о признании договора купли-продажи жилого помещения недействительным



                                                                                               Дело № 2-1450/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2011 года Кировский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Шевериной Т.М.,

при секретаре судебного заседания Панковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Прокурора Кировского района города Казани, действующего в интересах Габдуллиной Г.Х., к Хисамутдинову М.Я. о признании договора купли-продажи жилого помещения недействительным и истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения;

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района города Казани, действуя в интересах ветерана ВОВ Габдуллиной Г.Х., обратился в суд с заявлением в вышеизложенной формулировке, в обоснование требования, указав, что прокуратурой Кировского района города Казани была проведена проверка по обращению ветерана ВОВ Габдуллиной Г.Х., 1922 года рождения, по вопросу законности заключения договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что Габдуллина Г.Х. и Габдуллин Р.К. являлись собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи собственником вышеуказанного жилого помещения стал Хисамутдинов М.Я. в соответствии с п.4 данного договора указанная квартира была продана за <данные изъяты> руб., при этом был составлен только один акт о передаче квартиры, акта или расписки о передаче денежных средств не составлялись. Впоследствии данная сделка была зарегистрирована и выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Габдуллиной Г.Х. и ее сыну Габдуллину Р.К. о заключении договора купли-продажи с Хисамутдиновым М.Я. ничего не было известно, согласие на совершение данной сделки они не давали, никаких денег от Хисамутдинова М.Я. не получали. Хисамутдинов М.Я. ввел в заблуждение Габдуллину Г.Х. и Габдуллина Р.К. относительно обстоятельств заключения сделки по отчуждению по договору купли-продажи. Они предполагали, что все действия Хисамутдинова М.Я. были связаны с приватизацией данного жилого помещения. Проверкой установлено, что Габдуллиной Г.Х. об обстоятельствах, являющихся основанием признания сделки недействительной, стало известно только ДД.ММ.ГГГГ, после того, как Хисамутдинов М.Я. без ее согласия на регистрационный учет по данному адресу. Таким образом, срок исковой давности не пропущен. Истец просит суд признать договор купли-продажи на квартир, расположенную по адресу: <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Габдуллиной Г.Х. и Габдуллиным Р.К. с одной стороны и Хисамутдиновым М.Я. с другой недействительным; истребовать из незаконного владения <адрес> у Хисамутдинова М.Я.; признать недействительным зарегистрированное право собственности на <адрес> у Хисамутдинова М.Я.; признать право собственности на <адрес> за Габдуллиной Г.Х.

Помощник прокурора Кировского района города Казани Дворянский И.Н. в судебном заседании заявление поддержал.

Ответчик Хисамутдинов М.Я. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме (л.д.30).

Представитель третьего лица Управления Росреестра по РТ о времени и месте рассмотрения дела извещен, на судебное заседание не явился.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст.168 и ст.169 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.178 и ст.179 ГК РФ, сделка, совершенная под влиянием заблуждения или обмана ничтожна.

Согласно ч.2 ст.167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить все полученное по сделке.

В соответствии с ч.2 ст.181 ГК РФ, срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179) либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Согласно требованиям статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Судом установлено, что прокуратурой Кировского района города Казани была проведена проверка по обращению ветерана ВОВ Габдуллиной Г.Х., 1922 года рождения, по вопросу законности заключения договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.7). В ходе проверки установлено, что Габдуллина Г.Х. и Габдуллин Р.К. являлись собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи собственником вышеуказанного жилого помещения стал Хисамутдинов М.Я. в соответствии с п.4 данного договора указанная квартира была продана за 37000 руб., при этом был составлен только один акт о передаче квартиры, акта или расписки о передаче денежных средств не составлялись. Впоследствии данная сделка была зарегистрирована и выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18,23-25).

Габдуллиной Г.Х. и ее сыну Габдуллину Р.К. о заключении договора купли-продажи с Хисамутдиновым М.Я. ничего не было известно, согласие на совершение данной сделки они не давали, никаких денег от Хисамутдинова М.Я. не получали. Хисамутдинов М.Я. ввел в заблуждение Габдуллину Г.Х. и Габдуллина Р.К. относительно обстоятельств заключения сделки по отчуждению по договору купли-продажи. Они предполагали, что все действия Хисамутдинова М.Я. были связаны с приватизацией данного жилого помещения.

Проверкой установлено, что Габдуллиной Г.Х. об обстоятельствах, являющихся основанием признания сделки недействительной, стало известно только ДД.ММ.ГГГГ, после того, как Хисамутдинов М.Я. без ее согласия на регистрационный учет по данному адресу (л.д.11). Таким образом, срок исковой давности не пропущен.

Согласно свидетельству о смерти, Габдуллин Р.К. ДД.ММ.ГГГГ скоропостижно скончался (л.д.14).

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение выбыло из владения Габдуллиной Г.Х. и ее сына Габдуллина Р.К. в результате неправомерных действий Хисамутдинова М.Я. Габдуллина Г.Х., находясь в престарелом возрасте, не зная русского языка, а Габдуллин Р.К., злоупотребляя спиртными напитками, были введены в заблуждение. При таких обстоятельствах, договор купли-продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и недействительным.

При таких обстоятельствах, а также учитывая признание ответчиком исковых требований и его принятие судом, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд находит заявление Прокурора Кировского района города Казани обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Расходы по оплате государственной пошлины в силу положений статьи 103 ГПК РФ подлежат отнесению на ответчика.

На основании выше изложенного и, руководствуясь статьями 12, 56, 194-196, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Прокурора Кировского района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать договор купли-продажи на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Габдуллиной Г.Х. и Габдуллиным Р.К. с одной стороны и Хисамутдиновым М.Я. с другой, недействительным.

Истребовать из незаконного владения <адрес> у Хисамутдинова М.Я..

Признать недействительным зарегистрированное право собственности на <адрес> у Хисамутдинова М.Я..

Признать право собственности на <адрес> за Габдуллиной Г.Х..

Взыскать с Хисамутдинова М.Я. государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Кировский районный суд города Казани в течение 10 дней.

                       

Судья                                   Т.М.Шеверина