Решение от 08.02.2011 года, по делу № 2-62/2011, иск удовлетворен частично



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 февраля 2011 года г. Новопавловск

Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кулик П.П., при секретаре Манниковой Ю.В., с участием истцов К., действующего в том числе и в интересах К., К., их представителя адвоката адвокатского кабинета г. Новопавловска Синицкого С.Н., действующего на основании удостоверения № и ордера №, представителя ответчиков Министерства Внутренних Дел РФ и войсковой части № ВВ МВД РФ А., действующего на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда гражданское дело по иску К., К., К. к Министерству Внутренних Дел РФ, войсковой части № ВВ МВД РФ о возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истцы К., К., К. обратились в суд с иском к Министерству Внутренних Дел РФ, войсковой части № ВВ МВД РФ о возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении морального вреда.

В судебном заседании истцы К., действующий в том числе и в интересах К., К., исковые требования уточнили в части обязывания ответчиков произведения перерасчета выплат по потере кормильца при этом пояснив, что К. и К. являются родителями, а К. сыном К., который проходил службу в В/Ч № г. __. При выполнении боевого задания в Чеченской республике К. погиб дд.мм.гг.. Впоследствии К., К. и К. по случаю потери кормильца была назначена и выплачивается пенсия. Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав, свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, следовательно, возможность возмещения вреда по случаю потери кормильца не только не исключается, но и приписывается на основе действующих в РФ общих норм гражданского права.

Согласно ст. 1084 ГК РФ.

Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» не оговаривает какие-либо специальные правила определяющие ответственность государства в лице МВД РФ за вред причиненный жизни К. при исполнении обязанности военной службы, следовательно должны быть применены нормы гл. 59 ГК РФ.

В постановлении Конституционного суда РФ от 26.12.2002 года № 17-П указано, что в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих» наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, входит в гарантированный объем возмещения вреда призванного компенсировать последствия изменения их материального или социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.

В соответствии со ст. 1086 ГК РФ, которую они получали, имели право получать на свое содержание, при жизни.

Согласно ст. 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещении вреда причиненного жизни или здоровью индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях предусмотренных законом.

Согласно справки № от дд.мм.гг. К. подписал контракт с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. и проходил службу в войсковой части №, при этом выполняя задания по проведению контртеррористической операции на территории Чеченской республики.

Согласно справки № от дд.мм.гг. выданной в/ч № капитан К. погиб дд.мм.гг. при выполнении служебно-боевых задач в Чеченской республики.

Согласно справки № от дд.мм.гг., выданной в/ч №, приказом командира войсковой части № от дд.мм.гг. капитан К. исключен из списков личного состава части в связи со смертью, наступившей дд.мм.гг. в боевом столкновении в СНП Дышне-Ведено ЧР.

Согласно заключения заместителя командующего группировкой ВВ МВД России в СКР по безопасности перевозок полковника В., причиной гибели К. явилось нарушение правил Положения по планированию, организации и обеспечению безопасности перевозок войск, допущенных начальником штаба бригады ВВ, давшего распоряжение на выдвижение колонны в район в СНП Дышне-Ведено ЧР.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 2009 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода", признал не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19 и 39, часть четвертую статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" в той мере, в какой она во взаимосвязи со статьей 1084 ГК Российской Федерации - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяет правоприменительным органам отказывать в выплате ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии виновных противоправных действий органов внутренних дел, других государственных органов и их должностных лиц. Данное Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Аналогичные выводы содержатся и в Постановлении Конституционного Суда от дд.мм.гг. N 18-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 1084 Гражданского кодекса РФ в связи с запросом Ногайского районного суда Республики Дагестан", в котором указано, что КС РФ постановил признать не противоречащими Конституции Российской Федерации положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку данные положения по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи со статьей 1084 ГК Российской Федерации в системе действующего правового регулирования не предполагают ограничение возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, которые имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в связи с его гибелью (смертью), наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смертью, наступившей вследствие увечья (ранения, контузии, травмы), полученного при исполнении обязанностей военной службы, выплатой только страховых сумм и единовременного пособия, в том числе при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц, и направлены в том числе на восполнение указанным гражданам имущественных потерь, причиненных смертью кормильца, с тем чтобы причитающиеся им в соответствии с законодательством выплаты в совокупности не могли бы быть меньше той части заработка (денежного довольствия), которая приходилась на долю каждого из них при жизни военнослужащего.

