ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении 12 декабря 2011 судья Кировского районного суда г.Томска М.В. Абрамова, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по которому ведется в отношении Военного комиссариата Томской области, установил: с 22.11.2011 по 07.12.2011 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области была проведена внеплановая проверка соблюдения санитарного законодательства и санитарных правил в работе рентгеновского кабинета военно-врачебной комиссии военного комиссариата Томской области, расположенного по адресу: /________/. В результате проверки были обнаружены и зафиксированы в акте мероприятий по надзору от 07.12.2011 и в протоколе об административном правонарушении от 07.12.2011 нарушения действующих санитарных правил и нормативов в работе рентгеновского кабинета военно-врачебной комиссии военного комиссариата Томской области, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека. Протокол об административном правонарушении от 07.12.2011 и материалы проверки в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ направлены главным государственным санитарным врачом по Томской области, руководителем Управления Роспотребнадзора по Томской области для рассмотрения в Кировский районный суд г.Томска. При рассмотрении дела в суде представители Военного комиссариата Томской области Степанова А.А. и Бондаренко А.В. не оспаривали факт нарушения, пояснили дополнительно, что выявленные нарушения стали возможны ввиду недостаточного финансирования. Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит вину Военного комиссариата Томской области в совершении административного правонарушения установленной и доказанной, при этом исходит из следующего. Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников. Согласно ст. 14 ФЗ «О радиационной безопасности населения» При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны: соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности; планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ; проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников; проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности; организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала); регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности; выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности; обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности. Согласно ст. 17 ФЗ «О радиационной безопасности населения»: 1) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов). Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности; 2) по требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур; 3) гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении. В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Объектом административного правонарушения, предусмотренного 6.3 КоАП РФ выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данная норма является общей и имеет широкую сферу применения, обеспечивая охрану здоровья населения и среды обитания человека во многих областях его жизнедеятельности, за исключением тех, в отношении которых ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований установлена в специальных нормах Объективная сторона указанного правонарушения выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, либо в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Основным нормативным документом является Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». Материалы дела содержат доказательства, подтверждающие обязанность юридического лица на момент проверки по соблюдению санитарных правил и гигиенических нормативов и санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Факт совершения правонарушения подтверждается следующими доказательствами: Распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 17.11.2011 №58РБ; Актом проверки от 07.12.2011 №58; Протоколом об административном правонарушении от 07.12.2011. Из указанных документов следует, что при проведенной проверке с 22.11.2011 по 07.12.2011 обнаружены 29.11.2011 в 11.00 и зафиксированы в акте от 07.12.2011 нарушения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 09.01.1996 Щ 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», санитарных правил при эксплуатации рентгеновского аппарата в военно-врачебной комиссии военного комиссариата Томской области по адресу /________/ /________/, а именно: 1) Военно-врачебная комиссия военного комиссариата Томской области использует рентгеновский аппарат Рентген-40 № 1341, 1988 года выпуска, для проведения рентгенологических исследований лиц, призывного возраста, не имея лицензии на осуществление медицинской деятельности по рентгенологии, что является нарушением требований ст.ст. 2, 11, 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 14 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п. 3.4.1 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)»; 2) нет санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения (эксплуатация, хранение рентгеновских аппаратов), что является нарушением требований ст.ст. 11,27 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 14 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п. 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», п.п. 2.5, 3.6, 3.31 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»; 3) нет технического паспорта на рентгенодиагностический кабинет, что является нарушением требований ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 14 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п. 3.31 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»; 4) нет полного набора средств радиационной защиты, в соответствии с номенклатурой обязательных средств радиационной защиты: нет фартука защитного одностороннего, воротника защитного, набора защитных пластин, что является нарушением требований ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 14, 17 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п. 4.12 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», п.