о принятии на учет бесхозного имущества



                                                                                     Дело № 2-2976/11

                                                      РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2011 года Кировский районный суд города Казани РТ в составе:

председательствующего судьи Низамова Э.Р.,

с участием прокурора Дворянского И.Н.,

при секретаре Шукаревой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Казани к ГБУ «Казанский Татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева» об обязании зарегистрировать обременение на объект культурного наследия, установить надписи и обозначения;

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Кировского района г. Казани обратился в суд с иском к ГБУ «Казанский Татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева» об обязании зарегистрировать обременение на объект культурного наследия, установить надписи и обозначения, в обоснование своих требований, указав, что в рамках надзора за исполнением законодательства проведена проверка по соблюдению хозяйственными субъектами законодательства об объектах культурного наследия. Проверкой установлено, что по адресу: <адрес> располагается объект культурного наследия республиканского значения «Здание Алафузовского театра второй половины XIX века», которое на праве оперативного управления закреплено за ГУ «Казанский Татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ и на праве собственности принадлежит Министерству земельных и имущественных отношений РТ. Решение о принятии данного объекта культурного наследия на государственную охрану памятников истории и культуры принято на основании Постановления Совета Министров ТАССР от ДД.ММ.ГГГГ г. №, в соответствии с Законом РТ «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей» Кабинетом Министров РТ включен в категорию объектов исторического и культурного наследия республиканского значения.

Как показала проверка, собственник не принимает должных мер к сохранению указанного объекта культурного наследия. На момент проверки, на объекте культурного наследия отсутствуют информационные надписи и обозначения. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственника объекта. Указанный факт является недопустимым, и способствует нарушению законодательства об охране объектов культурного наследия, а также реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и на сохранение и развитие историко-культурной среды обитания. В РФ гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ. Просит суд обязать ГБУ «Казанский Татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева» зарегистрировать обременение на объект культурного наследия - «Здание Алафузовского театра второй половины XIX века»; обязать ГБУ «Казанский Татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева» установить на вышеуказанном объекте надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (л.д.3-5,32).

      Представитель заявителя - прокурора Кировского района г. Казани помощник прокурора Дворянский И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал.      

    Представитель ответчика ГБУ «Казанский Татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева» Ахтямов У.А., действующий на основании доверенности (л.д.41) в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме (л.д.42).

Представитель третьего лица Министерство земельных и имущественных отношений РТ Белова Л.В., действующая на основании доверенности (л.д.17), в судебном заседании с иском согласилась.

Представитель третьего лица - Министерства культуры РТ Бусыгина Я.А., действующая на основании доверенности (л.д.40), в суд не явилась, извещена надлежащим образом, представила отзыв (л.д.38-39).

      Выслушав прокурора, представителя ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с п. 3 ст. 48Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

В соответствии со ст. 51Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры.

Согласно Постановлению Совмина СССР от 16.09.1982 N 865 (ред. от 29.12.1989, с изм. от 25.06.2002) "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры", порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно - арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.

В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.

Кроме того, абзацем 3 п. 59 данного Положения, ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.

Использование объекта культурного наследия с нарушением Закона и законодательства субъектов РФ об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.

В соответствии с п. 6 ст. 12, Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитуте, ипотеке, доверительном управлении, аренде, концессионном соглашении, аресте имущества, заявлении о праве требования в отношении объекта недвижимого имущества и других), дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись. Для объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия указываются содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств.

       В соответствии с Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов муниципальных образований.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

По результатам проведенной прокуратурой Кировского района города Казани проверки установлено, что по адресу: <адрес> располагается объект культурного наследия республиканского значения «Здание Алафузовского театра второй половины XIX века», которое на праве оперативного управления закреплено за ГУ «Казанский Татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7,8).

Решение о принятии данного объекта культурного наследия на государственную охрану памятников истории и культуры принято на основании Постановления Совета Министров ТАССР от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с Законом РТ «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей» Кабинетом Министров РТ включен в категорию объектов исторического и культурного наследия республиканского значения (л.д.9-13).

Как показала проверка, собственник не принимает должных мер к сохранению указанного объекта культурного наследия.

Кроме того, согласно ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается в данном случае на лицо, в оперативном управлении которого находится данный объект.

По результатам проведенной прокуратурой Кировского района города Казани проверки установлено, что на объекте культурного наследия «Здание Алафузовского театра второй половины XIX века» отсутствует информационные надписи и обозначения.

Исходя из этого, учитывая признание иска ответчиком ГБУ «Казанский Татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева», суд приходит к выводу о том, что ответчику необходимо зарегистрировать обременение на объект культурного наследия - «Здания Алафузовского театра второй половины XIX века» и установить на данный объект надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.

    При таких обстоятельствах суд считает, что иск прокурора Кировского района г. Казани обоснован и подлежит удовлетворению.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Иск удовлетворить.

Обязать ГБУ «Казанский Татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева» зарегистрировать обременение на объект культурного наследия - «Здание Алафузовского театра второй половины XIX века».

Обязать ГБУ «Казанский Татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева» установить на объект культурного наследия - «Здание Алафузовского театра второй половины XIX века» надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.

         Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Кировский районный суд г. Казани РТ в течение 10 дней.

Судья     Э.Р. Низамов