дд.мм.гг. Кировский районный суд Ставропольского края, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению К., К. в своих интересах и интересах несовершеннолетнего К. к Министерству внутренних дел Российской Федерации и войсковой части № внутренних войск МВД России, дислоцирующейся в городе __, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца и компенсации морального вреда, вынес решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал. Суд мотивировал свое решением тем, что в связи с выводом суда об отсутствии вины Министерства внутренних дел Российской Федерации и войсковой части № в гибели капитана К., не подлежащими удовлетворению являются и исковые требования о компенсации ответчиками причиненного гибелью К. его родным морального вреда. Суд признал обоснованными доводы представителя ответчика МВД РФ о том, что в соответствии с действующим законодательством, в частности статьей 1099 ГК РФ, одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные статьей 1100 ГК РФ иными нормами действующего законодательства. Действующее законодательство РФ не содержит нормы, прямо предусматривающей возмещение морального вреда при потере кормильца не причинителем вреда, а иным лицом.

Указывают, что на дату вынесения решения ни они ни суд не могли знать, что часть четвертая статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" в той мере, в какой она во взаимосвязи со статьей 1084 ГК Российской Федерации по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - позволяет правоприменительным органам отказывать в выплате ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии виновных противоправных действий органов внутренних дел, других государственных органов и их должностных лиц не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19 и 39.

Согласно заочного решения Кировского районного суда от дд.мм.гг., К. находилась на иждивении у К., согласно решения Кировского районного суда от дд.мм.гг. К. находился на иждивении у К., согласно свидетельства о рождении погибший К. являлся отцом К. дд.мм.гг. года рождения. Постановлением главы администрации

Советского сельсовета Кировского района Ставропольского края № от дд.мм.гг. установлена опека К. над его внуком К.

Среднемесячный заработок К. на момент смерти согласно справки № от дд.мм.гг., выданной в/ч №, составлял бы на дд.мм.гг. __ рублей.

Нетрудоспособным гражданам, состоящим на иждивении кормильца и имеющим право на возмещение вреда в связи с его смертью вред определяется в размере дохода умершего за вычетом доли на него самого и трудоспособных граждан, состоящих на его иждивении. Всего семья К. насчитывала на день его гибели 4 человека, из которых трудоспособным являлся 1 человек. Следовательно, сумма выплаты возмещения вреда составляла бы (__) = __ рублей.

Таким образом, по мнению истцов, в пользу К. подлежит взысканию ежемесячно в течение 3-х лет предшествующих обращению в суд сумма в размере __ рублей, всего __ рублей единовременно. В пользу К. подлежат взысканию ежемесячно в течение 3-х лет предшествующих обращению в суд сумма в размере __ рублей, всего __ рублей единовременно. В пользу К. подлежит взысканию ежемесячно в течение 3-х лет предшествующих обращению в суд сумма в размере __ рублей, всего __ рублей единовременно.

Также указывают, что членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего пенсии по случаю потери кормильца назначаются на условиях, льготных по сравнению с предусмотренными для назначения трудовых пенсий по случаю потери кормильца. Так, размер пенсии по случаю потери кормильца-военнослужащего составляет 40 процентов его денежного довольствия на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не менее 200 процентов социальной пенсии, тогда как соответствующая трудовая пенсия исчисляется исходя из приобретенных пенсионных прав умершего кормильца (накопленного пенсионного капитала), распределенных пропорционально между всеми нетрудоспособными членами семьи, являющимися ее получателями; супруги погибших (умерших) военнослужащих имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца ранее достижения ими возраста, установленного для получения трудовой пенсии: женщины - с 50 лет, мужчины - с 55 лет, а в случае ухода за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, - независимо от возраста, трудоспособности и факта осуществления трудовой деятельности (часть первая статьи 30, пункт "а" статьи 36 и пункт "а" статьи 37 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; подпункт 3 пункта 2 статьи 9 и пункт 1 статьи 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Считают, что К., К. и К. должны получать пенсию по потере кормильца с дд.мм.гг. каждый в размере __ рублей х 40 % = __ рублей.

В рамках действующего правового регулирования для членов семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы либо умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, предусматриваются также ежемесячная доплата в размере 1000 рублей (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров") и, кроме того, для их детей - ежемесячное пособие в размере 1500 рублей, выплачиваемое до достижения ими возраста 18 лет (для ставших инвалидами до достижения возраста 18 лет - независимо от возраста), а детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до конца обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 1219 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)", Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 481 "О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)").

Таким образом считают, что ежемесячные выплаты по потере кормильца у К., К. должны с дд.мм.гг. для каждого составлять __ рублей + __ рублей = __ рублей. Ежемесячные выплаты по потере кормильца у К. должны с дд.мм.гг. составлять __ рублей + __ рублей = __ рублей.

Кроме того, указывают, что смертью кормильца им причинен моральный вред, который подлежит взысканию с ответчиков по 100.000 рублей каждому.

На основании вышеизложенного просят обязать Министерство Внутренних дел Российской Федерации произвести перерасчет выплат по потере кормильца пользу К. на содержание несовершеннолетнего К., дд.мм.гг. года рождения, в счет возмещения вреда причиненного смертью кормильца начиная с дд.мм.гг., с учетом необходимости выплат ежемесячно __ рублей до его совершеннолетия, а в случае обучения в учебных учреждениях по очной форме обучения - до окончания учебы, но не более чем до 23 лет, с последующей индексацией.

