На момент размещения решение не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Томск 22.10.2010 года

Судья Кировского районного суда г. Томска ВА Тодер,

с участием Соколовой М.В., представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области Севергиной Н.Н., Веркеева З.Н,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, производство по которому ведется в отношении Соколовой Марии Викторовны, /_______/ по жалобе Соколовой Марии Викторовны на постановление от 07.09.2010 года № /_______/ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области о назначении административного наказания,

установил:

07.09.2010 года главным специалистом-экспертом отдела экологического контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области С. вынесено постановление № /_______/ о назначении административного наказания, в соответствии с которым /_______/ ФГУП «Т.» Соколова МВ была подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере /_______/ руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

На указанное постановление Соколовой МВ подана жалоба, в которой она указала, что вынесенное постановление является незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, полагала, что отсутствуют основания для привлечения ее к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ. На момент проведения проверки Управлением Росприроднадзора по Томской области предприятие имело разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в 2007 году, со сроком действия до 2011 года, на основании которого были утверждены лимиты размещения отходов и нормативы образования отходов. Ею, как /_______/ предприняты все меры для оформления необходимых документов.

Отказ в продлении лимитов основан на незаконном требовании Управления Ростехнадзора по Томской области представить лицензию и ошибочном выводе об окончании действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение одновременно с лицензией, следовательно, ФГУП «Т.» предпринял все возможные меры для соблюдения действующего законодательства в области обращения с отходами, нарушение требований законодательства допущено в связи с незаконным отказом в продлении лимитов на размещение отходов, что свидетельствует об отсутствии в действиях ФГУП «Т.» вины, состав административного правонарушения отсутствует. Полагала, что несмотря на то, что выявленное нарушение отвечает признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, действия ФГУП «Т.» не создали какой –либо существенной угрозы охраняемым общественным интересам в сфере экологии, не повлекли нарушения прав и интересов граждан и государства. Весь период отсутствия лимитов на размещение отходов, фактически, лимиты, утвержденные для ФГУП «Т.» в 2007 году, соблюдались, нарушений законодательства в области обращения с отходами допущено не было, кроме того, в период с 27.05.2009 года по 02.02.2010 года предприятием платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду вносились в пятикратном размере, что подтверждается соответствующими расчетами, представленными при проведении проверки.

Кроме того, считает, что /_______/ ФГУП «Т.» не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, поскольку должностным лицом не является.

Просила признать незаконным постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области от 07.09.2010 года № /_______/ и отменить его.

В судебном заседании Соколова М.В. поддержала доводы жалобы, просила жалобу удовлетворить.

Представителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области ЗН Веркеевым представлен отзыв на жалобу, в котором он просит в удовлетворении жалобы Соколовой МВ отказать в полном объеме. В отзыве указано, что ФГУП «Т.» осуществляется деятельность, которая в соответствии с п.1 ст.74 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию, а именно деятельность по использованию, размещению отходов 3 класса опасности. Утверждение заявителя, что деятельность ФГУП «Т.» не связана ни с одним из видов деятельности по обращению с отходами, подлежащими лицензированию в соответствии с п.1 ст.74 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» , не соответствует фактически осуществляемой деятельности предприятия.

Из системного толкования п.п.11,13 «Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», п. 10 «Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» следует, что срок действия лимитов на размещение опасных отходов, проекта нормативов образования отходов и лимитов опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению таких отходов, устанавливается на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Считает, что ссылка Соколовой МВ на п. 11 «Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» не правомерна, поскольку данной нормой не регулируются установления лимитов на размещение опасных отходов.

Из системного толкования ч.1,2 ст.19, ч.1 ст.21, ч.1,2 ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что отсутствие у юридического лица нормативов допустимого воздействия на окружающую среду – нормативов образования отходов и лимитов на их размещение приводит к невозможности обеспечения соблюдения нормативов качества окружающей среды и невозможности оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

Считает необоснованными утверждения заявителя о том, что она не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, поскольку не является должностным лицом.

Должностная инструкция /_______/ ФГУП «/_______/», приказ от 18.09.2009 года /_______/ возлагают на Соколову МВ обязанность за соблюдением на предприятии действующего экологического законодательства, стандартов и нормативов по охране окружающей среды. Указанная должностная инструкция предписывает /_______/ при осуществлении деятельности руководствоваться законодательными и нормативными актами по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Соколова МВ окончила обучение по программе: «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами», получила сертификат. Считает, что именно Соколова МВ является ответственной за несвоевременную разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В судебном заседании представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области Севергина Н.Н., Веркеев З.Н. дали пояснения, аналогичные изложенным в отзыве на жалобу, выразили мнение о законности постановления о назначении административного наказания в отношении Соколовой М.В.

Изучив доказательства по делу в их совокупности, оценив доводы жалобы, судья приходит к выводу о том, что жалоба Соколовой МВ подлежит удовлетворению.

Статья 8.2. КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что с 27.05.2009года по 02.02.2010года у ФГУП «/_______/» при осуществлении производственной деятельности по адресам: /_______/, /_______/, образовывались отходы производства и потребления 1-4 класса опасности.

Установленное следует из протокола по делу об административном правонарушении № /_______/ от 27.08.2010 года, расчета категории опасности предприятия, выписки из реестра лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами Министерства природных ресурсов РФ ГУПР по Томской области от 27.05.2004 года, пояснений участвующих в деле лиц.

