Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Новопавловск 3 декабря 2010 года
Кировский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Кошкидько Г.В.,
при секретаре Проценко М.А.,
с участием истца ГМВ,
представителя третьего лица администрации <адрес> <адрес> МТТ, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ГМВ к администрации муниципального образования <адрес> <адрес> о признании права на получение в собственность земельного участка,
у с т а н о в и л:
ГМВ обратилась в Кировский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования <адрес> <адрес> о признании права на получение в собственность земельного участка.
В судебном заседании истец ГМВ исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что она проживает на территории МО <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год она работала кухрабочей в <данные изъяты> <адрес> <адрес>. На территории <данные изъяты> располагался и действовал колхоз <данные изъяты>, который впоследствии был реорганизован в <данные изъяты> В соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлениями Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» в 1992-1995 годах была произведена приватизация сельскохозяйственных угодий колхлза «<данные изъяты>» <адрес>. Данная приватизация была осуществлена путем деления сельскохозяйственных угодий на условные земельные доли, без определения границ на местности, с передачей земли гражданам на праве общей собственности. Согласно Конституции РСФСР, действовавшей до 1993 года, земля, недра, воды, растительный и животный мир являлись достоянием народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992 ода № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» в списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, включаются: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающих на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий). Однако, он работник социальной сферы, по неизвестным ему причинам не был внесен в список лиц, имеющих право на получение земли в собственность и соответственно ему не была предоставлена земля. Она обращалась в администрацию МО <данные изъяты> Комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>, с просьбой о предоставлении ей в собственность земельного участка. Ей было отказано в связи с тем, что все земли сельскохозяйственного назначения были уже распределены. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и законом Ставропольского края от 11.10.2002 г. № 42-кз «Об упорядочении отношений по использованию земельных долей на территории Ставропольского края» в 2006 году была произведена инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения в целях выявления неиспользуемых земельных долей в праве обшей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, собственники которых на реализовали свое право на распоряжение ими в течение трех лет, либо неизвестны. В результате инвентаризации было установлено наличие земель фонда перераспределения в количестве 2516,69га. Решением Совета Кировского муниципального района Ставропольского края № 136 от 04.07.2006 года данные земли сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) были переданы в распоряжение (управление) администрации МО <адрес>. В соответствии с абз. 5 п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут предоставляться гражданам в собственность на безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Ею было подано заявление в администрацию МО <адрес> о выделении ей земельного участка из указанного фонда перераспределения земель. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № ей было отказано в удовлетворении ее просьбы. Основанием для отказа послужил тот факт, что администрация МО <адрес> не является собственником данных земель, а лишь управляет ими. В соответствии с Законом Ставропольского края от 11.10.2002 года № 42-кз «Об упорядочении отношений по использованию земельных долей на территории Ставропольского края» обособленные в отдельные земельные участки в счет невостребованных земельных долей, обращаются в собственность Ставропольского края. В настоящее время Правительство Ставропольского края не обратило невостребованные земли в собственность Ставропольского края, в связи, с чем Правительство Ставропольского края так же не является собственником указанных земельных долей. В силу того, что ее права на получение в собственность земельного участка нарушены, она вынуждена обратится за их защитой в суд. Просит суд признать за ней право на получение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения размером 4,37 гектара из земель, находящихся в фонде перераспределения земель администрации муниципального образования <адрес> Кировского муниципального района <адрес>, бесплатно. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> Кировского муниципального района <адрес> выделить ей в собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения размером 4,37 гектара из земель, находящихся в фонде перераспределения земель администрации муниципального образования <адрес> Кировского муниципального района <адрес>.
Представитель ответчика МО Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, своим ходатайством просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, решение вынести на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - администрации Кировского муниципального района СК МТТ-З. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица - правительства <адрес> ГТЕ в судебное заседание не явилась, своим ходатайством просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
Согласно ответа главы администрации МО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № заявителю ГМВ отказано в наделении земельным участком.
Из справки выданной главой администрации МО <адрес> на основании похозяйственной книги следует, что ГМВ проживает на территории МО <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно трудовой книжки ГМВ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала кухрабочей в <адрес> <адрес>.
В соответствии со сведениями архивного отдела администрации Кировского муниципального района (справка от ДД.ММ.ГГГГ №) работники социальной сферы в списки, наделенных земельными паями <данные изъяты> не внесены.
В соответствии со сведениями архивного отдела администрации Кировского муниципального района (справка от ДД.ММ.ГГГГ №) работники социальной сферы в списки, наделенных земельными паями <данные изъяты> не внесены.
В соответствии со сведениями архивного отдела администрации Кировского муниципального района (справка от ДД.ММ.ГГГГ №) работники социальной сферы в списки, наделенных земельными паями <данные изъяты> не внесены.
