о признании неправомерным отказ в постановке на учет как участника ВОВ, инвалида 2 группы, как нуждающегося в улучшении жилищных условий



Копия Дело № 2-2784/10 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2010 года Кировский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Низамова Э.Р..

при секретаре Шукаревой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сибгатуллина А.С. к МУ «Администрация Кировского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» об обязании в постановке на учет ветерана Великой Отечественной войны, инвалида второй группы как нуждающегося в улучшении жилищных условий;

Установил:

Сибгатуллин А.С. обратился в суд с иском к МУ «Администрация Кировского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» об обязании в постановке на учет ветерана Великой Отечественной войны, инвалида второй группы как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в обоснование своих требований указав, что истец зарегистрирован и проживает в <данные изъяты> квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м. Также в данной квартире проживают и зарегистрированы: супруга - ФИО4, сын - ФИО7, жена сына (невестка) - ФИО8. Вселение в вышеуказанную квартиру производилось по ордеру № серии К, выданному исполнительным комитетом Кировского райсовета депутатов трудящихся ДД.ММ.ГГГГ, выданному супруге истца - ФИО4, которая является членом кооператива <данные изъяты>», лицевой счет оформлен на нее. Истец другого жилья не имеет, что подтверждается справкой Межрайонного филиала № РГУП «БТИ» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что на каждого проживающего в данной двухкомнатной квартире приходиться 11 кв.м. общей площади, т.е. менее установленной ЖК РФ учетной нормы на одного члена семьи 12 кв.м.. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жилья ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» № от ДД.ММ.ГГГГ Сибгатуллин И.В. обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет по льготной очереди, как нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении благоустроенного жилья со всеми удобствами. Однако, ему в этом было отказано письмом №з от ДД.ММ.ГГГГ, так как истец заведомо ухудшил свои жилищные условия. Истец Сибгатуллин А.С. считает, что письмо МУ «Администрация Кировского района ИК МО г.Казани» №з от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение №р от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него как участника и инвалида второй группы Великовой отечественной войны являются незаконными и приняты в нарушении Указана Президента Российской Федерации № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает что даже с регистрацией в <данные изъяты> <адрес>.№ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ жены его сына ФИО8 его жилищные условия не могли ухудшиться, т.к. даже без ее регистрации в данной квартире он являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Собственником двухкомнатной кооперативной квартиры является его жена ФИО4. Истец просит суд обязать МУ «Администрация Кировского района ИК МО г. Казани» поставить его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Представитель истца Сибгатуллина А.С. - Сибгатуллин И.А., действующий на основании доверенности (л.д.6), в судебном заседании иск поддержал.

Представитель ответчика МУ «Администрация Кировского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» Устькачкинцева Ю.Ю., действующая на основании доверенности (л.д.43), иск не признала.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 г. «инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» «участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;

Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Согласно ст. 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» «Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации».

Согласно ст.51 ЖК РФ «Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

Согласно п.3 ст. 49 ЖК РФ «Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации».

Согласно ст.50 ЖК РФ «Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы».

В соответствии с решением Казанской Городской Думы от 1.11.2006 года №10-13 «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» «Установить учетную норму площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Превышение нормы предоставления общей площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации».

В соответствии со ст.3 Закона РТ № 31-ЗРТ от 13 июля 2007 г. «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда РТ и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» «На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане по месту их жительства на территории муниципального образования в Республике Татарстан, имеющие основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях и признанные органами местного самоуправления в Республике Татарстан в установленном настоящим Законом порядке малоимущими или относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Татарстан категории».

Судом установлено, что Сибгатуллин А.С. является участником-ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., что подтверждается удостоверением серии ВВ № (л.д. 9), инвалидом второй группы по общему заболеванию (л.д. 5).

Истец Сибгатуллин А.С. зарегистрирован и проживает в <адрес>. № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, кроме него в указанной квартире проживают и зарегистрированы: ФИО4, дата прописки ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7, с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

Согласно ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительного комитета Кировского райсовета депутатов трудящихся выданного ФИО4 с семьей, состоящей из 4-х человек на право занятия двухкомнатной <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес> и справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № собственником вышеуказанной квартиры является ФИО4, жена истца (л.д.12,14).

<адрес>. № по <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м., жилая- <данные изъяты> кв.м. (л.д.18-27).

По данным МРФ № РГУП БТИ МСАЖКХ РТ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, за Сибгатуллиным А.С. объектов недвижимого имущества на праве собственности в <адрес> не зарегистрировано. За ФИО4 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право личной собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> на основании справки ЖСК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15,48,49).

Сибгатуллин А.С. обратился в Администрацию Кировского района г. Казани с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 47).

В соответствии с письмом МУ «Администрация Кировского района ИК МО г.Казани» №з от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение №р от ДД.ММ.ГГГГ, Сибгатуллину А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участнику Великой Отечественной войны, инвалиду второй группы общего заболевания, согласно ст.53 ЖК РФ, как заведомо ухудшившему жилищные условия, так как ДД.ММ.ГГГГ в жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> зарегистрирована сноха - ФИО8, у которой по предыдущему месту жительства имеется общая долевая собственность (<данные изъяты> кв.м. общей площади) <адрес>.<адрес> по <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ обеспеченность общей площадью жилого помещения одного члена семьи составляла <данные изъяты> кв.м., а после регистрации ФИО8 она составляет <данные изъяты> кв.м.. Граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, нуждающиеся в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий (л.д.10-11, 46).

Суд считает, что распоряжение Главы администрации Кировского района Исполнительного комитета МО г. Казани №р от ДД.ММ.ГГГГ законно и обоснованно по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 33, 34 СК РФ «законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности», «имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственность; к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов) относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности; общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства».

В соответствии со ст. 35 СК РФ - «владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов», « при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга», «сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого».

Представитель истца в судебном заседании показал, что двухкомнатная кооперативная <адрес> по <адрес> была приобретена супругами: Сибгатуллиным А.С. и ФИО4 в период брака (л.д.56), соответственно является общим имуществом супругов.

Согласно представленной выписки из домовой книги <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что до ДД.ММ.ГГГГ в квартире было зарегистрировано <данные изъяты> человека, обеспеченность каждого члена семьи истца общей площадью жилого помещения на одного человека составляла <данные изъяты> кв.м..

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.

Согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 на праве общей долевой собственности, принадлежит 1/4 доля 3- комнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общая площадь квартиры составляет 63 кв.м., жилая- 39,1 кв.м. (л.д.52,53). ФИО8 до ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.55).

В соответствии с ч.2 ст.51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, обеспеченность общей площадью каждого члена семьи истца составляет <данные изъяты> кв.м. (общая площадь <адрес> - 63,0 кв.м./4 человека + общая площадь <адрес>.5 по <адрес> 44,0 кв.м./4 члена семьи = 14,9 кв.м.).

Таким образом, истец Сибгатуллин А.С. обеспечен жилым помещением площадью 14,9 кв.м. (более учетной нормы 12,0 кв.м.).

Доводы истца, что норма обеспеченности жилой площади на него как участника и ветерана ВОВ 1941-1945 г.г. должна составлять 36 кв.м. (учетная норма), в соответствии с федеральным законом «О ветеранах», а не как 12 метров, указанные в письме ответчика - несостоятельны, т.к. неправильно применяется истцом в случае постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования Сибгатуллина А.С. об обязании МУ «Администрация Кировского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в постановке на учет ветерана и инвалида ВОВ как нуждающегося в улучшении жилищных условий необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Сибгатуллину А.С. в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Кировский районный суд г. Казани в течение 10 дней.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Э.Р. Низамов