Взыскать с Министерства Внутренних дел Российской Федерации в пользу К. на содержание несовершеннолетнего К., дд.мм.гг. года рождения, в счет возмещения вреда причиненного смертью кормильца за период 3-х лет предшествующих обращению в суд __ рублей единовременно.

Взыскать с Министерства Внутренних дел Российской Федерации в пользу К. в счет возмещения вреда причиненного смертью кормильца за период 3-х лет предшествующих обращению в суд __ рублей единовременно.

Обязать Министерство Внутренних дел Российской Федерации произвести перерасчет выплат по потере кормильца К. с дд.мм.гг., с учетом необходимости выплат ежемесячно __ рублей, с последующей индексацией.

Взыскать с Министерства Внутренних дел Российской Федерации в пользу К. в счет возмещения вреда причиненного смертью кормильца за период 3-х лет предшествующих обращению в суд __ рублей единовременно.

Обязать Министерство Внутренних дел Российской Федерации произвести перерасчет выплат по потере кормильца К. с дд.мм.гг., с учетом необходимости выплат ежемесячно __ рублей, с последующей индексацией.

Взыскать с Министерства Внутренних дел Российской Федерации в пользу К., дд.мм.гг. года рождения, в счет возмещения морального вреда, причиненного смертью кормильца __ рублей.

Взыскать с Министерства Внутренних дел Российской Федерации в пользу К. в счет возмещения морального вреда, причиненного смертью кормильца __ рублей.

Взыскать с Министерства Внутренних дел Российской Федерации в пользу К. в счет возмещения морального вреда, причиненного смертью кормильца __ рублей.

Представитель истцов адвокат ФИО10 полностью поддержал заявленные исковые требования и просил суд их удовлетворить.

Прокурор Кировского района, будучи своевременным и надлежащим образом уведомленным о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, не сообщив суду об уважительности причин своей неявки, но суд считает возможным рассмотреть дело без его участия, в виду отсутствия возражений процессуальных участников.

Представитель ответчиков МВД РФ и войсковой части 6752 ВВ МВД РФ, исковые требования не признал и суду показал, что военнослужащие, выполняя обязанности военной службы, исполняют - конституционную обязанность по защите государственных интересов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащего есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных указанным Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, статьи 1 названного Федерального закона, последний установлен в качестве специальной нормы определяющий статус военнослужащих, права, свободы, обязанности и ответственность

военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих.

Согласно статьи 2 указанного Федерального закона военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В соответствии с пункта 2 статьи 32 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ и пункта 4 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы, заключение контракта о прохождении военной службы производится на добровольной основе.

Отсюда следует, заключая контракт о прохождении военной службы, К. согласился на ограничения, предусмотренные законодательством для военнослужащих, в том числе и на условия, объем и характер возмещения вреда, причиненного здоровью, определенного Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

В соответствии со статьей 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни и здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы возмещается по правилам, предусмотренным 59 главой ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Согласно части 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Как следует из части 2 статьи 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда наступает за виновное причинение вреда, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя.Возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья при отсутствии вины причинителя, положениями статьи 1084 ГК РФ не предусмотрено.

Поскольку вины МВД России и войсковой части № в смерти К. нет, право на возмещение вреда, в соответствии с главой 59 ГК РФ истцы не имеют.

На основании данных правовых позиций в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 13-П, на которые ссылаются в своем исковом заявлении истцы, Конституционный суд пришел к выводу о том, что в случае причинения вреда здоровью, либо гибели военнослужащего в условиях боевых действий при исполнении ими обязанностей военной службы, возможно использование в качестве дополнительного элемента механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, и, соответственно, в случае гибели (смерти) военнослужащего - членам его семьи, имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца, ежемесячной денежной выплаты, но только при условии недостаточности выплачиваемых сумм, предназначенных в том числе для восполнения дохода, который они получали при жизни кормильца (если в совокупности, ранее произведенные выплаты и пенсия по случаю потери кормильца меньше части заработка (денежного довольствия), приходившегося на их долю при жизни кормильца).

В системе действующего правового регулирования, государством создан специальный публично-правовой механизм (отличающийся от гражданско-правового) возмещения вреда членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, предназначением которого является восполнение основного или одного из основных источников постоянного дохода семьи военнослужащего - денежного довольствия, утраченного в результате его гибели (смерти), в том числе в случае, когда у самих членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего отсутствует возможность (в силу нетрудоспособности, занятости воспитанием малолетних детей, несовершеннолетия и т.п.) компенсировать утраченный доход собственными усилиями.

