ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Томск 27 августа 2010 г.
Судья Кировского районного суда г.Томска Г.Ю.Жданова, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Юргарегионгазсервис» /_______/ по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
ООО «ЮРГС», директором которого является М., на основании договора возмездного оказания услуг от 01.08.2009г., заключенного с ООО «ИП П.», в лице директора Ш., осуществляет деятельность по эксплуатации АГЗС по адресу: г/_______/.
13.07.2010г. помощником прокурора Кировского района г. Томска Ульяновым А.Ю., с участием специалистов Западно-Сибирского Управления Ростехнадзора - главного государственного инспектора Томского территориального отдела по надзору за опасными производственными объектами П., государственного инспектора Томского территориального отдела государственного энергетического надзора Г., проведена проверка эксплуатации автогазозаправочной станции, расположенной на земельном участке по адресу: г. /_______/.
По результатам проверки выявлено, что ООО «ЮРГС» эксплуатирует опасный производственный объект «Станция газозаправочная» с грубейшими нарушениями норм промышленной безопасности и лицензионных требований.
Так, в нарушение п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указанный объект не включен в Государственный реестр опасных производственных объектов, что подтверждается информацией Западно-Сибирского Управления Ростехнадзора. Карты учета опасного производственного объекта «Станция газозаправочная», расположенного по адресу г./_______/, в Западно-Сибирском Управлении Ростехнадзора не согласовывались;
В нарушение п. 5 Положения о лицензировании лицензиатом ООО «ЮРГС» не соблюдены следующие требования:
1) отсутствуют разрешение на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта, а также положительное заключение экспертизы промышленной безопасности в соответствии со ст.ст. 8, 13 ФЗ № 116-ФЗ;
2) отсутствуют декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта в соответствии со ст. 14 ФЗ № 116-ФЗ;
3) отсутствуют технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, соответствующие требованиям промышленной безопасности, установленным ст. 7 ФЗ № 116-ФЗ.
4) не соблюдаются требования промышленной безопасности, предъявляемые к эксплуатации опасного производственного объекта ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ;
5) не соблюдаются требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, установленных ст. 10 ФЗ № 116-ФЗ. У лицензиата отсутствуют следующие документы;
6) не организован и не осуществляется производственный контроль за
соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии со ст. 11 ФЗ
№ 116-ФЗ.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района г.Томска А.А. Пустяк., пояснил, что выявленные нарушения являются грубыми, поскольку эксплуатация взрывопожароопаского объекта (АГЗС) без обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации аварийных ситуаций и их последствий свидетельствует о невозможности обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий при эксплуатации объекта, что создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся в зоне действия опасных факторов, в связи с чем, считал, что наказание должно быть назначено в виде приостановлении деятельности сроком на девяносто суток. Однако указал, что в ходе проверки объекта (АГЗС), расположенного по адресу г./_______/, кроме выявленных нарушений, были выявлены нарушения пожарной безопасности, за которые ООО «ЮРГС» уже привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания в виде приостановления деятельности на срок до 60 суток, в связи с чем полагал возможным, за совершение данного правонарушения, назначить наказание в виде административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи.
Законный представитель юридического лица - ООО «ЮРГС», будучи надлежащим образом извещен о дате и времени судебного заседания , в суд не явился, уважительность причины неявки суду не сообщил.
Главный государственный инспектор Томского территориального отдела по надзору за опасными производственными объектами П., госинспектор Томского территориального отдела государственного энергетического надзора Г., будучи надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания в суд не явились уважительность причины своей неявки суду не сообщили.
Исследуя доказательства по делу в их совокупности, определив на основании ст.25.1 ч.2 КоАП РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, суд находит вину ООО «Юргарегионгазсервис» в совершении административного правонарушения установленной и доказанной, при этом исходит из следующего.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества - воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.
На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Материалы дела содержат доказательства, подтверждающие обязанность юридического лица на момент проверки по соблюдению норм промышленной безопасности и лицензионных требований.
Согласно Свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 42 № /_______/ ООО «Юргарегионгазсервис» внесено в единый государственный реестр юридических лиц 02.12.2004 г. за ОГРН /_______/.
30.06.206г. ООО «ЮРГС» выдана лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов № /_______/ (КС).
Согласно договора возмездного оказания услуг по размещению автогазозаправочной станции от 01.08.2009г. ООО «ЮРГС» в лице директора М., предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. /_______/ по размещению АГЗС.
Таким образом, объект - АГЗС, расположенный по адресу: г./_______/, относится к категории опасных производственных объектов, на которых должны соблюдаться установленные требования промышленной безопасности.