Кроме того, установлено, что Федеральное государственное унитарное предприятие «/_______/» ведет деятельность по накоплению, использованию, размещению опасных отходов, что подтверждается пояснениями в суде Соколовой М.В., представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области, лицензией, выданной ФГУП «/_______/» Министерством природных ресурсов РФ ГУПР по Томской области /_______/ от26.05.2004 года, заявлением о предоставлении лицензии от 13.05.2009 года руководителя ФГУП «/_______/», экспертным заключением на производство ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Томской области» № /_______/ от 10.04.2009 года.

Согласно протоколу об административном правонарушении № /_______/ от 27.08.2010 года, постановлению № /_______/ от 07.09.2010 года о назначении административного наказания, вина Соколовой МВ - /_______/ ФГУП «/_______/» выразилась в бездействии, непринятии своевременных мер по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получению документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нарушении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами, а именно п. 1 ст.22, п.п. 1,2 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.11,п.п. 1,3 ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно п.п. 1,2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе безопасного размещения отходов производства и потребления, проводят мероприятия по благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п.1 ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц- природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Согласно п.1 ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии со ст. 11, п.3 ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», на юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с обращением с отходами, возлагается обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Доводы государственного инспектора РФ по охране природы об отсутствии при осуществлении производственной деятельности у ФГУП «/_______/» с 27.05.2009 года по 02.02.2010 года проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, документа об утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, подтверждаются лицензией Министерства природных ресурсов РФ ГУПР по Томской области, выпиской из реестра лицензий на деятельность по обращению с опасными отходам, в соответствии с которыми, ФГУП «/_______/» разрешена деятельность по обращению с опасными отходами. Указан срок действия лицензии - до 26.05.2009 года. В выписке из реестра лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами указан класс опасности отходов для окружающей среды: с 1 по 5 класс.

Из системного толкования п.п.11,13 «Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», п. 10 «Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» следует, что срок действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливается на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Поскольку срок действия лицензии был установлен до 26.05.2009 года, с 27.05.2009 года проект нормативов образования отходов и лимитов размещения опасных отходов являлся недействующим.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии на предприятии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение за период с 27.05.2009 года по 02.02.2010 года.

Из приведенных норм закона следует, что ответственность по ст. 8.2. КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами несут лица, осуществляющие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, в данном случае - ФГУП «/_______/», поскольку деятельность предприятия ФГУП «/_______/» влечет образование опасных отходов.

Доводы государственного инспектора РФ по охране природы, указанные в постановлении о назначении административного наказания, о том, что Соколова МВ является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, лицом, не принявшим своевременных мер по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получению документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, тем самым нарушившим экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами, суд считает необоснованными.

Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу ФГУП «/_______/» /_______/ от 11.05.2007 года подтверждает, что Соколова Мария Викторовна принята на работу в ФГУП «/_______/» /_______/ с 11.05.2007 года по контракту с испытательным сроком -2 месяца.

Согласно приказу ФГУП «/_______/» № /_______/ от 16.02.2009 года, Соколова МВ- /_______/ назначена ответственным лицом по обращению с опасными отходами на ФГУП «ТЭТЗ». Согласно приказу /_______/ от 18.09.2009 года, /_______/ Соколова МВ назначена ответственной за охрану окружающей среды на предприятии.

Согласно должностной инструкции /_______/ ФГУП «/_______/» от 08.06.2010 года № /_______/ /_______/ не наделена организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями, следовательно, не является должностным лицом в смысле ст.2.4 КоАП РФ. Документов, подтверждающих наделение Соколовой МВ указанными полномочиями, в материалах дела не имеется. Указанная должностная инструкция не содержит и обязанности /_______/ разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В материалах дела имеется договор № /_______/ от 06.08.2009 года, заключенный между Федеральным государственным унитарным предприятием «/_______/» и некоммерческим Партнерством «Центр организации работ и услуг природоохранного назначения», в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательство разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ФГУП «/_______/». Договор на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заключен между ФГУП «/_______/» в лице директора предприятия с Некоммерческим Партнерством «Центр организации работ и услуг природоохранного назначения». Что также подтверждает обязанность предприятия разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и отсутствие такой обязанности у /_______/ предприятия.

Согласно ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (ч.3 ст. 1.5.КоАП РФ). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4 ст. 1.5. КоАП РФ).

Суду не представлено бесспорных доказательств того, что /_______/ ФГУП «/_______/» обязана принимать меры по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получению документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В связи с чем, отсутствие у предприятия проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в период с 27.05.2009г. по 02.02.2010г. не влечет административной ответственности /_______/ Соколовой М.В. Она не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Таким образом, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, а именно, в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, отсутствует вина Соколовой МВ, как /_______/ ФГУП «/_______/».

В соответствии с ч.2 ст. 24.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие состава административного правонарушения.

На основании изложенного, иные доводы, изложенные в жалобе, не имеют значения для разрешения настоящего дела.

Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, судья

решил:

Отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области № /_______/ о назначении административного наказания от 07.09.2010 года в виде административного штрафа в размере /_______/ руб. в отношении /_______/ Федерального государственного унитарного предприятия «/_______/» Соколовой Марии Викторовны, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Кировский районный суд г.Томска.

Судья