Указанный механизм закреплен статьями 18, 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», приказом МВД РФ от 16 декабря 1998 г. № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России» и рядом иных нормативно-правовых актов.

Так Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 20 октября 2010 г. № 18-П разъяснил: «... федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, цель которых - в максимальной степени компенсировать последствия изменения их, материального и социального статуса, обеспечив соразмерный получавшемуся денежному довольствию уровень возмещения вреда.

Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим как лицам, выполняющим конституционно значимые функции, а также задачи Российской Федерации как социального государства по обеспечению эффективной защиты и поддержки семьи и исходя из того, что правовой статус семьи военнослужащего, погибшего при исполнении воинского долга (умершего вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы), произволен от правового статуса военнослужащего и обусловлен спецификой его профессиональной деятельности, федеральный законодатель предусмотрел также особый правовой механизм возмещения вреда, причиненного в связи со смертью кормильца, для членов семей погибших (умерших) военнослужащих.

Одной из форм исполнения государством обязанности возместить вред, который может быть причинен жизни или здоровью военнослужащих при прохождении ими военной службы, является обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета, установленное законом в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации, пункт 1 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату соответствующих страховых сумм при наступлении страховых случаев, военнослужащим обеспечиваются гарантируемые Конституцией Российской Федерации, ее статьями 7 (часть 2), 37 (части 1 и 3) и 41 (часть 1), право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, и право на охрану здоровья. Данный вывод, сформулированный Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 г. № 17-П, в полной мере распространяется на членов семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти), наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, государственная защита которых в таких случаях производна от права самого военнослужащего на возмещение вреда в связи с увечьем (ранением, травмой, контузией), полученным при исполнении обязанностей военной службы, и которые как выгодоприобретатели получают в качестве страховых сумм 25 окладов месячного денежного содержания военнослужащего каждый (абзац второй пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»).

К числу способов возмещения вреда, понесенного членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, относится также выплата им в равных долях единовременного пособия в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. Данная выплата, предусмотренная абзацами первым и вторым пункта 2 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» представляет собой, таким образом, дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах.

Кроме того, члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Как следует из Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (абзац второй статьи 2) и Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (абзац второй статьи 2), пенсия -это ежемесячная денежная выплата, предоставляемая гражданам, в том числе в целях компенсации утраченного заработка (дохода). Соответственно, пенсия по случаю потери кормильца имеет целью текущее (постоянное) жизнеобеспечение нетрудоспособных членов семьи умершего гражданина, состоявших на его иждивении, и призвана восполнить утраченный семьей в связи со смертью кормильца доход.

В рамках действующего правового регулирования для членов семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы либо умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, предусматриваются также ежемесячная доплата в размере 1000 рублей (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров») и, кроме того, для их детей - ежемесячное пособие в размере 1500 рублей, выплачиваемое до достижения ими возраста 18 лет (для ставших инвалидами до достижения возраста 18 лет - независимо от возраста), а детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, -до конца обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 1219 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)», постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 481 «О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников, некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)»).

Кроме того, каждому нетрудоспособному члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, состоявшему на его иждивении и получающему пенсию по случаю потери кормильца, Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» предоставляются меры социальной поддержки и ежемесячная денежная выплата (статья 21, пункт 4 статьи 23.1). За членами семей погибших (умерших) военнослужащих сохраняется ряд иных мер социальной защиты, в том числе право на получение жилых помещений в первоочередном порядке, компенсационные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг, а также социальные гарантии и компенсации, которыми они пользовались при жизни военнослужащего, включая оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, проезд к месту этого лечения и обратно (статья 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).».

После смерти капитана К. МВД России приняло все необходимые меры для обеспечения заявителя всеми положенными выплатами компенсирующими вред причиненный гибелью кормильца и выполнило свои обязательства по возмещению вреда, причиненного смертью кормильца, установленные действующим законодательством, в отношении заявителя в полном объеме.

Так:В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Федеральным законом от 28 марта 1998 г. « 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», приказом МВД РФ от 16 декабря 1998 г. № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России» истцы получили страховые выплаты в размере 25 окладов месячного денежного содержания на каждого члена семьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» в связи с гибелью супруга - военнослужащего истцы получили в равных долях на каждого выгодоприобретателя единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.

В соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 истцы ежемесячно получает пенсию по случаю потери кормильца, с ежемесячной доплатой в размере 1000 рублей на каждого получателя пенсии.

Указанные суммы уже выплаченные истцам и выплачиваемые ежемесячно в возмещение ущерба причиненного гибелью сына и отца истцов явно превышают сумму, которую они требует в настоящем иске.

МВД России в отношении истцов обязательства по возмещению вреда, причиненного смертью кормильца, установленные действующим законодательством России, выполнены в полном объеме.

Таким образом, оснований для возмещения МВД России истцу ущерба в связи с потерей кормильца в порядке определенном главой 59 ГК РФ, нет.

