Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении 19 марта 2012 года судья Кировского районного суда г. Томска А.С. Лонь, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Кировского района г. Томска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Кировского района г. Томска, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, производство по которому ведется в отношении Пономарева Ю.И. , у с т а н о в и л: Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Кировского судебного района г.Томска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Кировского судебного района г.Томска, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в отношении Пономарева Ю.И. в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Орган, составивший протокол по делу об административном правонарушении - ИФНС России по г. Томску обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в котором просит отменить его в связи с нарушением судом норм материального права и принять по делу новый судебный акт о привлечении конкурсного управляющего /________/ Пономарева Ю.И. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. В обоснование доводов жалобы указывает, что протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы в полном объеме подтверждают вину Пономарева Ю.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. Со ссылкой на п.п. 4 и 5 п. 1 ст. 23 НК РФ указывает, что налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Считает, что /________/ должно на основании подп. 1 п. 1 ст. 5 федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» осуществлять ежегодный аудит, поскольку данная организация имеет форму открытого акционерного общества, однако в сроки, установленные для предоставления бухгалтерской отчетности за 2010-31.03.2011 /________/ аудиторское заключение в ИФНС России по г.Томску представлено не было. Поскольку Пономарев Ю.И. был утвержден конкурсным управляющим указанной организации, то он согласно п. 1 ст. 129 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» осуществляет полномочия руководителя должника, в связи с чем, в силу п.п. 4 и 5 п. 1 ст. 23 НК РФ обязан в установленном порядке представлять в налоговый орган налоговую и бухгалтерскую отчетность. Считает, что все вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о правомерном составлении обжалуемого протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в отношении Пономарева Ю.И. Считает вывод мирового судьи о том, что у Пономарева Ю.И. отсутствовала обязанность предоставлять сведения (аудиторское заключение) в ИФНС России по г. Томску, поскольку в соответствии с федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» утверждение годовой бухгалтерской отчетности и аудитора входит в полномочия общего собрания акционеров, а полномочия руководителя и иных органов управления /________/» прекращены и собрание кредиторов должника не требовало своим решением представление аудиторского заключения от Пономарева Ю.И. несостоятельным, поскольку обязанность налогоплательщиков представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность закреплена в Налоговом Кодексе РФ и Федеральном законе «О бухгалтерском учете». В судебное заседание орган, составивший протокол по делу об административном правонарушении, - ИФНС России по г. Томску и лицо, в отношении которого ведется производство по делу, - Пономарев Ю.И., будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, не явились, своих представителей не направили, сведений о причинах неявки суду не представили. Судья, ознакомившись с доводами жалобы и материалами дела, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит и оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья проверяет дело в полном объеме. Вынесение постановления об административном правонарушении осуществляется в соответствии с требованиями, вытекающими из задач и принципов законодательства об административных правонарушениях. Законность и обоснованность решения является одним из основных таких требований. Решение является законным в том случае, если оно вынесено при точном соблюдении норм материального и процессуального права. Судом установлено, что 17.10.2011 главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок ИФНС России по г. Томску составлен протокол /________/ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в отношении Пономарева Ю.И., в котором указано, что Пономарев Ю.И., являясь конкурсным управляющим /________/, в нарушение в нарушение ст. 7 Федерального Закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которой налогоплательщик должен осуществлять ежегодно обязательный аудит; п. 2 ст. 15 ФЗ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которым налогоплательщики представляют годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончанию года, не предоставил в ИФНС России по г. Томску аудиторское заключение за 2010 год, тем самым своими действиями совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Статьей 15.6 в ч.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Судом установлено, что решением Арбитражного суда Томской области от 02.09.2010 /________/» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Пономарев Ю.И. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 21.11.2008 № 307-ФЗ обязательный аудит осуществляется в случае, если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества. В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии. Пунктом 2 ст. 15 данного закона предусмотрена обязанность организации предоставлять годовую бухгалтерскую отчетность в течении 90 дней по окончании года (до 31 марта каждого года). Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. Согласно п. 1 ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.2005 №208-ФЗ, общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. В соответствии с п. 11 ст. 48 названного Федерального закона в полномочия общего собрания акционеров входит утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года. Согласно ст. 86 данного закона общее собрание акционеров утверждает аудитора общества. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества. Как указано в п. 2 ст. 126 Федерального закона «О неосновательности (банкротстве)» от 26.10.2006 № 217-ФЗ, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия. Таким образом, со 02.09.2010 полномочия общего собрания акционеров, а так же совета директоров общества прекращены. Следовательно, законных оснований для утверждения годовой бухгалтерской отчетности /________/ за 2010 год в 2011 году, а также проведения аудита, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, не имеется. Согласно п. 2 ст. 143 Федерального закона «О неосновательности (банкротстве)» в отчете конкурсного управляющего должны содержаться следующие сведения: о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника; о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений; о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества; о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам; о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц; о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника; о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди; о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства; о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах; о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения; о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства; иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда. Контроль за деятельностью конкурсного управляющего осуществляет собрание кредиторов /________/», которому конкурсный управляющий ежемесячно представляет отчет о своей деятельности, информируя о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства. Согласно ст. 143 Федерального закона «О неосновательности (банкротстве)» состав иных сведений, предоставляемых конкурсным кредиторам, определяется конкурсным управляющим, а также требованиям собрания кредиторов или арбитражного суда. Поскольку собрание кредиторов /________/ не требовало своим решением представления сведений (а именно аудиторского заключения), выходящих за рамки установленных Федеральным законом «О неосновательности (банкротстве)», данные сведения Пономаревым Ю.И. как конкурсным управляющим не представлялись. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил в п. 13 Постановления № 5 от 25.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», что при рассмотрении дел об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 15 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою вину. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица. Поскольку согласно ст. 47 и ст. 86 Федерального закона «Об акционерных обществах», утверждение годовой бухгалтерской отчетности и аудитора входит в полномочия общего собрания акционеров, а с 02.09.2010 полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника прекращены, собрание кредиторов /________/» не требовало своим решением представления аудиторского заключения от Пономарева Ю.И., то на нем не лежала обязанность предоставления сведений в ИФНС России по г.Томску, выходящих за рамки его обязанностей установленных Федеральным законом «О неосновательности (банкротстве)», следовательно Пономарев Ю.И. не совершал правонарушение, указанное в протоколе об административном нарушении. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ в его действиях отсутствует. Таким образом, на основании п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении Пономарева Ю.И. подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. С учетом изложенного, судья второй инстанции считает, что вывод мирового судьи об отсутствии в действиях Пономарева Ю.И. состава вмененного правонарушения (ч.1 ст.15.6 КоАП РФ) сделан верно, на основании относимых и допустимых доказательств по делу. Вывод мирового судьи о том, что собрание кредиторов должника не требовало своим решением предоставление аудиторского заключения от Пономарева Ю.И. является состоятельным и обоснованным, в связи с чем доводы жалобы своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судом второй инстанции не нашли. Проверка дела в полном объеме указывает на то, что постановление вынесено мировым судьей законно и обоснованно, основания к его отмене или изменению отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья р е ш и л: Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Кировского судебного района г.Томска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Кировского судебного района г.Томска, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в отношении Пономарева Ю.И. оставить без изменения, жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России Федерации по г. Томску оставить без удовлетворения. Решение вступает в законную силу со дня его вынесения. Судья А.С. Лонь