законного представителя ООО «Регионгазавто», акта проверки от /________/ помощника прокурора Кировского района г.Томска, которым был выявлен факт эксплуатации ООО «Регионгазавто» АГЗС на территории автостоянки по /________/ в г.Томске. Кроме того, свидетели Г., И. дали в суде показания о том, что АГЗС по /________/ эксплуатируется ООО «Регионгазавто» в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта. Письменные объяснения У. от /________/ также содержат сведения, что с /________/ АГЗС по /________/ эксплуатируется ООО «Регионгазавто». Данное обстоятельство также усматриваются из постановления судьи Кировского районного суда г.Томска от /________/, которым по ходатайству ООО «Регионгазавто» исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности в части эксплуатации (использования) автогазозаправочной станции по /________/ в г.Томске было прекращено. Таким образом, АГЗС по /________/ в г.Томске эксплуатируется до настоящего времени, что судья учитывает при назначении наказания.
Проанализировав доказательства по делу в их совокупности, оценив пояснения участников судопроизводства в контексте норм права, подлежащих применению, принимая во внимание пояснения специалиста, судья считает установленным наличие как события, так и состава правонарушения и приходит к выводу, что действия ООО «Регионгазавто» должны быть квалифицированны по ст.9.1. ч.1. КоАП РФ- нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Решая вопрос о виде и размере наказания за совершенное правонарушение, во исполнение ст.4.1 ч.2 КоАП РФ, судья учитывает характер деликта, а именно- непосредственный объект правонарушения, то обстоятельство, что нарушения требований промышленной безопасности и условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов допущено ООО «Регионгазавто» в черте муниципального образования город Томск, в микрорайоне, имеющем, в том числе, застройку жилыми домами; деятельность АГЗС, размещенной на автостоянке, связана с пребыванием на территории АГЗС людей, жизни и здоровью которых создается потенциальная угроза выявленными нарушениями.
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Судья принимает во внимание пояснения специалиста о характере и объеме потенциальной угрозы для жизни и здоровья граждан при функционировании АГЗС, эксплуатируемой ООО «Регионгазавто» по /________/ в г.Томске, в условиях существующих нарушений требований о лицензировании на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Также судья, руководствуясь требованиями ст.ст. 4.1-4.2 КоАП РФ, не усматривает обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность ООО «Регионгазавто».
С учетом изложенного, в целях предупреждения продолжения деятельности ООО «Регионгазавто» по /________/ в г.Томске в условиях, когда нарушения требований промышленной безопасности и условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов не устранены, т.е. продолжает сохраняться угроза жизни и здоровью людей, судья полагает, что наказание ООО «Регионгазавто» должно быть назначено в виде административного приостановления деятельности, осуществляемой по указанному адресу, т.к. менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. При этом, непосредственный объект административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1 ч.1 КоАП РФ- на 90 суток.
Руководствуясь ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:Общество с ограниченной ответственностью «Регионгазавто» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Регионгазавто» по эксплуатации автогазозаправочной станции, осуществляемой по адресу /________/ сроком на 90 (девяносто) суток.
Разъяснить, что в соответствии со ч.1 ст.3.12 КоАП РФ, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Настоящее постановление об административном приостановлении деятельности в соответствии с ч.1 ст.32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях исполнить немедленно после вынесения постановления.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья -подпись- А.Р.Палкова