Также, считает необходимым, обратить внимание суда на то, что при определении размера взыскиваемой с МВД России компенсации вреда причиненного потерей кормильца как единовременно, так и ежемесячно, необходимо учитывать уже произведенные и производимые ежемесячно в счет компенсации вреда выплаты.

Ежемесячная выплата заявителю в счет компенсации вреда, причиненного потерей кормильца, если и возможна, то только в размере разницы между утраченным заработком, рассчитанным из среднемесячного денежного содержания погибшего, с учетом повышения денежного довольствия военнослужащих по состоянию на день вынесения решения суда, и денежными выплатами, произведенными единовременно и производящимися ежемесячно в связи с потерей кормильца, при условии положительного результата.

Кроме того, в соответствии со статьей 1099 ГК РФ, одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные статьей 1100 ГК РФ иными нормами действующего законодательства. Действующие законодательство РФ не содержит нормы, прямо предусматривающие возмещение морального вреда при потери кормильца не причинителем вреда, а иным лицом.

Вместе с тем в соответствии со статьей 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.

Так, решением Кировского районного суда Ставропольского края от дд.мм.гг. в аналогичных требованиях К., К. и К. к войсковой части № (правопреемник войсковая часть №) и МВД России отказано в полном объеме.

В связи с вышеизложенным в удовлетворении заявленных требований просит отказать в полном объеме.

Суд, допросив истцов, их представителя, представителя ответчиков, исследовав материалы дела в их совокупности, приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:

Согласно ст. 1 Закона РФ «О статусе военнослужащих», статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами.

На основании ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе» основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция РФ,настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры РФ.

В силу ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Следовательно, возможность возмещения вреда по случаю потери кормильца на основе действующих в РФ общих норм гражданского права не только не исключается, но и предписывается.

Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, если законом или договором, не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Законом РФ «О статусе военнослужащих» предусмотрены страховые гарантии военнослужащим, в том числе, выплата членам семей единовременного пособия в случае гибели военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы. Однако, Закон РФ «О статусе военнослужащих» не регулирует вопросы возмещения вреда, понесенного в случае смерти кормильца. Единовременное пособие, выплачиваемое в соответствии со ст. 18 данного закона, таким возмещением не является, поскольку относится к страховым выплатам.

Кроме того, единовременное возмещение выплачивается всем членам семьи погибшего военнослужащего о равных долях от установленного размера - 120 окладов.

Согласно ст. 1088 ГК РФ в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют:

нетрудоспособные лица, состоявшие ну иждивении умершего, или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.

Вред возмещается:

несовершеннолетним - до достижения восемнадцати лет;

учащимся старше восемнадцати дет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет.

Из анализа приведенных норм можно сделать вывод, что размер ответственности отличается, прежде всего, по кругу лиц, которые имеют право на возмещение. Круг лиц, имеющих право на единовременное возмещение в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О статусе военнослужащих» шире, так как включает всех членов семьи. Крут лиц, имеющих право на возмещение в соответствии со ст. 1088 ГК РФ, уже, он ограничен непосредственно иждивенцами, на долю которых приходилась при жизни военнослужащего какая-то конкретная часть его заработка.

Следовательно, Гражданский кодекс РФ гарантирует сохранение за иждивенцами именно той доли заработка, которую он получал при жизни военнослужащего и эта доля не уменьшается в зависимости от количества членов семьи, в том числе, и не находящихся на иждивении погибшего, на которых выплачивается единовременное возмещение.

То есть, размер ответственности, предусмотренный главой 59 ГК РФ, более высокий, чем размер ответственности, предусмотренный Законом РФ «О статусе военнослужащих».

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В связи с изложенным доводы стороны ответчика о том, что ответственность за причинение вреда наступает за виновное причинение вреда, судом не принимаются во внимание и не учитываются при вынесении решения по делу.

Данный вывод суда основан также и на положениях Постановления Конституционного Суда РФ от 15 июля 2009 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода" в соответствии с которым признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19 и 39, часть четвертую статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" в той мере, в какой она во взаимосвязи со статьей 1084 ГК Российской Федерации - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - позволяет правоприменительным органам отказывать в выплате ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии виновных противоправных действий органов внутренних дел, других государственных органов и их должностных лиц.

