о признании права собственности на долю жилого дома в силу приобретательской давности



                                                           Дело № 2-327/12 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2012 года Кировский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Низамова Э.Р.,

при секретаре Шукаревой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Багаутдиновой А.Т. к Ахметзянову Р.Г. о признании права собственности на долю жилого дома в силу приобретательской давности и встречному иску Ахметзянова Р.Г. к Багаутдиновой А.Т. об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования;

Установил:

    Багаутдинова А.Т. обратилась в суд с иском к Ахметзянову Р.Г. о признании права собственности на долю жилого дома в силу приобретательской давности, в обоснование своих требований указав, что она является собственником <данные изъяты> доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано надлежащим образом. Собственником 31/120 доли указанного жилого дома является Ахметзянов Р.Г. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником оставшейся <данные изъяты> доли жилого дома являлся Ахметзянов Г., на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и решения РИК Кировского РСНД г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении технической характеристики и состава владельцев по домовладению <адрес>», умерший более 20 лет назад. В настоящее время Багаутдинова А.Т. намерена приобрести в собственность земельный участок, находящийся под вышеуказанным домом, подготовлено землеустроительное дело, проведено согласование границ земельного участка. Однако, препятствием для оформления земельного участка в собственность, является наличие зарегистрированного права собственности на <данные изъяты> доли за Ахметзяновым Г.. Отец истицы - Назмутдинов Т.С. владел указанной долей на основании Свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку Ахметзянов Г. умер, при этом после его смерти никто не вступил в права наследования, Багаутдинова А.Т. владела имуществом умершего как своим собственным, несла бремя содержания, ответчик отказывается предпринимать какие-либо действия для разрешения вопроса. На основании вышеизложенного, истица просит суд признать за ней право собственности на <данные изъяты> доли жилого <адрес> в силу приобретательской давности (л.д.3-5).

Ахметзянов Р.Г. обратился в суд со встречным иском к Багаутдиновой А.Т. об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования, в обоснование иска указав, что с ДД.ММ.ГГГГ г. в <адрес> проживал дед Ахметзянова Р.Г. со своей семьей. В 40-х - 50-х годах часть дома была продана семье Назмутдиновых. В настоящее время, истица по основному иску - дочь Назмутдинова Т.С. - Багаутдинова А.Т. является в порядке наследования собственником <данные изъяты> доли домовладения. После смерти деда ответчика, его жена (бабушка Ахметзянова Р.Г.) часть домовладения - <данные изъяты> доли подарила своему сыну - Ахметзянов Г., <данные изъяты> завещала второму сыну - Ахметзянову Га. Ахметзянов Р.Г. является родным сыном умершего Ахметзянова Га. И и родным племянником умершего Ахметзянов Г.. После смерти отца, Ахметзянов Р.Г. стал собственником <данные изъяты> доли домовладения, согласно свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ. Фактически с ДД.ММ.ГГГГ-х годов и по настоящее время пользование жилым домом осуществляется следующим образом: комнаты , - в пользовании семьи Назмутдиновых, в настоящее время Багаутдиновой А.Т.; комнаты в совместном пользовании семьи Ахметзяновых. До своей смерти, Ахметзянов Г. проживал в комнате . После его смерти, истец по встречному иску произвел в данной комнате капитальный ремонт, провел газопровод, установил газовое отопление, электрические и газовые счетчики. В комнате стала проживать семья Ахметзянова Р.Г.. Умершим Ахметзяновым Г.И. какого- либо завещания составлено не было. Ахметзянов Р.Г. является наследником второй очереди по праву представления. Других наследников не имеется. В течение установленного законом срока Ахметзянов Р.Г. не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако после смерти дяди, Ахметзянов Р.Г., как наследник совершил все действия, являющиеся фактическим принятием наследства, вступил во владение, принадлежащей умершему 31/120 доли жилого дома, оплачивает расходы на содержание имущества, коммунальные платежи. Просит суд установить факт принятия Ахметзяновым Р.Г. наследства, открывшегося после смерти его дяди - Ахметзянова Г.И.; признать за ним право собственности в порядке наследования на <данные изъяты> долю умершего Ахметзянова Г.И. (л.д.52-54).

Представитель истца по основному иску ответчика по встречному иску Багаутдиновой А.Т. - Фахуртдинов Р.З., действующий на основании доверенности (л.д.35) в судебное заседание не явился, представил заявление, просил рассмотреть дело в его отсутствие, свои исковые требования поддерживает, встречный иск не признает (л.д.109).

    Ответчик по основному иску, истец по встречному Ахметзянов Р.Г., его представители Щеглетова Т.Н., Янгузарова Л.Р. действующие на основании доверенности (л.д.49,48), в судебном заседании основной иск не признали, встречный иск поддержали.

Представитель третьего лица МУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» Анисимов А.В., действующий на основании доверенности (л.д.111) в судебное заседание не явился, представил заявление, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на усмотрение суда (л.д.110).

