ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Томск 19 апреля 2011 г. Судья Кировского районного суда г.Томска Н.А. Бондарева, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по которому ведется в отношении открытого акционерного общества «Томскавтотранс» (юридический адрес: г.Томск, Иркутский тракт, д. 63/1), ОГРН /________/ ИНН /________/, с участием: защитника ОАО «Томскавтотранс» Паниной А.Г., действующей на основании доверенности от 01.01.2011№ /________/ сроком действия на три года, помощника прокурора Кировского района г.Томска Архиповой А.А. у с т а н о в и л: ОАО «Томскавтотранс» эксплуатирует здание по адресу: г.Томск, пр. Кирова, 68 (помещение автовокзала). 17.02.2011 старшим помощником прокурора Кировского района г. Томска Архиповой А.А. совместно с государственным инспектором по пожарному надзору Кировского района г.Томска Мащицким А.О. проведена проверка правильности размещения мест розничной торговли на объектах транспортной инфраструктуры и в местах массового пребывания людей с точки зрения обеспечения безопасности их жизни. В ходе проверки помещения автовокзала, находящегося по адресу: г.Томск, пр. Кирова, д. 68, принадлежащего ОАО «Томскавтотранс», и прилегающей к нему территории выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В судебном заседании защитник ОАО «Томскавтотранс» Панина А.Г. с предъявленными нарушениями правил пожарной безопасности не согласилась, считала проведенную проверку незаконной и необоснованной, противоречащей сути и общим началам применения действующих норм права, в постановлении о возбуждении административного правонарушения и других документах по делу неверно указан юридический адрес ОАО «Томскавтотранс». Внеплановая проверка проведена с нарушением п.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля». Полагала, что проведенная проверка уклонилась от необходимого предмета, поскольку согласно приказу Генеральной прокуратуры № 23/1-114-11 проверка проводилась на предмет правильности размещения мест розничной торговли на объектах транспортной инфраструктуры, а не на соблюдение правил пожарной безопасности. Выявленные в ходе данной проверки нарушения по своей тяжести несоизмеримы с теми негативными последствиями, которые могут наступить при приостановлении деятельности организации. В нарушение ст. 17 ФЗ № 294 органом государственного контроля (надзора) не было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, не было проведено контроля за устранением выявленных нарушений. Также отметила, что здание автовокзала по пр.Кирова,68 в г.Томске согласно акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии от 25.12.2004 соответствует всем требованиям предъявляемым к объектам такого рода, в том числе, требованиям пожарной безопасности. Просила прекратить производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ОАО «Томскавтотранс». Исследуя доказательства по делу в их совокупности, нахожу вину ОАО «Томскавтотранс» в совершении административного правонарушения установленной и доказанной. Ответственность по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ. Объектом правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или не выполнении лицом (в том числе и юридическим) правил, норм и стандартов пожарной безопасности, при этом противоправное деяние виновного лица не связывается с наступлением вредных последствий. Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В силу положений ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к обязанностям организаций в области пожарной безопасности относится выполнение обязанностей руководителей организации, в том числе по соблюдению требования пожарной безопасности, а также выполнению предписания, постановления и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ). В соответствии с пунктом 10 ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003г. № 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители, должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечением пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. ОАО «Томскавтотранс» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией ФНС России по г.Томску, поставлено на учет в ИФНС России по г. Томску с присвоением ИНН 7017134936, юридический адрес: г.