В соответствии со сведениями Кировского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (справка от ДД.ММ.ГГГГ №) ГМВ в списки, наделенных земельными паями <данные изъяты> не значится.
Согласно Положению о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, имеющими право на бесплатное получение в собственность земельной доли среди прочих указаны лица, занятые в социальной сфере на селе (работники организаций народного образования).
Из отзыва главы администрации МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на территории сельсовета в 1992 году проходился приватизация коллективных сельхозпредприятий, однако на общем собрании членов этих предприятий не принималось решение о наделении землей социальных работников.
С 27 января 2003 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.12.2002 года № 912, данный нормативный акт утратил силу.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, включаются: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).
Указанный нормативно-правовой акт с изданием Указа Президента РФ от 25.02.2003 года № 250 признан недействующим.
В силу статьи 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы (нормативно-правовые акты), отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьей 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Часть 1 статьи 15 Земельного Кодекса РФ устанавливает: собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Поскольку право на получение земли в собственность возникло у ГМВ до 2003 года, то есть до момента утраты действия вышеуказанных правовых актов, суд пришел к выводу о необходимости применения данных норм, поскольку ими регулировались правоотношения по предоставлению земельной доли в собственность гражданина. При ином положении, могут быть ущемлены права истца, что является нарушением конституционных норм и принципов.
Данные земли переданы в распоряжение (управление) администрации на основании решения Совета Кировского муниципального района от 04.07.2006 года № 136 «О передаче полномочий Кировского муниципального района по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена поселениями <адрес>». Администрация МО <адрес> не может предоставить в
собственность истцу земельный участок площадью 4,37 гектара из состава земель фонда перераспределения, поскольку не являются собственником данных земель и не может распоряжаться (отчуждать) ими до момента разграничения государственной собственности на данные земли.
В соответствии с абзацем 5 пункта 4 статьи 10 Федерального Закона РФ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут предоставляться гражданам в собственность на безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что статья 10 ФЗ РФ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ содержит положения о юридической судьбе земельных участков из фонда перераспределения земель, то есть о таких участках, которые по каким-либо причинам не были приватизированы в 1992 - 1994 годах, или образовались в связи с отказом собственников от таких участков, либо права на них возникли у публично-правовых субъектов в силу статей 5, 6, 8 и пункта 5 статьи 13 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также статьи 44 Земельного кодекса РФ. Указанные земельные участки могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе. Условия и порядок передачи их в аренду или предоставление в собственность регулируются как федеральным законодательством, прежде всего Гражданским и Земельным кодексами РФ, производными от них актами, так и законодательством субъектов РФ.
Истец просит суд признать за ней право на бесплатное получение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения из земель фонда перераспределения земель, образованного, в том числе из земель, оставшихся после проведенной в 1992-1994 годах приватизации. То есть наличие данного права является предметом спора и судебного разбирательства.
Доводы истца ГМВ о том, что при приватизации земель сельскохозяйственного назначения ее права, как работника социальной сферы на селе, на получение в собственность земельного участка были нарушены, и об этом ей стало известно летом 2010 года от жителей <адрес>, были подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательствами, не опровергнутых ответчиками.
Так, судом установлено, что истцу ГМВ стало известно о том, что в результате инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения было выявлено наличие земель фонда перераспределения площадью 2 516,69 гектара, то есть земель, оставшихся после проведения приватизации земель. Решением Кировского муниципального района Ставропольского края № 136 от 04.07.2006 года данный земельный фонд перераспределения был передан в управление администрации МО <адрес>. Вышеуказанные обстоятельства послужили для истца основанием обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности истцом не пропущен.
Совокупность полученных судом в ходе судебного разбирательства доказательств, признанных судом относимыми, допустимыми и достаточными позволила прийти к выводу об обоснованности требований истца ГМВ о признании за ней права на получение в собственность земельного участка из земель, находящихся в фонде перераспределения, бесплатно.
В связи с отказом истца о взыскании с ответчиков уплаченной ею госпошлины при подаче иска в суд, суд считает возможным не применять норму ст. 98 ГПК РФ, и не взыскивать данный вид судебных расходов с ответчиков.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 18, 36, 55 Конституции РФ, статьями 199-200 ГК РФ, статьей 15 ЗК РФ, статьей 10 Федерального Закона РФ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьями 41, 98, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ГМВ к администрации муниципального образования <адрес> <адрес> о признании права на получение в собственность земельного участка,- удовлетворить.
Признать за ГМВ право на получение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 4,37 га, выделенного в счет земельной доли из земель, находящихся в фонде перераспределения земель администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>, бесплатно.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> Кировского муниципального района <адрес> выделить в собственность бесплатно ГМВ в счет земельной доли, из земель, находящихся в фонде перераспределения земель администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> земельный участок сельскохозяйственного назначения размером 4,37 гектара.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение 10 дней.
Судья Г.В. Кошкидько