Аналогичные выводы содержатся и в Постановлении Конституционного Суда от 20.10.2010 N 18-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 1084 Гражданского кодекса РФ в связи с запросом Ногайского районного суда Республики Дагестан", в котором указано, что КС РФ постановил признать не противоречащими Конституции Российской Федерации положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку данные положения по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи со статьей 1084 ГК Российской Федерации в системе действующего правового регулирования не предполагают ограничение возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, которые имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в связи с его гибелью (смертью), наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смертью, наступившей вследствие увечья (ранения, контузии, травмы), полученного при исполнении обязанностей военной службы, выплатой только страховых сумм и единовременного пособия, в том числе при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц, и направлены в том числе на восполнение указанным гражданам имущественных потерь, причиненных смертью кормильца, с тем чтобы причитающиеся им в соответствии с законодательством выплаты в совокупности не могли бы быть меньше той части заработка (денежного довольствия), которая приходилась на долю каждого из них при жизни военнослужащего.

В силу приведенных правовых позиций выплаты в возмещение вреда членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы либо умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, которые имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца, в совокупности не могут быть меньше части заработка (денежного довольствия), приходившейся на их долю при жизни кормильца. В противном случае правовое регулирование не будет достигать цели, для которой оно предназначено, а именно возместить таким гражданам вред, причиненный потерей кормильца.

Согласно Конституции Российской Федерации, Российская Федерация как социальное государство обязано стремиться к максимальному социальному эффекту в сфере защиты здоровья граждан и возмещения им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими трудовой (служебной) деятельности, используя для этого все необходимые правовые средства, включая частноправовые (страхование, возмещение вреда) и публично-правовые (государственное и социальное страхование, социальное обеспечение, денежные компенсации) институты.

По смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е"), служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на этих лиц, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1) и 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

Исходя из приведенной правовой позиции, государство призвано гарантировать сотрудникам милиции возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности - предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере не худших по сравнению с другими категориями граждан.

Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного здоровью сотрудников милиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей, может осуществляться в различных юридических формах, в том числе в форме установленного в целях обеспечения социальных интересов этих лиц и интересов государства обязательного государственного страхования их жизни и здоровья, которое финансируется за счет бюджетных средств (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации, Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"), в форме гражданско-правового (деликтного) возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции (статья 1084 ГК Российской Федерации), в форме предоставления единовременного пособия и денежной компенсации (части третья и четвертая статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции").

Таким образом, указанные требования истцов нельзя признать требованиями о повторной выплате денежных сумм в возмещение вреда.

В связи с чем, не состоятельными судом признаны и доводы представителя ответчика о том, что МВД РФ в отношении истцов обязательства по возмещению вреда, причиненного смертью кормильца, установленные действующим законодательством, выполнены в полном объеме.

В силу от 1089 ГК РФ лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка, (дохода) умершего, определенного но правилам статьи 1086 ГК РФ, которую они получали, имели право получать на свое содержание при его жизни. При определении возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком (доходом) включаются получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты.

Согласно ст. 1086 ГК РФ среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления обшей суммы его заработка за двенадцать месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья, на двенадцать.

Частью 5 этой же статьи предусмотрено, что если в заработке (доходе) потерпевшего произошли до причинения ему увечья или иного повреждения здоровья устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда потерпевшего) при, определении его среднемесячного заработка (-дохода) учитывается только заработок (доход), который он получал или должен был получить после соответствующего изменения. Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены,

Согласно ст. 1091 ГК РФ в редакции 26 ноября 2002 года (Федеральный закон от 26.11.2002 N 152-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"), суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке.

В силу ст. 318 ГК РФ, сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью - индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О статусе военнослужащих», военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе».

Из справки № от дд.мм.гг., выданной войсковой частью № следует, что К. заключил контракт с начальником Владикавказского высшего военного Краснознаменного командного училища с дд.мм.гг. на время обучения в училище и пять лет военной службы после его окончания сроком до дд.мм.гг.. На момент его гибели дд.мм.гг. выслуга лет по контракту составила 06 лет 03 мес. 08 дней.

Контракт был заключен с Министерством внутренних дел РФ. Военная служба - форма реализации права на труд.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ, обеспечение условий труда, отвечающих требованиям безопасности - обязанность работодателя. Следовательно, суд считает правильным взыскать денежные суммы в возмещение вреда в связи со смертью кормильца с Министерства внутренних дел РФ, как основного федерального органа, в котором К. проходил военную службу.

Согласно ст. 37 ч. 1 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов, исполнения должностных обязанностей, выполненияприказа или распоряжения, отданных командиром.

Из справки № от дд.мм.гг. выданной в/ч № следует, что капитан К. погиб дд.мм.гг. при выполнении служебно-боевых задач в Чеченской республики.

В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части № от дд.мм.гг. капитан К. исключен из списков личного состава части в связи со смертью, наступившей дд.мм.гг. от взрывной травмы, осколочного сквозного проникающего ранения груди и живота в повреждениями внутренних органов, острой массивной кровопотери. Смерть связана с исполнением обязанности военной службы.