п. 2.4, 5.1, приложение 8 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»; 5) своевременно (1 раз в 2 года) не проводится контроль защитной эффективности средств радиационной защиты: юбка защитная, пластина защитная (акты дозиметрического контроля от 09.02.2006, 30.11.2011), что является нарушением требований ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 14 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п. 4.12 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности», п. 5.7 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»; 6) на рентгеновском аппарате Рентген-40 установлена новая рентгеновская трубка 20-50БД22-150 №3933 08.12.2009 г.в. После замены рентгеновской трубки не проведен радиационный контроль и проверка эксплуатационных параметров рентгеновского аппарата, в результате чего была нарушена радиационная безопасность персонала и пациентов, что является нарушением требований ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.14 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п. 4.10 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», п.п. 8.8, 8.9 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»; 7) своевременно (1 раз в 2 года) не проводится контроль эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования со сроком эксплуатации выше 10 лет, с целью определения возможности продления сроков его дальнейшей эксплуатации (протокол контроля от 19.01.2006), что является нарушением требований ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.14 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п. 4.10 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», п. 8.10 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»; 8) не проводятся (1 раз в год) измерения значений радиационного выхода рентгеновского излучателя для инструментального метода определения доз облучения пациентов, что является нарушением требований ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.14 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п. 4.8 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», п.п. 2.8, 7.6 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», п.п. 4.4.1, 4.4.3 методических указаний МУК 2.6.1.1797-03 «Контроль эффективных доз облучения пациентов при медицинских рентгенологических исследованиях»; 9) не ведется контроль и учет дозовых нагрузок пациентов. Значение индивидуальной эффективной дозы пациента не регистрируется в журнале учета ежедневных рентгенологических исследований и в заключениях рентгенологических исследований, что является нарушением требований ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 14, 17 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п. 4.17 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», п.п. 2.3, 2.10, 7.6 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»; 10) Нет контрольно-технического журнала для регистрации исправности/ неисправности рентгеновского оборудования, что является нарушением требований ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 14 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения, п. 3.32 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»; 11) батареи отопления в рентгенодиагностическом кабинете не экранированы изоляционными щитами, что является нарушением требований ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 10.3 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», что является нарушением ст.ст. 2, 11, 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 14, 17 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п. 3.4.1, 3.4.2, 4.8, 4.10, 4.12, 4.17 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», п.п. 2.3, 2.4, 2.10, 3.6, 3.31, 3.32, 5.1, 5.7, 7.6, 8.8, 8.9, 8.10, 10.3 приложение 8 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», п. 4.4.3 методических указаний МУК 2.6.1.1797-03 «Контроль эффективных доз облучения пациентов при медицинских рентгенологических исследованиях». За перечисленные нарушения действующего законодательства предусмотрена административная ответственность по ст.6.3 КоАП РФ. В связи выявленными нарушениями Военному комиссариату Томской области выдано Предписание № 37РБ от 07.12.2011, а также составлен протокол о временном запрете деятельности рентгеновского кабинета Военного комиссариата Томской области с 15-00 час. 07 декабря 2011 года. Оценивая, собранные доказательства, суд находит вину Военного комиссариата Томской области доказанной, и его действия верно квалифицированными по ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, что влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Решая вопрос о виде и размере административного наказания, суд учитывает характер совершенного правонарушения, форму вины правонарушителя. В соответствии со ст.4.2 КоАП Ф ст. 4.3 КоАП РФ, смягчающих и отягчающих обстоятельств по делу суд не усматривает. Действия юридического лица Военного комиссариата Томской области в условиях крайней необходимости при рассмотрении дела не установлено. Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд при назначении наказания руководствуется положениями ст.3.12 КоАП РФ, согласно которым административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, и считает, что существенные нарушения санитарных правил, допущенные Военным комиссариатом Томской области угрожают жизни и здоровью граждан, с учетом многочисленности и опасности выявленных нарушений санитарного законодательства менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижения цели административного наказания - предупреждение совершения новых административных правонарушений. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что имеются основания для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности на 30 суток. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья постановил: Военный комиссариат Томской области (/________/) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности рентгеновского кабинета военно-врачебной комиссии военного комиссариата Томской области по адресу: /________/ /________/, на 30 суток, срок наказания исчислять в соответствии с ч.5 ст. 29.6 КоАП РФ с 07.12.2011. Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления. Судья: М.В. Абрамова