Выслушав представителя ответчика по основному иску, истца по встречному иску и его представителей, свидетеля Хатауллина М.Я., подтвердившего, что после смерти Ахметзянов Г., его комнату в доме занял Ахметзянов Р.Г., сделал в ней ремонт, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

Согласно ст.8 ГК РФ «гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

    В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

    1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

    2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

    3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

    4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

    5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

    6) вследствие причинения вреда другому лицу;

    7) вследствие неосновательного обогащения;

    8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

    9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

    Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом».

Согласно п.1 ст.234 ГК РФ «лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является».

Согласно ч.1 ст.264 ГПК РФ «суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан».

В соответствии с п.9 ч.2 ст.264 ГПК РФ «суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства».

Статьей 1112 ГК РФ предусмотрено, что «в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности».

В силу ст.1143 ГК РФ «Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.

Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления».

Согласно п.2 ст.1153 ГК РФ, «признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства».

    Судом установлено, что на основании Решения РИК Кировского РСНД г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении технической характеристики и состава владельцев по домовладению <адрес>», домовладение по <адрес> принадлежит <данные изъяты> -Ахметзянову Га, <данные изъяты> - Ахметзянову Г., <данные изъяты> - Назмутдинову Т.С. (л.д.27).

ДД.ММ.ГГГГ умер Ахметзянов Г.И. (л.д.126).

    После смерти Ахметзянова Г.И. открылось наследственное имущество, в том числе в виде <данные изъяты> доли в жилом <адрес>, принадлежащей ему на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и Решения РИК за от ДД.ММ.ГГГГ «об упорядочении долей» (л.д.9).

К нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти Ахметзянов Г. с ДД.ММ.ГГГГ никто не обращался.

58/120 долей в праве общей долевой собственности на жилой <адрес> принадлежит Багаутдиновой А.Т. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, после умершего отца Назмутдинова Т.С., зарегистрировано надлежащим образом (л.д.26).

31/120 долей в праве общей долевой собственности принадлежит Ахметзянову Р.Г. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, после умершего Ахметзянова Га. И (л.д.56).

Ахметзянов Р.Г. является родным племянником умершего Ахметзянов Г. (л.д.59,112,113).

       Таким образом, Ахметзянов Р.Г. является наследником по закону, после смерти дяди по праву представления.

        В установленный п.1 ст.1154 ГК РФ шестимесячный срок Ахметзянов Р.Г. в порядке, предусмотренном п.1 ст.1153 ГК РФ не обратился к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства.

    Однако Ахметшин Р.Г. фактически принял наследство, открывшееся после смерти Ахметзянов Г.: произвел в комнате, в которой проживал Ахметзянов Г.И. капитальный ремонт, провел газопровод, установил газовое отопление, электрические и газовые счетчики, его семья проживает в данной комнате и доме, регулярно оплачивают коммунальные платежи, газ (л.д.80-82,83-84,85,86,87-89,90,92,93-96), что подтвердил в ходе судебного заседания истец по встречному иску, свидетель Хатамуллин М.Я..

Кроме того, Ахметзянов Р.Г. указывает, что фактически, с ДД.ММ.ГГГГ-х годов и по настоящее время пользование жилым домом осуществляется следующим образом: комнаты - в пользовании семьи Багаутдиновой А.Т.; комнаты в совместном пользовании семьи Ахметзяновых, в комнате проживал Ахметзянов Г.И., что не отрицалось в судебных заседаниях представителем Багаутдиновой А.Т..

Исходя из содержания ст. 234 ГК РФ, в предмет доказывания по спору о признании права собственности по основанию приобретательной давности входят факт добросовестного, открытого и непрерывного владения истцом спорным имуществом как своим собственным в течение пятнадцати лет.

Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.

В пункте 59 указанного Постановления разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Пунктом 19 указанного выше Постановления Пленума ВС РФ разъяснено, что возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.

Истцом по основному иску Багаутдиновой А.Т. не представлено доказательств возникновения у него соответствующего права, то, что она владела и пользовалась жилым помещением принадлежащим Ахметзянову Г..

Из пояснений Ахметзянова Р.Г. и свидетеля Хатамуллина М.Я. следует, что именно он владел и пользовался спорным имуществом своего родного дяди Ахметзянов Г., провел туда газовое отопление, оплачивает соответствующие платежи, т.е. фактически принял наследство в виде <данные изъяты> доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>,.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, о том, что требования Багаутдиновой А.Т. о признании права собственности на долю жилого дома в силу приобретательской давности не соответствуют закону и не подлежат удовлетворению.

Встречный иск Ахметзянов Р.Г. к Багаутдиновой А.Т. об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования подлежит удовлетворению.

     На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований Багаутдиновой А.Т. отказать.

Встречные исковые требования Ахметзянова Р.Г. удовлетворить.

    Установить факт принятия Ахметзяновым Р.Г. наследства, открывшегося после смерти Ахметзянов Г., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Ахметзяновым Р.Г. право собственности в порядке наследования на <данные изъяты> доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, после смерти Ахметзянов Г., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Кировский районный суд г. Казани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

                        Судья                                    Э.Р. Низамов