ПОСТАНОВЛЕНИЕ 02.12.2011 судья Кировского районного суда г. Томска Г.Ю.Жданова, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Регионгазавто» (ОГРН /________/, ИНН /________/), зарегистрированного по адресу /________/, по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установил: 05.10.2011 помощником прокурора Кировского района г.Томска Ульяновым А.Ю., с участием заместителя начальника Томского территориального отдела по надзору за опасными производственными объектами Лугачева В.Н., государственного инспектора по пожарному надзору Кировского района г.Томска Мащицкого А.О. проведена выездная проверка объекта- АГЗС, расположенного по адресу /________/. Проведенной проверкой установлено, что деятельность по эксплуатации данной АГЗС осуществляет ООО «Регионгазавто». В ходе проверки установлено, что ООО «Регионгазавто» эксплуатирует опасный производственный объект- АГЗС в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, т.е. с нарушениями требований промышленной безопасности; отсутствуют документы подтверждающие ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта - АГЗС. Эксплуатация ООО «Регионгазавто» взрывопожароопасного объекта АГЗС без обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации аварийных ситуаций и их последствий силами аварийно-диспетчерского службы свидетельствует о невозможности обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий при эксплуатации объекта, что создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся в зоне действия опасных факторов. Таким образом, ООО «Регионгазавто» осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасного объекта с нарушением требований промышленной безопасности. В судебном заседании представитель ООО «Регионгазавто» Соболевская Т.В.не согласилась с фактами, изложенными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, пояснив, что все требования законодательства в области промышленной безопасности соблюдаются, однако доказательства своей позиции не представила. Главный специалист Западно-Сибирского управления Ростехнадзора Чернова О.В., помощник прокурора Кировского района г. ТомскаУльянов А.Ю. в суде пояснили, что поддерживают доводы прокурора, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2011. Указанный объект относится к взрывопожароопасным производственным объектам, на которых должны соблюдаться требования промышленной безопасности; упомянутая деятельность ООО «Регионгазавто» подлежит обязательному лицензированию. Однако, ООО «Регионгазавто» осуществляет деятельность по эксплуатации АГЗС в отсутствие лицензии на эксплуатацию врывопожароопасных производственных объектов, т.е. с нарушением требований промышленной безопасности. Подобные нарушения создают угрозу жизни и здоровья людей, ввиду эксплуатации АГЗС без обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации аварийных ситуаций и их последствий силами аварийно-диспетчерской службы, свидетельствуют о незащищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий. Настаивали на назначении административного наказания ООО «Регионгазавто» в виде административного приостановления деятельности в максимальных пределах санкции ст.9.1 ч.1 КоАП РФ. Заслушав участников судебного разбирательства и ознакомившись с материалами дела, судья приходит к следующим выводам. Ответственность по ст.9.1 ч.1 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ (в редакции от 27.07.2010 года) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст.3 указанного Закона). В соответствии с ч.2 ст.9 Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ (в редакции от 08.11.2010 года, действующей на момент выявления правонарушения) «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию. Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ (ст.2 Закона) Согласно подп. «а» п.1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года №116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже. Функционирование автозаправочных станций невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов нефтепродуктов и газов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими веществами. С учетом того, что эксплуатация автозаправочных станций связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. Таким образом, АГЗС относится к категории опасных производственных объектов, на которых должны соблюдаться установленные требования промышленной безопасности. Владелец АГЗС, как взрывопожароопасного объекта, обязан обеспечить его надлежащую эксплуатацию, при которой выполнять все требования законодательства Российской Федерации, в том числе, в области промышленной безопасности. Так, лицо, владеющее и эксплуатирующее опасные производственные объекты, которым является АГЗС, обязано, в том числе, обеспечить постоянную готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, для чего необходимо (ст.