О взыскании морального вреда



К<данные изъяты> Дело № 2-326/11г. РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года Кировский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Низамова Э.Р.,

при секретаре Шукаревой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морозова В.Н. к ФБУ ИЗ-16/2 РФ по РТ о взыскании морального вреда;

Установил:

Морозов В.Н. обратился в суд с иском к ФБУ ИЗ-16/2 ГУФСИН РФ по РТ о взыскании морального вреда, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ его привезли этапом из ФБУ ИК-18 пос. Харп, Я.Н.А.О. в ФБУ ИЗ-16/2 г. Казань, где поместили в камеру № на третьем корпусе. В данном учреждении заявитель содержался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В данной камере были нарушены жилищно-бытовые и санитарные условия, а именно: потолок и стены были в грязных подтеках; пол в камере был не деревянный, а частично кафельный, частично бетонный; Окно не стандартное, без форточки; рама одинарная, в зимние месяцы истец замерзал, стекло было покрыто льдом, имелись большие щели. За окном у личной стороны установлены металлические жалюзи, из-за чего, дневной свет достаточно не попадал в камеру; солнце вообще не заходит в камеру из-за неправильной постройки здания; отсутствовал стол из-за того, что камера узкая, проход между кроватью и стеной узкий, в связи с этим, питался истец стоя; перегородка, отгораживающая санитарный узел от визуального наблюдения младших инспекторов, отсутствует, в связи с этим Морозов В.Н. испытывал унижение от того, что не мог без лишних глаз сходить в туалет, среди инспекторов и женщины есть; для туберкулезно больных в данном корпусе имеются специальные камеры, тогда как камера, в которой содержался Морозов В.Н., не может использоваться для туберкулезно больных, так как в ней сквозняк, а у истца хронический туберкулез с ДД.ММ.ГГГГ года; за 7 месяцев Морозову В.Н. не сделали ни одной флюорографии, фтизиатр не осматривал. Летом, когда жара спала с 40 градусов до 32 градусов, истец очень простыл и задыхался от гноя в легких, а таблетки не мог допроситься по три-четыре дня, в результате у Морозова В.Н. осложнилась болезнь. Положенное кварцевание камеры отсутствовало; когда Морозова В.Н. выводили из камеры, применялись наручники, акты не составлялись. ДД.ММ.ГГГГ, после приезда с психиатрической экспертизы, его поместили в общую камеру на первом этаже в общую массу «Спецконтингента», тогда как Морозов В.Н. осужден на пожизненное лишение свободы и в случае серьезной опасности не смог бы защититься в наручниках. Дневной свет в камере отсутствовал, лампочка, установленная над дверью, была очень тусклая и расположена высоко, зрение Морозова В.Н. ухудшалось, в данный момент истец плохо видит, начинают болеть глаза.

Морозов В.Н. неоднократно обращался к администрации ФБУ ИЗ 16/2, уполномоченному по правам человека, жаловался на потолок, стены, на окно, туалет, тесноту и неудобства, о проверке зрения и прохождении флюорографии, однако ответа так и не получил. В связи с тем, что на протяжении 7 (семи) месяцев Администрация СИЗО №2 подвергали его жестокому обращению, от чего он постоянно испытывал чувства незащищенности, неопределенности со стороны закона, чувства неполноценности, страха. Просит суд взыскать с ФБУ ИЗ 16/2 моральный вред в размере <данные изъяты> руб.

Истец Морозов В.Н. содержится ФБУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, имеется заявление о рассмотрении его иска в его отсутствие, иск поддерживает (л.д.8).

Представители ответчика ФБУ ИЗ-16/2 УФСИН России по РТ Мухутдинов Р.И. и Галактионов В.Л, действующие на основании доверенностей (л.д.17,18), иск не признали, представили отзыв.

Суд, выслушав представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст.17 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Согласно ст.4 ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» №103-ФЗ от 15 июля 1995 года «содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые)».

Согласно ст.21 вышеуказанного закона «предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, общественную наблюдательную комиссию, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.

Жалобы на действия и решения суда, лица, производящего дознание, следователя или прокурора направляются в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, не позднее трех дней с момента их подачи.

Ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются подозреваемым и обвиняемым под расписку и приобщаются к их личным делам. По просьбе подозреваемых и обвиняемых за счет их средств администрация места содержания под стражей делает копию ответа и выдает ее на руки».

На основании ст.23 ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» №103-ФЗ от 15 июля 1995 года Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров».

В соответствии со ст.151 ГК РФ «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда».

Согласно ст.1101 ГК РФ «Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости».