Томск, Иркутский тракт, д. 63/1. Здание по адресу: г. Томск, пр. Кирова, д. 68, принадлежит ОАО «Томскавтотранс», таким образом, ОАО «Томскавтотранс» как лицо, уполномоченное владеть и пользоваться имуществом, в соответствии с пунктом 10 ППБ 01-03 должно обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности в переданных помещениях. В судебном заседании установлено, что 17.02.2011 в 10-00 час. ОАО «Томскавтотранс» в помещениях автовокзала по адресу: пр. Кирова, д. 68, г. Томск допустило нарушения требований пожарной безопасности, содержащихся в Нормах пожарной безопасности (НПБ 110-03), утверждённых приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315; Нормах пожарной безопасности (НПБ 104-03), утверждённых приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323; Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313; Правилах устройства электроустановок. Шестое издание, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ПУЭ), а именно: в зале повышенной комфортности автовокзала (всего посадочных мест 48, обслуживающий персонал - 3): п. 6. 12*, 6.19 СНиП 21-01-97* - отсутствует второй эвакуационный выход; п. 6.16 СНиП 21-01-97* - ширина выхода не соответствует, а именно менее 1,2 м; п. 6. 28*, 6.19 СНиП 21-01-97* - на путях эвакуации перепады высот; на втором этаже автовокзала: п. 16 ППБ 01-03 в РФ - планы эвакуации не соответствуют ГОСТ 12.2..143-2009; п. 108 ППБ 01-03 в РФ - отсутствует первичные средства пожаротушения; на первом этаже автовокзала: п. 40 ППБ 01-03 в РФ- под лестничным маршем складируется мусор (мусорный контейнер), а также установлены мультикассы; в столовой (посадочных мест 54, обслуживающий персонал на 2 человека): п. 61 ППБ 01-03 в РФ отсутствует табло «Выход»; п. 6.12*, 6.19 СНиП 21-01-97* - отсутствует второй эвакуационный выход; п. 6.28*, 6.19 СНиП 21-01-97* - на путях эвакуации перепады высот; п. 40 ППБ 01-03 в РФ - на путях эвакуации, в коридоре, на окне установлена глухая металлическая решетка; п. 33 ППБ 01-03 в РФ - на дверях склада не указана категория взрывопожарной опасности, а также класс зон ПУЭ; п. 36 ППБ 01-03 в РФ - деревянные стеллажи не имеют огнезащитной обработки; п. 53 ППБ 01-03 в РФ - загромождение путей эвакуации предметами (стулья, мойка); в комнате отдыха персонала: п. 52 ППБ 01-03 в РФ - двери открываются не по направлению выхода из помещений; п. 6.28*, 6.19 СНиП 21-01-97*- на путях эвакуации перепады высот; п. 61 ППБ 01-03 в РФ - отсутствует табло «Выход»; п. 6.28*, 6.19 СНиП 21-01-97*- на путях эвакуации лестничный марш с числом ступней две; узел учета: п. 60 ППБ 01-03 в РФ - эксплуатация электросветильника без плафона (рассеивателя) предусмотренного конструкцией; п. 4.3 СНиП 21-01-97*, п. 40 ППБ 01-03 в РФ - в узле управления устроена столовая, гардероб персонала; в кладовой: п. 4.3 СНиП 21-01-97* - оконный проем заложен кирпичной кладкой в отступление от проектной документации; п. 53 ГШБ 01-03 в РФ - загромождение путей эвакуации мебелью, трубами; п. 40 ППБ 01-03 в РФ - в помещении теплоузла хранение мебели, оборудования, гардероб и т.д.; на лестничной площадке, ведущей в административное помещение: п.53 ГШБ 01-03 в РФ, п. 6.25*СНиП 21-01-97*- пути эвакуации (лестничная площадка) стены покрыты горючими панелями, потолок обклеен пенопластовыми панелями; общие нарушения: п. 34, 98 ГШБ 01-03 в РФ - АПС находится в нерабочем состоянии, отключена на ПКУ; п. 34, 98 ГШБ 01-03 в РФ, п. 2.10 РД 009-02-96 журнал обслуживания АПС не соответствует; п. 7 ГШБ 01-03 в РФ, ГШБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» у ответственного лица отсутствует ПТМ. Факт совершения ОАО «Томскавтотранс» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается сообщением государственного инспектора Кировского района по пожарному надзору в адрес прокурора Кировского района г.Томска, справкой, составленной помощником прокурора по результатам проверки, постановлением и.о. прокурора Кировского района г. Томска о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.02.2011. При изложенных обстоятельствах деяние, совершенное ОАО «Томскавтотранс» выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. В соответствии с ч.2 ст.28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу. В судебном заседании при рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве защитника участвовала Панина А.Г., представлявшая интересы ОАО «Томскавтотранс» на основании доверенности, выданной ей генеральным директором, которая довела до суда свою позицию по данному делу об административном правонарушении. Указание в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении место нахождение юридического лица как: г. Томск, Иркутский тракт, 63, т.