решение от 15.08.2011 г. по иску Скрипченко к ГУУПФ РФ о признании права на назначение трудововой пенсии по случаю потери кормильца



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2011 года                                                               город Новопавловск

Кировский районный суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Масленникова Е.А.

при секретаре Мотенко Т.Ю.

с участием представителя истца Скрипченко Т.П. - Шевченко Л.И., действующей на основании доверенности от 18.07.2011 г.,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ по Кировскому району Метусова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Скрипченко Т.П. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Ставропольского края о признании права на назначение трудовой пенсии по случаю потери кормильца и проведении перерасчета со дня смерти,

УСТАНОВИЛ:

Скрипченко Т.П. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Кировскому району Ставропольского края о признании права на назначение трудовой пенсии по случаю потери кормильца и проведении перерасчета со дня смерти.

        Из искового заявления следовало, что 10.02.2011 года умер её муж С..

На день смерти С. она находилась на его иждивении.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона от 17.12.2001г.№ 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

В соответствии с п.п.З п.2 ст. 9 Закона от 17.12.2001г.№ 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет, либо являются инвалидами.

Она является нетрудоспособной супругой умершего С., и имеет право на получении пенсии по случаю потери кормильца.

09 июня 2011 года она обратилась в ПФ с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по случаю кормильца, предоставив все необходимые документы, в том числе: паспорт, подтверждающий её возраст, свидетельство о браке 1-ПО от ДД.ММ.ГГГГ и справку о составе семьи.

Протоколом решения об отказе в назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца от ДД.ММ.ГГГГ за ей отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца по той причине, что как считает ответчик, она не предоставила документы, подтверждающие родственные отношения с умершим.

Причиной отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца явилось то, что в свидетельстве о браке ПО от выданном Дубовским сельским советом <адрес> ЧИАССР фамилия супруга, а так же фамилии присвоенные супругам после регистрации брака указаны, как «Скрыпченко», в то время как в свидетельстве о смерти фамилия супруга указана, как «Скрипченко», фамилия в предоставленном паспорте так же значится как «Скрипченко».

Долгую совместную жизнь они с супругом прожили, не обращая внимания на данную ошибку в написании фамилии супруга и фамилии супругов в свидетельстве о регистрации брака.

После регистрации брака в паспорте её фамилия была указана         «Скрипченко», что подтверждается паспортом гражданина СССР, выданном ДД.ММ.ГГГГ. В данном паспорте на листе «семейное положение» супругом указан «С., 1936 года рождения».

Фамилия её супруга в паспорте СССР так же указана, как «Скрипченко». В графе «семейное положение» указано, что он состоит в браке с П., 1937 года рождения. Брак зарегистрирован Дубовским с/с.

До брака её девичья фамилия была «Понамарева», однако у нее не сохранилось свидетельство о рождении, чтобы подтвердить данный факт.

В свидетельстве о рождении ПО от ДД.ММ.ГГГГ, выданном Дубовским с/с <адрес> ее дочери П., в графе мать указана «П.», в графе «отец» стоит прочерк, так как она родила дочь до регистрации брака.

Справка о составе семьи за исх. от ДД.ММ.ГГГГ выданная и.о. главы города Новопавловска ФИО22. З. указывает на то, что умерший С. на день смерти был зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>. В графе « состав семьи» указана жена Скрипченко Т.П., 1937 года рождения.

Место и дата её рождения, указанные в её паспорте и паспорте супруга, свидетельстве о браке совпадают. Год рождения её супруга совпадает в свидетельстве о смерти, паспорте гражданина СССР.

Получить актовые записи о её рождении и регистрации брака в настоящее время не представляется возможным, потому что республиканский архив <адрес> полностью уничтожен.

В связи с тем, что ей отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца и тем самым нарушены её социальные права, она вынуждена обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

           Просит признать за ней право на назначение пенсии по случаю потери кормильца, и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Ставропольского края назначить ей пенсию по случаю потери кормильца и произвести перерасчет со дня смерти кормильца, т.е. с 10.02.2011 года.

В судебном заседании представитель истца Скрипченко Т.П. - Шевченко Л.И. просила исковое заявление удовлетворить, и признать за Скрипченко Т.П. право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца, обязав ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Кировскому району Ставропольского края, назначить указанную пенсию со дня смерти умершего кормильца, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ГУ-УПФ РФ по Кировскому району Метусов Н.А. исковые требования не признал и пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ Скрипченко Т.П. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 названной статьи нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии с пунктом 4 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда РФ и ПФР от ДД.ММ.ГГГГ па к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца, должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству, о смерти, о страховом стаже, о среднемесячном заработке умершего кормильца за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до января 2002 года в течение трудовой деятельности, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем, подтверждающие нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении умершего кормильца.