Судом установлено, что Морозов В.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец и житель г. Казани, осужден ДД.ММ.ГГГГ Верховным судом РТ по ст. 158 ч.2 п. «б» УК РФ, ст. 30 ч.3, п. «з,и,н» ч.3 ст. 162 УК РФ к пожизненному лишению свободы с отбыванием первых пяти лет в тюрьме, остальные в ИК особого режима. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, начало срока ДД.ММ.ГГГГ.

Морозов В.Н. прибыл в учреждение ФБУ ИЗ-16/2 ДД.ММ.ГГГГ из ФБУ ИК-18 УФСИН РВ по ЯНАО п. Харп по постановлению следователя по ОВД Пестречинского МРСО СУ СКП РФ от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 77.1 УИК РФ на 2 месяца, в качестве обвиняемого по ст. 105 ч. 1 КУ РФ. Осужден ДД.ММ.ГГГГ Высокогорским районным судом РТ по ст. 105 ч.1, ст. 69 ч.5 УК РФ к пожизненному лишению свободы с отбыванием первых пяти лет в тюрьме, остальные в ИК особого режима. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ этапирован в ФБУ ИК-18 УФСИН РФ по ЯНАО п. Харп (л.д.20).

Согласно медицинской справке из ФБУ ИЗ-16/2 УФСИН России по РТ, Морозов В.Н. при поступлении ДД.ММ.ГГГГ в ФБУ ИЗ 16/2 УФСИН России по РТ был осмотрен медицинским работником. На основании справки по личному делу п. 11 и амбулаторной медицинской карте, у Морозова В.Н. имелось инфекционное заболевание представляющего эпидемическую опасность для окружающих, а именно туберкулез легких. Морозов В.Н. сразу после осмотра был изолирован в связи с фиброзно-каварнозным туберкулезом правого легкого с группой диспансерного учета II А, он содержался раздельно от больных туберкулезом легких с диспансерной группой учета I А.

ДД.ММ.ГГГГ Морозов В.Н. был осмотрен врачом фтизиатром в связи с наличием у него заболевания туберкулеза легких. Врач фтизиатр выяснил жалобы, изучил анамнез заболевания и жизни, провел внешний осмотр, провел всестороннее объективное обследование, используя общепринятые методы осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации. Выставил диагноз: Фиброзно-кавернозный туберкулез правого легкого 2 А группа диспансерного учета. Назначил лечение: пиразинамид, этамбутол от других препаратов категорически отказывается. Показания для дополнительных методов обследования не выявил, на основании приказа № Министерства здравоохранения и социального развития РФ и № МЮ РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.24, п. 30,п.317, п.33, п.7 «о порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключения под стражу» (л.д.25-34).

В нарушение данных правил, Морозов В.Н. отказывался принимать лекарственные средства, которые были назначены врачом фтизиатром. О чем сделана запись в журнале для амбулаторного приема туб. Больных (л.д.35-37).

Морозов В.Н. за период содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с жалобами на ухудшение зрения, повышение температуры тела в медицинскую часть не обращался (л.д.23-24).

Согласно справке из медицинской части ФБУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, Осужденный Морозов В.Н., прибыл в учреждение ФБУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО ДД.ММ.ГГГГ. Проведено лабораторное, рентгенологическое обследование в медицинской части. Диагноз при поступлении: Фиброзно-кавернозный туберкулез правого оперированного легкого, МБТ (-), 2 «Б» ГДУ. Хронический необструктивный бронхит, ремиссия. Инвалид 2 группы. В настоящее время состояние осужденного удовлетворительное. Проведен осенний курс химиотерапии. ФЛГ от ДД.ММ.ГГГГ пневмосклеоз, кальцинаты в S 1-2 правого легкого, плевральная спайка. Мелкие кальцинаты на верхушке левого легкого, кальцинат до 2х см. во втором межребрье. По архиву без динамики. ФЛГ от ДД.ММ.ГГГГ R-картина без динамики, как и ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ года, осмотр врача окулиста. Диагноз: Спазм аккомодации. Пресбиопия. Рекомендованы очки для дали, капли. За время нахождения в ФБУ ИЗ-16/2 РФ по РТ, согласно амбулаторной карте, осмотрен врачом фтизиатром ДД.ММ.ГГГГ, назначено лечение, которое получал до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41).

Доводы истца, что его не осматривал медицинский персонал учреждения, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания и опровергаются вышеизложенным.

