<данные изъяты> РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 2-2842/11 21 ноября 2011 года Кировский районный суд города Казани РТ в составе: председательствующего судьи Гильфанова Д.А. при секретаре Гараевой Ф.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Советского района г.Казани к мечети «Раджаб» Казанского Мухтасибата Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан о признании незаконным бездействия администрации мечети «<данные изъяты>» в связи с разрушением памятника республиканского значения - комплекса мечети «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, о понуждении установления надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона за №73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», УСТАНОВИЛ: Прокурор Советского района г.Казани обратился в суд с заявлением в выше приведенной формулировке, в обоснование своих требований, указав, что Прокуратурой Советского района г.Казани в рамках осуществлении надзора за соблюдением законов проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия. Согласно Постановлению Кабинета Министров РТ № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, располагается мечеть <данные изъяты>», которая является объектом культурного наследия регионального (республиканского) значения - «Заводская мечеть начала ХХ в.» В соответствии со ст.27 Закона №73-ФЗ от 25.06.2002 года на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. Как показала проверка, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у мечети «<данные изъяты> отсутствует охранное обязательство на объект культурного наследия регионального (республиканского) значения «Заводская мечеть начала ХХ в.» Согласно акту технического состояния памятника культуры от ДД.ММ.ГГГГ «заводская мечеть» находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в общей реставрации. Однако до сегодняшнего дня меры по реставрации и устранению недостатков здания мечети не предпринимаются. Кроме того, на момент проверки, на объекте культурного наследия отсутствуют надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. На основании изложенного Прокурор Советского района г.Казани просит признать незаконным бездействие администрации мечети «<данные изъяты>», в связи с разрушением памятника республиканского значения -комплекса мечеть «<данные изъяты>», обязать администрацию мечети установить на объекте культурного наследия регионального значения надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона за №73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Представитель заявителя помощник прокурора Советского района г.Казани Н.В.Мотыгуллин, С.И. Надыршина, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме. Представители ответчика мечети «<данные изъяты>» Казанского Мухтасибата Духовного Управления Мусульман РТ Ш.Ш.Губайдуллин, Т.Я.Исяков, действующие на основании доверенности, Арсланов М.Х. с заявлением прокурора не согласились, пояснив суду, что текущий ремонт производился, направлялись письма на имя руководителей Министерства культуры, при этом заявления были оставлены без удовлетворения, подтверждают, что надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия на здании мечети не имеются. Представитель третьего лица Министерства культуры РТ Э.Р.Шарафутдинова, действующая на основании доверенности (л.д.25) Выслушав доводы сторон, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно части 3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц. Согласно статье 44 Конституции РФ - 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Согласно ст.48 Федерального закона за №73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» - Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. В соответствии со ст.27 Федерального закона за №73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» - на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. Судом установлено, что Прокуратурой Советского района г.Казани в рамках осуществлении надзора за соблюдением законов проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия. Согласно Постановлению Кабинета Министров РТ №301 от 19.04.1996 года по адресу: <адрес>, располагается мечеть «<данные изъяты> которая является объектом культурного наследия регионального (республиканского) значения - «Заводская мечеть начала ХХ в.» (л.д.10-12). Согласно охранному договору № о передаче недвижимого памятника истории и культуры в бессрочное безвозмездное пользование от ДД.ММ.ГГГГ Главное Управление госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры Министерства культуры РТ передало в безвозмездное бессрочное пользование мусульманской общине Заводской мечети <данные изъяты>» г.Казани памятник архитектуры республиканского значения - Мечеть заводская, начало ХХ века, подлежащий охране согласно Постановлению КМ РТ «301 от 19.04.1996 года (л.д.26-28). Согласно ответу на письмо руководства мечети «<данные изъяты>» из Министерства культуры от ДД.ММ.ГГГГ за №, указано, что государство финансирует работы на объектах культурного наследия в исключительных случаях, бремя расходов по содержанию несет пользователь, собственник указанного имущества. Согласно п.3 Инструкции «о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения» утвержденный приказом Росохранкультуры от ДД.ММ.ГГГГ за № - в случае если объект культурного наследия находится в государственной или муниципальной собственности, установка на него информационных надписей и обозначений осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления или лицом, за которым данный объект закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляющим полномочия собственника в отношении указанного объекта, или лицом, которому данный объект предоставлен в безвозмездное пользование. На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению частично, в части понуждения администрации мечети «Раджаб» установления надписей и обозначений, содержащие информацию об объекте культурного наследия регионального (республиканского) значения - «Заводская мечеть, начало ХХ века» расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Федерального закона за №73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В остальной части заявление подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку суду не представлено доказательств о бездействии со стороны ответчика, более того ответчик фактически на свои средства занимался содержанием мечети с момента заключения охранного договора с Министерством культуры с марта 2002 года, при этом само Министерство Культуры бездействовало как надзирающий орган, по проведению реставрационных работ, установлению надписей на здании мечети. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Заявление удовлетворить частично. Обязать мечеть «<данные изъяты>» Казанского Мухтасибата Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан установить надписи и обозначеня, содержащие информацию об объекте культурного наследия регионального (республиканского) значения - «Заводская мечеть, начало ХХ века» расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Федерального закона за № 73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В остальной части заявления отказать. Решение может быть также обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней, через Кировский районный суд гор. Казани, в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья Д.А. Гильфанов