Дело № 2-544/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Казань 16 марта 2011 года
Кировский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Хамитовой Г.Р.,
с участием старшего помощника прокурора Кировского района города Казани Дворянского И.Н.,
при секретаре судебного заседания Ахмадеевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кировского района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании образовательной деятельности МДОУ «Детский сад № 178 с татарским языком воспитания и обучения» Кировского района города Казани незаконной,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района города Казани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением в вышеприведенной формулировке, в обоснование требования указав, что прокуратурой Кировского района города Казани проведена проверка исполнения законодательства об образовании, в ходе которой установлено, что МДОУ «Детский сад № 178 с татарским языком воспитания и обучения» осуществляет образовательную деятельность без специального разрешения (лицензии). Срок действия лицензии на образовательную деятельность, выданной Министерством образования и науки РТ, истек ДД.ММ.ГГГГ, новая лицензия не получена. Заявитель просит суд признать образовательную деятельность МДОУ «Детский сад № 178 с татарским языком воспитания и обучения» Кировского района города Казани незаконной, прекратив незаконную деятельность.
Представитель прокуратуры в ходе досудебной подготовки дела к судебному разбирательству заявленные требования уточнил, просил признать образовательную деятельность Детского сада незаконной, обязать получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Уточнение судом принято, о чем вынесено определение.
В настоящем судебном заседании представитель прокуратуры Дворянский И.Н. уточненные требования поддержал.
Представитель ответчика -МДОУ «Детский сад № 178 с татарским языком воспитания и обучения» Кировского района города Казани, Нуриева К.С., с уточненными требованиями заявителя фактически согласилась.
Представители третьего лица -ИК МО города Казани, Токмаков А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные требования поддержал.
Представитель третьего лица -Управления образования ИК МО города Казани, Комиссарова Л.В., действующая на основании доверенности, не возражала против требований прокурора.
Представитель третьего лица -Министерства образования и науки РТ, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился.
Выслушав представителя прокуратуры, представителей ответчика и явившихся третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 11 статьи 28 Закона РФ «Об образовании» в области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежит установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 33 Закона РФ «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющая функции по контролю и надзору в сфере образования, ни органы исполнительной власти, субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
На основании пункта 1 Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 года № 796, образовательная деятельность по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций подлежит лицензированию.
Согласно части 3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что прокуратурой Кировского района города Казани проведена проверка исполнения законодательства об образовании, в ходе которой установлено, что МДОУ «Детский сад № 178 с татарским языком воспитания и обучения» осуществляет образовательную деятельность без специального разрешения (лицензии). Срок действия лицензии на образовательную деятельность, выданной Министерством образования и науки РТ, истек ДД.ММ.ГГГГ, новая лицензия не получена (л.д.6).
Пунктом 1.8 Устава Детского сада предусмотрено, что право на ведение образовательной деятельности возникает у Детского сада с момента выдачи ему лицензии на образовательную деятельность (л.д. 10 -30).
Таким образом, осуществление образовательной деятельности допускается лишь при наличии специального разрешения (лицензии). То есть, образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ без лицензии, что является незаконным и может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью несовершеннолетних.
Пунктом 4.7 Устава учреждения предусмотрено, что непосредственно управление детским садом осуществляет заведующий, который действует на основе единоначалия, решает все касающиеся деятельности детского сада вопросы.
Однако, в нарушение действующего законодательства об образовании, Устава, лицензия на ведение образовательной деятельности заведующая Нуриева К.С. не получена, что нарушает права и законные интересы воспитанников данного образовательного учреждения.
При таких обстоятельствах, а также, учитывая признание ответчиком исковых требований, суд считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании выше изложенного и, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Признать образовательную деятельность Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 178 с татарским языком воспитания и обучения» Кировского района города Казани незаконной.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 178 с татарским языком воспитания и обучения» Кировского района города Казани получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Кировский районный суд города Казани в течение 10 дней.
Судья Г.Р.Хамитова