Согласно справке заместителя начальника по тылу, маломестная камера № расположен на режимном корпусе № второго корпусного отделения поста №, общая площадь составляет <данные изъяты>.м., имеется одно окно размером <данные изъяты> метра, стены на высоту2 метра выкрашены масляной краской, выше побелка. В камере имеется санитарный узел, который отделен от места проживания перегородкой высотой <данные изъяты> метра, где расположен унитаз и умывальник. В камере имеется навесная полка для хранения посуды и продуктов питания, установлен бачок для питьевой воды, вешалка для верхней одежды, столом и двумя стульями. Камера обогревается от системы центрального отопления. Температурный режим в зимнее время поддерживается не ниже 18С. При строительстве изолятора использовались нормы, согласно которым деревянные полы не были предусмотрены. В настоящее время учреждение преступило к устройству деревянных полов в камерах, где содержаться женщины (л.д.19, 43).

Согласно справе начальника ОИ и ХО в данной камере ремонт проводился во втором квартале ДД.ММ.ГГГГ года. Оконный проем соответствует требованиям СНиПА 23-05-95. Оконный переплет в камере выполнен створным и оборудован форточкой для вентиляции. В камере предусмотрено рабочее и дежурное освещение. Для дежурного освещения используется патрон с лампочкой накаливания 100 Вт., установленной над дверью, для рабочего освещения светильник с лампой накаливания (л.д.44).

Доводы истца, что камера, в которой он содержался, имеет мало света, находится в грязном состоянии, холодная не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания и опровергаются вышеизложенным и фототаблицей (л.д.21-22).

Согласно справке заместителя начальника по режиму ФБУ ИЗ-16/2 УФСИН РФ по РТ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осужденный Морозов В.Н. содержался в камере № один, о чем свидетельствуют книги количественной проверки лиц, содержащихся в СИ № за данный период (л.д.46,47-54) В соответствии с приложением № приказа МЮ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», дежурный по камере обязан: при входе в камеру сотрудников СИЗО докладывать о количестве подозреваемых и обвиняемых, находящихся в камере; следить за сохранностью камерного инвентаря, оборудования и другого имущества; получать для лиц, содержащихся в камере, посуду и сдавать ее; подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки; мыть бачок для питья воды; присутствовать при досмотре личных вещей в камере в отсутствие их владельцев (л.д.46,55-57).

Суд не может согласиться с доводами истца о ненадлежащем состоянии камеры, изложенные в жалобе.

Подозреваемые, обвиняемые и осужденные в дни выезда на следственные действия и в суды в районы г. Казани, на период оформления учетных документов временно размещаются в маломестные боксы сборного отделения на срок не более двух часов в соответствии с п.15 приказа Минюста РФ № от ДД.ММ.ГГГГ г. «Об утверждении правил внутреннего распорядка СИЗО УИС». При этом соблюдаются требования изоляции исключающие возможность нежелательных контактов и передачи запрещенных предметов друг другу; маломестные боксы сборного отделения оборудованы метами для сидения и искусственным освещением; в сборном отделении имеется принудительная вентиляция, уборка и дезинфекция помещений сборного отделения производится не менее двух раз ежедневно. Согласно приказа Минюста РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем» для освещения помещений временного содержания подозреваемых и обвиняемых лиц устанавливается лампа накаливания, лампа дневного освещения в данных помещениях не предусмотрена. Больные туберкулезом содержатся раздельно от остальной категории лиц. Прогулочные дворики оборудованы в соответствии с приказом Минюста РФ №189 от 14.10. 2005 г. «Об утверждении правил внутреннего распорядка СИЗО УИС» (л.д.23-24).

По прибытии с психиатрической экспертизы осужденный Морозов В.Н. был помещен в отдельный бокс сборного отделения с последующим размещением его камеру №. В соответствии с приказом № дсп от 3.11.2005 г. «Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» к лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы могут применяться наручники для пресечения попыток совершения побега либо попыток причинения вреда себе или окружающим, неправомерных действий (л.д.19).

Таким образом, доводы заявителя о нарушениях со стороны администрации СИ-2, изложенные в жалобе в этой части, не нашли своего подтверждения.

За период содержания в учреждении Морозовым В.Н. направлено 3 обращения в различные инстанции (л.д.20).

Доводы заявителя о том, что если кто пишет жалобы на сотрудников УФСИН РФ по РТ, то такие жалобы не пропускают, указывая, что данные жалобы в спец.часть не поступали, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания. Морозовым В.Н. не представлено суду никаких доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства. Напротив, из представленных ФГУ ИЗ-16/2 ГУ ФСИН по РТ документов следует, что вся поступившая корреспонденция на имя Морозова В.Н., вручалась ему в установленные действующим законодательством сроки.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что действия администрации ФГУ ИЗ-16/2 ГУФСИН по РТ соответствуют требованиям закона, в связи с чем, иск Морозова В.Н. к ФБУ ИЗ 16/2 УФСИН России по РТ о возмещении морального вреда не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Морозову В.Н. в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Кировский районный суд г. Казани РТ в течение 10 дней.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Э.Р. Низамов