е. адрес, указанный в учредительных документах до внесения изменений, не является существенным недостатком постановления и не может быть признан основанием для освобождения от административной ответственности. При рассмотрении дела было установлено, что в соответствии с изменениями в Устав ОАО «Томскавтотранс», утвержденными решением внеочередного собрания акционеров от 31.03.2008, зарегистрированными ИФНС по г.Томску 11.04.2008, место нахождения ОАО «Томскавтотранс»: г.Томск, Иркутский тракт, 63/1. Доводы представителя ОАО «Томскавтотранс» о том, что при проведении проверки эксплуатируемого ОАО «Томскавтотранс» здания, расположенного по адресу: г.Томск, пр. Кирова, д. 68 (помещения автовокзала), были нарушены нормы Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля», не принимаются, поскольку не основаны на законе. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора. Выявленные нарушения были установлены при проведении прокурорской проверки, проводимой на основании распоряжения Генеральной прокуратуры от 02.02.2011 №23/1-114-11 о правильности размещения мест розничной торговли на объектах транспортной инфраструктуры и в местах массового пребывания людей с точки зрения обеспечения безопасности их жизни, что отражено в журнале регистрации проверок ОАО «Томскавтотранс» запись от 17.02.2011. Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 12.01.2005 не опровергает факта наличия нарушений требований пожарной безопасности, которые выявлены в ходе проверки 17.02.2011, поскольку указанным актом был введен в действие только антресольный (второй) этаж автовокзала по адресу: г.Томск, ул.Кирова,68. Вместе с тем из материалов дела следует, что в ходе проверки 17.02.2011 нарушения требований пожарной безопасности были выявлены не только на втором этаже, но и на первом этаже автовокзала, в узле учета, в кладовой, на лестничной площадке. То, что в настоящее время все установленные в ходе проверки нарушения устранены, не может являться основанием для освобождения от административной ответственности. В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24.03.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" добровольное устранение последствий правонарушения не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения. Согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение наказания не освобождает лицо, привлекаемое к административной ответственности от исполнения обязанности за неисполнение которой административное наказание было назначено. Устранение нарушений после факта их выявления также не является основанием для освобождения от ответственности, поскольку, согласно п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров. Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, как работающих в помещении автовокзала, так и посетителей, что относит административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 КоАП РФ к разряду опасных и не может быть признано малозначительным. При назначении наказания принимается во внимание, что на момент рассмотрения дела нарушения, которые были выявлены в ходе проверки 17.02.2011, в настоящее время устранены, что подтверждается актами проверки от 15.04.2011 и 18.04.2011. Руководствуясь требованиями ч.1,2 ст.4.1 КоАП РФ не усматриваю обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, считаю возможным признать то, что выявленные нарушения были устранены в короткий срок. С учетом изложенного, соразмерным будет административное наказание в виде штрафа в минимальных пределах санкции ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья п о с т а н о в и л : Открытое акционерное общество «Томскавтотранс» (юридический адрес: г.Томск, Иркутский тракт, 63/1), ОГРН /________/, ИНН /________/, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей. Реквизиты уплаты штрафа: Наименование получателя платежа: УФК по Томской области (ГУ МЧС РФ по ТО) ИНН Администратора: 701710 6784 КПП Администратора: 701701 001 Код СЖАТО: 69401000000 Номер счета получателя платежа: 40101810900000010007 Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области г.Томск БИК: 046902001 Наименование платежа: Штраф за нарушение ППБ Код бюджетной классификации: 17711627000010000140 Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления. Судья: подпись ВЕРНО: Судья: Н.А. Бондарева