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 599 (далее - Положение о лицензировании) лицензионными требованиями и условиями при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов являются:
а) соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к
эксплуатации опасного производственного объекта, установленных ст. 9 ФЗ №
116-ФЗ;
б) соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности по
готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на
опасном производственном объекте, установленных ст. 10 ФЗ № 116-ФЗ;
в) наличие у лицензиата технических устройств, применяемых на опасном
производственном объекте, соответствующих требованиям промышленной
безопасности, установленным ст. 7 ФЗ № 116-ФЗ;
г) наличие у лицензиата разрешения на ввод в эксплуатацию опасного
производственного объекта или положительного заключения экспертизы
промышленной безопасности в соответствии со ст.ст. 8, 13 ФЗ № 116-ФЗ;
д) организация и осуществление лицензиатом производственного контроля за
соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии со статьей
11 Закона;
е) наличие у лицензиата декларации промышленной безопасности опасного
производственного объекта в соответствии со ст. 14 ФЗ № 116-ФЗ;
ж) наличие у лицензиата договора страхования ответственности за
причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей
природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте в
соответствии со ст. 15 ФЗ № 116-ФЗ;
з) наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном
основании взрывопожароопасного производственного объекта.
Согласно п. 6 Положения о лицензировании под грубым нарушением лицензионных требований и условий понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г» и «ж» пункта 5 Положения.
Владелец АГЗС, как опасного производственного объекта, обязан обеспечить его надлежащую эксплуатацию, при которой выполнять все требования законодательства Российской Федерации, в том числе, в области промышленной безопасности.
Под требованиями промышленной безопасности в ст. 3 ФЗ № 116-ФЗ понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном законе, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
Так, лицо, владеющее и эксплуатирующее опасные производственные объекты, которым является АГЗС, обязано, в том числе, обеспечить постоянную готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, для чего необходимо (ст.ст. 9, 10 ФЗ № 116-ФЗ):
- планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте,
- заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы,
- иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством РФ,
- создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии,
- обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Для выполнения указанной обязанности в структуре владельца АГЗС должна быть создана аварийно-диспетчерская служба (Раздел 11 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9). Аварийно-диспетчерское обслуживание является обязательным требованием в области промышленной безопасности и неотъемлемой частью эксплуатации любого газопровода и/или газоиспользующего оборудования.
Эксплуатация ООО «ЮРГС» взрывопожароопасного объекта (АГЗС) без обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации аварийных ситуаций и их последствий силами аварийно-диспетчерского службы свидетельствует о невозможности обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий при эксплуатации объекта, что создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся в зоне действия опасных факторов.
Таким образом, ООО «ЮРГС» осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасного объекта с грубым нарушением лицензионных требований и условий. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения, состоит в грубом нарушении условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Субъектом правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Факт совершения правонарушения ООО «Юргарегионгазсервис» подтверждается:
-Свидетельством о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц, согласно которого ООО «ЮРГС зарегистрировано в качестве юридического лица;
-Уставом ООО «ЮРГС», из которого следует, что одной из видов деятельности юридического лица является розничная торговля газом на автогазозаправочной станции;
-Договором возмездного оказания услуг от 01.08.2009г., согласно которого ООО «ЮРГС», предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. /_______/ по размещению АГЗС.
-Лицензией, выданной ООО «ЮРГС» на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов.
-Письмом Управления Ростехнадзора по Томской области от 12.07.2010 №/_______/ из которого следует, что ООО «ЮРГС» не согласовало карты учета опасного производственного объекта АГЗС, расположенного по адресу: г. /_______/;
-Актом проверки объекта от 13.07.2010г., согласно которого на объекте АГЗС, расположенного по адресу: г. /_______/ отсутствует разрешительная документация на эксплуатацию опасного производственного объекта;
Оценивая собранные доказательства, суд находит вину ООО «Юргарегионгазсервис» доказанной, и его действия верно квалифицированными по ч.3 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как грубое нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, суд учитывает характер совершенного правонарушения, форму вины правонарушителя.
В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ смягчающих и отягчающих обстоятельств по делу суд не усматривает.
Санкция ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает наложение на юридических лиц административного штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Административное приостановление деятельности назначается судьей в том случае, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ).
Учитывая, что эксплуатация объекта АГЗС, расположенного по адресу: г. /_______/ приостановлена на срок - 60 суток, судья считает необходимым и достаточным назначение наказания в виде административного штрафа в размере минимального предела санкции, предусмотренной ст.9.1 ч.3 КоАП РФ, в размере 30 000 рублей.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Общество с ограниченной ответственностью «Юргарегионгазсервис» /_______/ признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа 30 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней.
Штраф перечислить по следующим реквизитам:
/_______/
/_______/
/_______/
/_______/
/_______/
/_______/
/_______/
/_______/
Судья: Г.Ю.Жданова