Р Е Ш Е Н ИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2010 года г. Новопавловск
Кировский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Гавриленко О.В.,
при секретаре Беловой Е.В.,
с участием: истца Змиевской Л.В., представителя истца Юрицыной В.А., действующей на основании ордера № и удостоверения №, истца - Змиевского А.А., представителя ответчика Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Волгина А.Ю., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Змиевской Любови Владимировны и Змиевского Александра Александровича к Государственному учреждению - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на получение единовременной и ежемесячных страховых выплат, в связи со смертью застрахованного лица,
У с т а н о в и л:
что истцы обратились в суд с иском о признании за ними права на получение единовременной и ежемесячных страховых выплат после смерти застрахованного лица - Змиевского А.Д., умершего в результате несчастного случая на производстве.
В судебном заседании Змиевская Л.В. свои исковые требования уточнила, пояснив, что с дд.мм.гг. ее муж Змиевский А.Д., работал в Кировском территориальном медицинском объединении (далее ТМО) в должности водителя 3 класса.
дд.мм.гг. в результате ДТП, произошедшего с участием а/м «Газель» и а/м ВАЗ 2121 «Нива» гос. №, принадлежащей ТМО под управлением Змиевского А.Д., последнему были причинены телесные повреждения в виде ушиба сердца и легких, ЗЧМТ, сотрясения головного мозга. По результатам данного происшествия был составлен Акт по форме № 1 о несчастном случае на производстве, в котором причинной дорожно-транспортного происшествия указывалось нарушение правил дорожного движения со стороны водителя автомобиля «Газель», который совершая обгон транспортного средства, выехал на полосу встречного движения и допустил столкновение с автомобилем ВАЗ-2121 «Нива» под управлением мужа.
После проведенного лечения Змиевский А.Д. продолжал работать в той же должности в Кировской ЦРБ (после реорганизации ТМО).
дд.мм.гг. Змиевский А.Д. умер и по этим основаниям трудовой договор с ним был прекращен.
Поскольку, на день смерти Змиевского А.Д. она состояла с ним в зарегистрированном браке, то имеет право на получение единовременной страховой выплаты после смерти мужа.
Кроме того, на момент смерти мужа их общий ребенок Змиевский А.А., являлся несовершеннолетним и находился на иждивении отца.
В настоящее время сын обучается на 2 курсе ГОУ НПО «Минераловодского колледжа железнодорожного транспорта», в связи с этим он имеет право на получение единовременной, а так же ежемесячных страховых выплат после его смерти Змиевского А.Д.
В ноябре 2009 года они обратились с заявлениями о назначении им страховых выплат в филиал №4 Государственного учреждения Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, но им было отказано. Руководство Фонда настаивает на предоставлении ими заключения медико-социальной экспертизы о связи смерти пострадавшего с несчастным случаем на производстве.
Однако выполнить указанное требование они не могут, поскольку, при жизни Змиевский А.Д. освидетельствование в бюро МСЭ не проходил, несмотря постоянное ухудшение состояния здоровья, муж продолжал работать, исполнять свои служебные обязанности, обращаясь за медицинской помощью лишь в критических случаях.
Змиевский А.Д. являлся застрахованным лицом, повреждение здоровья, послужившее причиной его смерти, он получил при исполнении своих обязанностей по трудовому договору.
В силу этих обстоятельств она как супруга и сын Змиевский А.А. вправе рассчитывать на страховое обеспечение.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Волгин А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что принимая решения об отказе в назначении выплат заявителям Фонд филиала № 4 действовал обоснованно и в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Каких-либо иных нарушений законности, направленных на воспрепятствование реализации законных прав и интересов истцов ими допущено не было, как вследствие прямого умысла, так и в следствии неверного толкования источников материального права.
Выслушав объяснение лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив имеющиеся материалы, суд приходит к выводу о полном удовлетворении заявленных соистцами требований.
Так из записи в трудовой книжке № усматривается, что Змиевский Александр Дмитриевич с дд.мм.гг., приказом № от дд.мм.гг., принят водителем в Кировское территориальное медицинское объединение. дд.мм.гг. трудовой договор с ним прекращен в связи со смертью (приказ № от дд.мм.гг.).
Согласно справки по форме № о несчастном случае на производстве дд.мм.гг. в 08 часов 30 минут в Кировском ТМО по ..., ... в результате столкновения а/м «Газель» с а/м ВАЗ 2121 «Нива» произошло ДТП, водитель которой Змиевский А.Д. получил ЗЧМТ сотрясение головного мозга, ушиб сердца и легких.
По заключению государственного инспектора труда от дд.мм.гг. № на основании проведенного расследования в соответствии п. 2 Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03 июля 1995 г., №, а так же п.3а.; п.25 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда РФ дд.мм.гг. №, признано, что данный несчастный случай подлежит квалификации как случай связанный с производством.
Из справки о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве, выданной МУЗ Кировской центральной районной больницей следует, что Змиевский А.Д., 47 лет, водитель МУЗ «Кировская ЦРБ» проходил лечение в период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. по поводу тупой травмы грудной клетки, ушиба сердца (от дд.мм.гг.), гипертонической болезни, легочной эмболии S28,/11,/26. Последствия несчастного случая на производстве вызвали летальный исход.