ст. 9, 10 Закона № 116-ФЗ): планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством РФ, создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии, обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном Для выполнения указанной обязанности в структуре владельца АГЗС должна быть создана аварийно-диспетчерская служба (Раздел 11 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденныхпостановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9). Аварийно-диспетчерское обслуживание является обязательным требованием в областипромышленной безопасности и неотъемлемой частью эксплуатации любогогазопровода и/или газоиспользующего оборудования. В судебном заседании установлено, что ООО «Регионгазавто» в нарушение приведенных требований законодательства эксплуатирует опасный производственный объект - автогазозаправочную станцию с нарушением требований промышленной безопасности, в отсутствие лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта. Данный объект не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов. Кроме того, ООО «Регионгазавто» ни в ходе проверки, ни в судебное заседание не предоставило акт ввода в эксплуатация опасного производственного объекта либо заключение экспертизы промышленной безопасности, не предоставило доказательств готовности по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, не представлено доказательств обучения и аттестации работников в области промышленной безопасности, осуществления производственного контроля. Установленное следует из пояснений участников судебного разбирательства, подтверждается доказательствами по делу в их совокупности. -актом проверки от 05.10.2011, согласно которого 05.10.2011 помощником прокурора Кировского района г.Томска А.Ю.Ульяновым, с участием заместителя Томского территориального отдела по надзору за опасными производственными объектами Лугачева В.Н., государственного инспектора по пожарному надзору Кировского района г.Томска Мащицкого А.О. проведена выездная проверка объекта- АГЗС, расположенного по адресу /________/). Проведенной проверкой установлено, что деятельность по эксплуатации данной АГЗС осуществляет ООО «Регионгазавто». В ходе которой, установлено, что объект расположен на специально оборудованной площадке и представляет собой газозаправочную станцию передвижного типа, которая состоит из одной цистерны с надписями на внешней стороне «Огнеопасно» и «Пропан». Цистерна снабжена техническими устройствами для подачи топлива (газа). На объекте расположено нежилое помещение контейнерного типа, предназначенное для размещения работников, обслуживающих АГЗС. На момент проверки на объекте присутствует один работник (оператор), разрешительная документация на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, документация, подтверждающая выполнение требований пожарной безопасности, на объекте отсутствует. - представленными в материалы дела фототаблицами; - справкой заместителя начальника Томского территориального отдела по надзору за опасными производственными объектами; - показаниями свидетеля ФИО7 Проанализировав доказательства по делу в их совокупности, оценив пояснения участников судопроизводства в контексте норм права, подлежащих применению, принимая во внимание пояснения госинспектора Томского территориального отдела по надзору за опасными производственными объектами Маркова В.В., судья считает установленным наличие как события, так и состава правонарушения и приходит к выводу, что действия ООО «Регионгазавто» должны быть квалифицированны по ст.9.1. ч.1. КоАП РФ- нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Решая вопрос о виде и размере наказания за совершенное правонарушение, во исполнение ст.4.1 ч.2 КоАП РФ, судья учитывает характер деликта, а именно- непосредственный объект правонарушения, то обстоятельство, что нарушения требований промышленной безопасности и условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов допущено ООО «Регионгазавто» в черте муниципального образования город Томск, в микрорайоне, имеющем, в том числе, застройку жилыми домами; деятельность АГЗС, связана с пребыванием на территории АГЗС людей, жизни и здоровью которых создается потенциальная угроза выявленными нарушениями. Также судья, руководствуясь требованиями ст.ст. 4.1-4.2 КоАП РФ, не усматривает обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность ООО «Регионгазавто». С учетом изложенного, в целях предупреждения продолжения деятельности ООО «Регионгазавто» по адресу /________/ в условиях, когда нарушения требований промышленной безопасности и условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов не устранены, т.е. продолжает сохраняться угроза жизни и здоровью людей, судья полагает, что наказание ООО «Регионгазавто» должно быть назначено в виде административного приостановления деятельности, осуществляемой по указанному адресу, т.к. менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. При этом, непосредственный объект административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1 ч.1 КоАП РФ- на 90 суток. Руководствуясь ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Общество с ограниченной ответственностью «Регионгазавто» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Регионгазавто» по эксплуатации автогазозаправочной станции, осуществляемой по адресу /________/ на 90 (девяносто) суток. Разъяснить, что в соответствии со ч.1 ст.3.12 КоАП РФ, послужившие основанием для назначения данного административного наказания. Настоящее постановление об административном приостановлении деятельности в соответствии с ч.1 ст.32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях исполнить немедленно после вынесения постановления. Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления. Судья Г.Ю.Жданова
последствий аварий на опасном производственном объекте,
договоры на обслуживание, а в случаях предусмотренных законодательством РФ,
издавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы,
производственном объекте.