РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 апреля 2011 года город Новопавловск
Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кулик П.П., при секретаре Манниковой Ю.В., с участием представителя истца помощника прокурора Кировского района Худолеева В.М., Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда гражданское дело по иску Прокурора Кировского района в интересах Б. к Администрации Кировского муниципального района Ставропольского края о внеочередном обеспечении жилым помещением гражданина, как лица из числа детей-сирот,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района в интересах Б. обратился в суд с иском к Администрации Кировского муниципального района Ставропольского края о внеочередном обеспечении жилым помещением гражданина, как лица из числа детей-сирот.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района ФИО3 заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что в прокуратуру Кировского района с заявлением обратилась Б., дд.мм.гг. года рождения.
В ходе проверки её доводов установлено, что Б. находилась с дд.мм.гг. под попечительством С. на основании постановления главы администрации Орловского сельсовета Кировского района Ставропольского края от дд.мм.гг..
Постановлением главы администрации МО Орловского сельсовета Кировского района Ставропольского края от дд.мм.гг. Б. поставлена на льготную очередь граждан, из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жильём при администрации МО Орловского сельсовета. Закрепленного за ней жилья не имеется.
Местом проживания Б. является <адрес>, местом регистрации является <адрес>.
До настоящего времени, Б. ни жилым помещением, по договору социального найма, ни субсидией на приобретение жилья не обеспечена.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в связи с тем, что Б., относится к категории социально незащищённых лиц, что затрудняет его самостоятельное обращение в суд, за защитой своих прав как лица из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в суд вправе обратиться прокурор.
Просит суд обязать администрацию Кировского муниципального района Ставропольского края обеспечить во внеочередном порядке Б. жилым помещением в пределах установленных норм.
Б. поддержала доводы помощника прокурора Кировского района и просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Кировского муниципального района Ставропольского края Р. будучи надлежащим и своевременным образом уведомлённым о дате, месте и времени рассмотрения дела, своим ходатайством просил суд рассмотреть дело в его отсутствии, с учетом пояснений по данному гражданскому делу.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения явившихся участников процесса, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика, суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации Кировского муниципального района Ставропольского края.
В своем отзыве по поводу заявленных требований считал, что данные требования подлежат удовлетворению по тем основаниям, что в соответствии с Постановление главы администрации МО Орловского сельсовета Кировского района от дд.мм.гг. - Б., состоит на регистрационном учете по внеочередному обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ставропольского края № 7-кз от 16.03.2006 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, на основании Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» функции по обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории возложены на администрацию Кировского муниципального района, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций.В списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями) состоящих на учете на получение жилых помещений на 29.03.2011 года в Кировском муниципальном районе состоит 72 человека.
На основании вышеизложенного при наличии достаточного финансирования на выполнение указанных целей в соответствии с бюджетной росписью Б., будет обеспечена жилым помещением в установленном порядке.
Данное признание иска суд принимает, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, будучи надлежащим и своевременным образом уведомлённым о дате, месте и времени рассмотрения дела, своим ходатайством просил суд рассмотреть дело в его отсутствии, с учетом пояснений по данному гражданскому делу.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения явившихся участников, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие представителя третьего лица, суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.
Из представленных пояснений представителя третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края следует, что Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края ознакомилось с исковым заявлением прокурора Кировского района в защиту интересов Б. к администрации Кировского муниципального района Ставропольского края о внеочередном обеспечении жилым помещением в пределах установленных норм и сообщает, что пунктом 6 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в п. 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечивать эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности.
В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.
Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края.
Согласно Приложению 15 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2011 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Кировскому муниципальному району Ставропольского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2011 году выделено 8708,9 рублей.
В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления.
Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.
В соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса РФ - получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путемзаключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Считают, что администрацией Кировского муниципального района Ставропольского края не должным образом организована работа по расходованию средств с целью обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд, выслушав явившихся участников, изучив ходатайства и письменные пояснения администрации Кировского муниципального района, Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, исследовав материалы дела в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
Паспорт гражданина Российской Федерации <__> выдан дд.мм.гг. ОУФМС России по СК в Кировском районе Б., дд.мм.гг. года рождения, уроженке <адрес>, зарегистрированной дд.мм.гг. в <адрес>.
Из свидетельства о рождении <__> №, следует, что Б. родилась дд.мм.гг. и её родителями записаны Б. и К.
Согласно свидетельства о смерти серии <__> №, выданного дд.мм.гг. Отделом ЗАГС Управления ЗАГС <адрес>, дд.мм.гг. умерла К.
Как следует из приговора Кировского районного суда Ставропольского края от дд.мм.гг., Б. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 105 УК РФ и ему назначено в виде <__> лишения свободы со штрафом в сумме <__> рублей.
Решением Тогучинского районного суда Новосибирской области от дд.мм.гг., Б. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Б. и Б.
В соответствии с постановлением главы администрации Орловского сельсовета Кировского района от дд.мм.гг., С. назначена опекуном над несовершеннолетними Б. и Б. Кроме того Б. и Б. поставлены на льготную очередь для внеочередного предоставления жилья.
Согласно справки, выданной Администрацией МО Орловского сельсовета Кировского района Ставропольского края, Б., <__> года рождения на территории МО Орловского сельсовета Кировского района СК собственного жилья и домовладения не имеет.
Из справки от дд.мм.гг., выданной Новопавловским филиалом ГУП СК КТИ по Ставропольскому краю, следует, что Новопавловский филиал ГУП СК «Крайтехинвентаризация» не располагает сведениями о наличии объектов недвижимости Б., <__> года рождения.
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав недвижимости за Б., дд.мм.гг. года рождения отсутствуют.
Конституцией РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 ч.2): материнство и детство. Семья находится под защитой государства (ст. 38 ч.1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях..., в том числе при прекращении опеки (попечительства)... вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в думских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
В соответствии с указанными Федеральным законом и законом Ставропольского края, Б. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 7 ст. 1 и ст. 2 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Кировского муниципального района Ставропольского края, наделены органы местного самоуправления Кировского муниципального района СК.
Таким образом, судом установлено, что Б. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ и ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, однако, до настоящего времени ни жилым помещением по договору социального найма, ни субсидией на приобретение жилья не обеспечена.
Поэтому суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Кировского района в интересах Б. к Администрации Кировского муниципального района Ставропольского края о внеочередном обеспечении жилым помещением гражданина, как лица из числа детей-сирот, удовлетворить.
Обязать администрацию Кировского муниципального района Ставропольского края обеспечить во внеочередном порядке Б. жилым помещением в пределах установленных норм.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
СУДЬЯ П.П. КУЛИК.