Согласно заключения заместителя командующего группировкой ВВ МВД России в СКР по безопасности перевозок полковника В., причиной гибели К. явилось нарушение правил Положения по планированию, организации и обеспечению безопасности перевозок войск, допущенных начальником штаба бригады ВВ, давшего распоряжение на выдвижение колонны в район в СНП Дышне-Ведено ЧР.

Из извещения военного комиссариата Кировского района Ставропольского края следует, что капитан К. 1977 года рождения погиб от огнестрельного приникающего ранения грудной клетки, огнестрельного проникающего ранения брюшной полости в области печени в республики Чечня.

Постановлением главы администрации Советского сельского совета Кировского района Ставропольского края от дд.мм.гг. К. назначен опекуном над несовершеннолетним внуком К.

Учитывая, что смерть К. связана с исполнением обязанностей военной службы, суд считает, что исковые требования о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, являются законными и обоснованными.

После гибели К. остались несовершеннолетний сын К. дд.мм.гг. года рождения, который проходит обучение в Кронштадском морском военном корпусе. Законным представителем несовершеннолетнего является его опекун К. После гибели отца и сына семья К. нуждаетсяв материальной помощи, так как заработная плата погибшего являлась значительнымисточником существования.

Из справки № от дд.мм.гг., выданной Кронштадским морским военным корпусом следует, что К. с дд.мм.гг. обучается в указанном морском кадетском корпусе в 7 учебной роте в 8 классе по настоящее время и с дд.мм.гг. находится на государственном обеспечении по нормам и лимитам МО РФ.

Решениями Кировского районного суда Ставропольского края от дд.мм.гг. и дд.мм.гг. установлены юридические факты нахождения К. и К. на иждивении у К.

Установленное позволяет суду прийти к выводу о том, что капитан К., проходивший службу по контракту в войсковой части № внутренних войск МВД РФ погиб дд.мм.гг. при выполнении служебно-боевых задач в Чеченской Республике, а также о том, что у него на иждивении находились его родители К., К. и несовершеннолетний сын К.

Из справки, выданной войсковой частью № от дд.мм.гг. №, судом установлено, что на момент смерти К. дд.мм.гг., его ежемесячное денежное довольствие составляло __ рубль; на дд.мм.гг. его ежемесячное денежное довольствие составляло бы __ рубля 60 копеек.

Нетрудоспособным гражданам, состоящим на иждивении кормильца и имевшимправо на возмещение вреда в связи с его смертью, вред определяется в размере доходаумершего за вычетом доли на него самого и трудоспособных граждан, состоявших на егоиждивении. Согласно представленному истцами расчету, размер возмещения вреда на иждивенца составляет (__) = __ руб. 15 коп.

В соответствии со ст. 208 ГК РФ требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

В силу данных обстоятельств суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу каждого из истцов за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. сумму возмещения ущерба, которая, согласно представленному расчету, составляет: __ руб. 15 коп. х 36 месяцев = __ руб.40 коп.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.10.2010 N 18-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ногайского районного суда Республики Дагестан», членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего пенсии по случаю потери кормильца назначаются на условиях, льготных по сравнению с предусмотренными для назначения трудовых пенсий по случаю потери кормильца. Так, размер пенсии по случаю потери кормильца-военнослужащего составляет 40 процентов его денежного довольствия на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не менее 200 процентов социальной пенсии, тогда как соответствующая трудовая пенсия исчисляется исходя из приобретенных пенсионных прав умершего кормильца (накопленного пенсионного капитала), распределенных пропорционально между всеми нетрудоспособными членами семьи, являющимися ее получателями; супруги погибших (умерших) военнослужащих имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца ранее достижения ими возраста, установленного для получения трудовой пенсии: женщины - с 50 лет, мужчины - с 55 лет, а в случае ухода за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, - независимо от возраста, трудоспособности и факта осуществления трудовой деятельности (часть первая статьи 30, пункт "а" статьи 36 и пункт "а" статьи 37 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; подпункт 3 пункта 2 статьи 9 и пункт 1 статьи 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Следовательно, К., К., К. должны получать пенсию по потере кормильца с дд.мм.гг. каждый в размере __ руб. 60 коп. х 40 % = __ руб. 84 коп. (согласно представленного расчета).

В рамках действующего правового регулирования для членов семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы либо умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, предусматриваются также ежемесячная доплата в размере 1000 рублей (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров") и, кроме того, для их детей - ежемесячное пособие в размере 1500 рублей, выплачиваемое до достижения ими возраста 18 лет (для ставших инвалидами до достижения возраста 18 лет - независимо от возраста), а детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до конца обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 1219 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)", Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 481 "О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)").

Таким образом, ежемесячные выплаты по потере кормильца у К., К. должны с дд.мм.гг. для каждого составлять __ рублей + __ рублей = __ рублей. Ежемесячные выплаты по потере кормильца у К. должны с дд.мм.гг. составлять __ рублей + __ рублей = __ рублей (согласно представленного расчета).

