о признании образовательной деятельности незаконной, прекращении незаконной образовательной деятельности



Дело № 2-545/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Казань 16 марта 2011 года

Кировский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Хамитовой Г.Р.,

с участием старшего помощника прокурора Кировского района города Казани Дворянского И.Н.,

при секретаре судебного заседания Ахмадеевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кировского района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании образовательной деятельности МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 223» Кировского района города Казани незаконной,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района города Казани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением в вышеприведенной формулировке, в обоснование требования указав, что прокуратурой Кировского района города Казани проведена проверка исполнения законодательства об образовании, в ходе которой установлено, что МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №223» осуществляет образовательную деятельность без специального разрешения (лицензии). Срок действия лицензии на образовательную деятельность, выданной Министерством образования и науки РТ, истек ДД.ММ.ГГГГ, новая лицензия не получена. Заявитель просит суд признать образовательную деятельность МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №223» Кировского района города Казани незаконной, прекратив незаконную деятельность.

Представитель прокуратуры в ходе досудебной подготовки дела к судебному разбирательству заявленные требования уточнил, просил признать образовательную деятельность Детского сада незаконной, обязать получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Уточнение судом принято, о чем вынесено определение.

В настоящем судебном заседании представитель прокуратуры Дворянский И.Н. уточненные требования поддержал.

Представитель ответчика -МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №223» Кировского района города Казани, Литвинова Э.Ф., с уточненными требованиями заявителя фактически согласилась.

Представители третьего лица -ИК МО города Казани, Токмаков А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные требования поддержал.

Представитель третьего лица -Управления образования ИК МО города Казани, Комиссарова Л.В., действующая на основании доверенности, не возражала против требований прокурора.

Представитель третьего лица -Министерства образования и науки РТ, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился.

Выслушав представителя прокуратуры, представителей ответчика и явившихся третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с пунктом 11 статьи 28 Закона РФ «Об образовании» в области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежит установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Согласно пунктам 6, 7 статьи 33 Закона РФ «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющая функции по контролю и надзору в сфере образования, ни органы исполнительной власти, субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

На основании пункта 1 Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 года № 796, образовательная деятельность по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций подлежит лицензированию.

Согласно части 3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что прокуратурой Кировского района города Казани проведена проверка исполнения законодательства об образовании, в ходе которой установлено, что МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 223» осуществляет образовательную деятельность без специального разрешения (лицензии). Срок действия лицензии на образовательную деятельность, выданной Министерством образования и науки РТ, истек ДД.ММ.ГГГГ, новая лицензия не получена (л.д.9).

Пунктом 1.8 Устава Детского сада предусмотрено, что право на ведение образовательной деятельности возникает у Детского сада с момента выдачи ему лицензии на образовательную деятельность (л.д. 11 -31).

Таким образом, осуществление образовательной деятельности допускается лишь при наличии специального разрешения (лицензии). То есть, образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ без лицензии, что является незаконным и может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью несовершеннолетних.

Пунктом 4.7 Устава учреждения предусмотрено, что непосредственно управление детским садом осуществляет заведующий, который действует на основе единоначалия, решает все касающиеся деятельности детского сада вопросы.

Приказом по Кировскому районному отделу народного образования № от ДД.ММ.ГГГГ на должность заведующей назначена Яруллина (Литвинова) Э.Ф. (л.д.5,6).

Однако, в нарушение действующего законодательства об образовании, Устава, лицензия на ведение образовательной деятельности Литвиновой Э.Ф. не получена, что нарушает права и законные интересы воспитанников данного образовательного учреждения.

При таких обстоятельствах, а также, учитывая признание ответчиком исковых требований, суд считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании выше изложенного и, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать образовательную деятельность Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления № 223» Кировского района города Казани незаконной.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 223» Кировского района города Казани получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Кировский районный суд города Казани в течение 10 дней.

Судья Г.Р.Хамитова