Факт смерти Змиевского А.Д. подтверждается свидетельством о смерти I№ от дд.мм.гг. Отдела ЗАГС Управления ЗАГС Ставропольского края по Кировскому району.
Согласно выводов комиссионной судебно-медицинской экспертизы № от дд.мм.гг. у Змиевского А.Д. паталогоанататолом установлено наличие адгезивного перикардита («панцирное» сердце) причинной которого смогли быть последствия закрытой тупой травмы груди. Не исключается возможность развития необратимых процессов в сердце Змиевского А.Д., обусловивших смерть, в результате закрытой тупой травмы груди, полученной им на месте водителя легкового автомобиля при дорожно-транспортном происшествии дд.мм.гг..
Перечисленные доказательства в своей совокупности позволяют суду сделать вывод о взаимосвязи смерти Змиевского А.Д. с несчастным случаем на производстве.
Согласно положениям ст. 3 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ, несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
В судебном заседании нашли свое подтверждение доводы истцов о том, что в период работы Змиевского А.Д. в Кировском ТМО дд.мм.гг. при исполнении им своих трудовых обязанностей с ним произошел несчастный случай, повлекший дд.мм.гг. его смерть.
В статье 3 ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ дано понятие страхового случая, согласно которому, страховым случаем является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
По смыслу данной нормы закона, для признания страхового случая таковым необходимо следующее: подтверждение в установленном порядке факта повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществить обеспечение по страхованию.
Каких-либо иных требований для признания несчастного случая страховым закон не предусматривает.
В силу ст. 1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» №125-ФЗ от 24.07.1998 г. обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает: возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию.
Согласно ст. 3 Федерального закона №125-ФЗ страховщиком является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Из п.2 ст. 7 данного закона следует, что право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица в результате наступления страхового случая имеют: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.
Согласно п.3 ст. 10 Федерального закона № 125-ФЗ ежемесячные страховые выплаты выплачиваются в случае смерти застрахованного лицам, имеющим право на их получение, в периоды, установленные п. 3 ст. 7 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.3 ст. 7 названного закона страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются: несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет, а учащимся старше 18 лет - до окончания учеты в учебных заведениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет.
Факт нахождения Змиевского А.А. на иждивении у Змиевского А.Д. подтверждается справкой № от дд.мм.гг. Администрации МО г. Новопавловска на основании акта обследования от дд.мм.гг..
Кроме того п. 6 ст. 15 этого же Федерального закона в случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата производится равными долями супруге (супругу) умершего (умершей), а также иным лицам, указанным п. 2 ст.7 настоящего Федерального закона, имевшим на день смерти застрахованного право на получение единовременной страховой выплаты.
В данном случае таковыми являются: сын Змиевского А.Д. - Змиевский А.А., дд.мм.гг. рождения, и супруга Змиевского А.Д. - Змиевская Л.В..
Родственные отношения Змиевского А.А. и Змиевской Л.В. со Змиевским А.Д. нашли свое подтверждение в исследованных судом документах: свидетельстве № о заключении брака между Змиевским А.Д. и Щербина Л.В., которой после вступления в брак была присвоена фамилия мужа Змиевская; свидетельстве о рождении Змиевского А.А. №, выданным дд.мм.гг. Кировским ЗАГС Ставропольского края, согласно которому его родителями являются: отец Змиевский Александр Дмитриевич, мать Змиевская Любовь Владимировна.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 8 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 г., обеспечение по социальному страхованию осуществляется в виде страховых выплат: единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти.
Таким образом, Змиевская Л.В. супруга умершего имеет право на получение единовременной страховой выплаты, а Змиевский А.А. сын умершего доказал свое право на получение единовременной и ежемесячных страховых выплат.
Согласно п. 6 ст. 15 этого же Федерального закона в случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата производится равными долями супруге (супругу) умершего (умершей), а также иным лицам, указанным п. 2 ст.7 настоящего Федерального закона, имевшим на день смерти застрахованного право на получение единовременной страховой выплаты.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы.
Следовательно, подлежит взысканию с ответчика 15000 рублей судебных расходов по оплате труда адвоката и 8 271 руб. за проведение судебно-медицинской экспертизы.
Руководствуясь статьями 1,3,7,8,10,15 Федерального закона РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ; ст.ст.1,3 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования; ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Змиевской Любови Владимировны и Змиевского Александра Александровича к Государственному учреждению - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на получение единовременной и ежемесячных страховых выплат, в связи со смертью застрахованного лица, - удовлетворить.
Признать за Змиевской Любовью Владимировной, супругой умершего в результате несчастного случая на производстве Змиевского Александра Дмитриевича, право на получение единовременной страховой выплаты.
Признать за Змиевским Александром Александровичем, сыном умершего в результате несчастного случая на производстве Змиевского Александра Дмитриевича, право на получение единовременной и ежемесячных страховых выплат.
Обязать Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации назначить Змиевской Любови Владимировне единовременную страховую выплату.
Обязать Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации назначить Змиевскому Александру Александровичу единовременную и ежемесячные страховые выплаты.
Взыскать с Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Змиевской Любовь Владимировны - 15000 рублей судебных расходов по оплате труда адвоката и 8 271 руб. за проведение судебно-медицинской экспертизы. Всего подлежит взысканию в ее пользу 23 271 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение 10 дней.
Судья подпись
Копия верна:
Судья О.В. Гавриленко