Вышеназванные приведенные истцами расчеты суд считает правильными.

Согласно документальных сведений, представленных центром социального обслуживания ГУВД по СК от дд.мм.гг.1 года № размер пенсии по случаю кормильца на К. составляет с дд.мм.гг. - __ руб. 02 коп.; № размер пенсии по случаю кормильца на К. с дд.мм.гг. - __ руб. 02 коп.; № размер пенсии по случаю кормильца на К. с дд.мм.гг. - __ руб. 02 коп.

В связи с указанными обстоятельствами, суд считает необходимым обязать Министерство Внутренних дел Российской Федерации в отношении К., К. произвести перерасчет размера выплат в счет возмещения вреда причиненного смертью кормильца, ежемесячно, начиная с дд.мм.гг..

В части возложения обязанности на МВД РФ произведения перерасчета размера пенсии, получаемой К., суд считает необходимым отказать.

Рассматривая требования истцов о возмещении морального вреда, суд признал обоснованными доводы представителя ответчика МВД РФ о том, что в соответствии с действующим законодательство, в частности ст. 1100 ГК РФ, иными нормами действующего законодательства. Действующее законодательство РФ не содержит нормы, прямо предусматривающей возмещение морального вреда при потере кормильца не причинителем вреда, а иным лицом.

Довод представителя ответчика о необходимости прекращения производства по делу, в связи с имеющимся по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям и кроме того вступившим в законную силу решением Кировского районного суда Ставропольского края от дд.мм.гг., которым в удовлетворении аналогичных заявленных требований К. и К. отказано, судом не принимается во внимание и не учитывается при вынесении решения по делу.

Данный вывод суда основан на том обстоятельстве, что основанием для возбуждения данного гражданского дела послужили новые основания, которые к моменту рассмотрения дела Кировским районным судом СК дд.мм.гг. не имелись.

Не принимаются во внимание и доводы представителя ответчика о том, что при определении размера взыскиваемых с МВД России компенсации вреда причиненного потерей кормильца как единовременно, так и ежемесячно, необходимо учитывать уже произведенные и производимые ежемесячно в счет компенсации вреда выплаты.

Данный вывод суда основан на положениях п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", в соответствии с которым в размер возмещения вреда не засчитываются выплачиваемые лицам в связи со смертью кормильца пенсии, заработок (доход), стипендия как до, так и после смерти кормильца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования К., К., К. к Министерству Внутренних Дел РФ, войсковой части № ВВ МВД РФ о возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства Внутренних дел Российской Федерации в пользу К. на содержание несовершеннолетнего К., в счет возмещения вреда причиненного смертью кормильца за период 3-х лет предшествующих обращению в суд __ рубль 14 копеек, единовременно.

Взыскать с Министерства Внутренних дел Российской Федерации в пользу К. счет возмещения вреда причиненного смертью кормильца за период 3-х лет предшествующих обращению в суд __ рубль 14 копеек, единовременно.

Взыскать с Министерства Внутренних дел Российской Федерации в пользу К. в счет возмещения вреда причиненного смертью кормильца за период 3-х лет предшествующих обращению в суд __ рубль 14 копеек, единовременно.

Обязать Министерство Внутренних дел Российской Федерации произвести перерасчет выплат по потере кормильца К. с дд.мм.гг., с учетом необходимости выплат ежемесячно __ рубля 15 копеек, с последующей индексацией.

Обязать Министерство Внутренних дел Российской Федерации произвести перерасчет выплат по потере кормильца К. с дд.мм.гг., с учетом необходимости выплат ежемесячно __ рубля 15 копеек, с последующей индексацией.

В удовлетворении исковых требований об обязывании Министерство Внутренних дел Российской Федерации произвести перерасчет выплат по потере кормильца в пользу К. на содержание несовершеннолетнего К., дд.мм.гг. года рождения, в счет возмещения вреда причиненного смертью кормильца начиная с дд.мм.гг., с учетом необходимости выплат ежемесячно __ рубля 15 копеек до его совершеннолетия, а в случае обучения в учебных учреждениях по очной форме обучения - до окончания учебы, но не более чем до 23 лет, с последующей индексацией, отказать.

В удовлетворении требований о взыскании с Министерства Внутренних дел Российской Федерации в пользу К., дд.мм.гг. года рождения, в счет возмещения морального вреда, причиненного смертью кормильца, __ рублей, отказать.

В удовлетворении требований о взыскании с Министерства Внутренних дел Российской Федерации в пользу К. в счет возмещения морального вреда, причиненного смертью кормильца, __ рублей, отказать.

В удовлетворении требований о взыскании с Министерства Внутренних дел Российской Федерации в пользу К. в счет возмещения морального вреда, причиненного смертью кормильца, __ рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение 10 дней.

Судья П.П.КУЛИК.