Иск Скворцова К.С. к МКУ `Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани` о призн. отказа во включ. во внеочеред. список гражд., нуждающ. в улучш. жил. услов.



                                                                                           Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань                        15 июня 2012 года

Кировский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Г.Р. Хамитовой,

при секретаре судебного заседания Д.Ф. Мухитовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирилла Сергеевича Скворцова к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании отказа во включении во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным,

УСТАНОВИЛ:

К.С. ФИО3 обратился в суд с иском к МКУ «Администрация Кировского и <адрес>ов ИК МО <адрес>» в вышеприведенной формулировке, в обоснование требования указав, что в ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел жилищной политики при <адрес> с заявлением о постановке его на учет как сироту, оставшегося без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако истцу было отказано в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы. При этом, К.С. ФИО3 проживает по адресу: <адрес> ФИО9, ФИО8, ФИО11, ФИО10. В данной квартире он с бабушкой, которая является его опекуном, занимают комнату площадью <данные изъяты>. В связи с этим, истец считает, что нуждается в улучшении жилищных условий, отказ в постановке его на учет в качестве нуждающегося считает незаконным, просит обязать ответчика включить его во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Истец К.С. ФИО3 и его представитель по ордеру ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика -МКУ «Администрация Кировского и <адрес>ов ИК МО <адрес>», ФИО7, действующая на основании доверенности, с иском К.С. ФИО3 не согласилась по доводам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Представитель третьего лица -МКУ «Управление жилищной политики ИК МО <адрес>», на судебное заседание не явился.

Выслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Положениями статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичное положение содержится в пункте 5 статьи 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в РТ» -ЗРТ от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует и судом установлено, что собственником <адрес> является ФИО8 (л.д.64, 65).

По указанному адресу зарегистрированы: ФИО9, ФИО8, ФИО10 и К.С. ФИО3, а проживают: ФИО9, ФИО8, ФИО10, К.С. ФИО3 и ФИО11 (л.д.31, 62).

Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с лишением родителей К.С. ФИО3 родительских прав опекуном над ним назначена бабушка -ФИО9, с выдачей соответствующего удостоверения, а за несовершеннолетним К.С. ФИО3 закреплено право регистрации и проживания по <адрес> -60 (л.д.15, 16).

Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 было разрешено оформление договора мены двух комнатной <адрес> на трехкомнатную <адрес> том же доме, с закреплением за несовершеннолетним К.С. ФИО3 права регистрации и права проживания по <адрес> -61 (л.д.17 -18, 19)

С ДД.ММ.ГГГГ К.С.ФИО3 обучается и будет обучаться до ДД.ММ.ГГГГ в ПУ (л.д.11).

Представитель истца в судебном заседании пояснил и свидетели ФИО9 и ФИО8 подтвердили, что <адрес> проживают 5 человек, К.С. ФИО3 с бабушкой ФИО9 занимают жилую комнату площадью около 15 кв.м., поскольку он в настоящее время является совершеннолетним, ему необходима отдельная комната, в связи с чем, нуждается в улучшении жилищных условий.

При этом, Распоряжением главы Администрации Кировского и <адрес>ов ИК МО <адрес> р от ДД.ММ.ГГГГ К.С. ФИО3 во включении его во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» отказано в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы.

Из материалов гражданского дела следует, что спорная квартира имеет общую площадь 61,2 кв.м. (л.д.41 -45), как было указано выше зарегистрированными числятся 4 человека, соответственно, на каждого члена семьи собственника, в том числе истца, приходится по 15,3 кв.м. общей площади закрепленного жилого помещения, что превышает учетную норму общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма площади жилого помещения и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 12 кв.м.

Кроме того, истец не мог быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку за ним имеется закрепленное жилое помещение, что исключает обязанность органа местного самоуправления по предоставлению жилья во внеочередном порядке.

В определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-О указано, что пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права заявителя, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

Таким образом, наличие закрепленного за данной категорией лиц жилого помещения не препятствует им в получении жилого помещения вне очереди при соблюдении определенных условий: данные лица должны быть обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления; признаны в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

В материалах дела отсутствуют доказательства признания К.С. ФИО3 в установленном порядке малоимущим и нуждающимся в жилом помещении и имеются доказательства обеспеченности общей площадью жилого помещения более учетной нормы на одного члена семьи.

Отсутствуют в материалах дела и доказательства невозможности проживания К.С. ФИО3 в спорном жилом помещении либо несоответствия жилого помещения санитарным нормам и правилам. Представленный в материалы дела акт обследования жилищно -бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31) не может быть принят судом во внимание, поскольку не содержит в себе выводов о несоответствии жилого помещения по адресу: <адрес> -61, требованиям санитарных норм и правил, тогда как из акта обследования жилищно -бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62) следует, что санитарное состояние квартиры, в которой проживает К.С. ФИО3, хорошее, в наличии имеется мебель, необходимая бытовая техника, взаимоотношения в семье хорошие.

Также не могут быть приняты судом во внимание, доводы представителя истца о том, что в настоящее время собственником жилого помещения является ФИО8, которая в любое время может обратиться с требованием о выселении истца, поскольку в силу статьи 20 ГК РФ жилищные права несовершеннолетнего ребенка производны от прав его родителей, усыновителей либо опекунов.

При таких обстоятельствах, у суда законных оснований для удовлетворения требования К.С. ФИО3 не имеется, в связи с чем, в иске надлежит отказать.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО2 в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца.

Судья                                                                                                     Г.Р. Хамитова