Согласно пункту 37 Перечня от ДД.ММ.ГГГГ в качестве документов, подтверждающих родственные отношения, предъявляются: свидетельство о браке, копия записи актов гражданского состояния, а в необходимых случаях решение суда об установлении данного факта.

       Для назначения пенсии заявительницей были представлены: паспорт гражданина Российской Федерации серии 07 03 , выданный ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на имя Скрипченко Т.П., свидетельство о браке серии 1-ПО от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Дубовским с/советом <адрес> ЧИАССР, согласно которому в брак вступает С. и Понамарева Т.П., после заключения брака присвоены фамилии: мужу -Скрыпченко, жене - Скрыпченко, свидетельство о смерти С. серии П-ДН , выданное отделом ЗАГС Управления записи актов гражданского состояния <адрес>.

При приеме документов Скрипченко Т.П. было разъяснено о несоответствии в написании фамилий в свидетельстве о браке и свидетельстве о смерти, в связи с чем возникла необходимость в представлении справки о заключении брака либо решении суда об установлении факта родственных отношений.

Просил суд в удовлетворении заявленных требований Скрипченко Т.П. оказать.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, пришел к выводу об обоснованности исковых требований Скрипченко Т.П. и необходимости их удовлетворения.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 9 вышеназванного закона, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.

Свидетели М. и Щ. суду показали, что они знают семью Скрипченко - Татьяну Петровну и Николая Степановича более 20 лет, поскольку проживают по соседству. Они всегда считали что их фамилия Скрипченко, они видели некоторые их документы и в них их фамилия была указана как Скрипченко.

У суда нет оснований сомневаться в правдивости показаний истца и свидетелей, так как они объективно подтверждаются следующими доказательствами, представленными в состязательном процессе в соответствии со ст. 56 ГПК РФ:

Суду представлен паспорт серии 0703 , выданный ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>, на имя Скрипченко Т.П..

Согласно свидетельства о браке 1-ПО от 06/02/1959, выданном Дубовским сельским советом <адрес> ЧИАССР фамилия Скрыпченко, а так же фамилии присвоенные супругам после регистрации брака указаны, как «Скрыпченко».

Согласно паспорта СССР фамилия С. указана как «Скрипченко».

Согласно паспорта СССР фамилия Скрипченко Т.П. так же указана как «Скрипченко».

Согласно справки серии № МСЭ - 2006 Скрипченко Т.П. является инвалидом второй группы бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно свидетельству о смерти 11 - ДН , выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния <адрес>, С., 1936 года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ о чем составлена запись акта о смерти .

Из извещений и 402 от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии акта гражданского состояния усматривается, что запись акта о рождении С. и запись акта о заключении брака С. и П. в архиве отдела ЗАГС <адрес>, ЧР не сохранились (проверка произведена за временный период и архивный фонд сохранен с августа 1996 года).

На основании вышеприведенных доказательств суд считает установленным, что Скрипченко Т.Н. является супругой умершего С. и ко дню его смерти она действительно находилась на его иждивении.

Как следует из протокола решения об отказе в назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца от ДД.ММ.ГГГГ, Скрипченко Т.П. отказано в назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с тем, что в свидетельстве о браке между С. и П., после заключения брака супругам присвоена фамилия « Скрыпченко», а в свидетельстве о смерти указано, что умер С.

Суд не может согласиться с доводами ответчика об отказе в принятии свидетельства о браке 1-ПО , выданного Дубовским с/советом Каргалинского района ЧИАССР, ДД.ММ.ГГГГ, в котором неправильно указано фамилия супругов «Скрыпченко» вместо «Скрипченко».

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Поскольку Пенсионный фонд отказал Скрипченко Т.П. в назначении ей пенсии по потере кормильца, тем самым нарушив ее права, суд признал обоснованными доводы истца о правомерности её обращения в суд с иском о признании права, а не об установлении юридического факта принадлежности документа.

Статья 39 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в других случаях, установленных законом.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Вышеизложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что отказ ГУ УПФ РФ по Кировскому району СК Скрипченко Т.П. в назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца нельзя признать законным и обоснованным.

Установленные в судебном заседании фактические обстоятельства явились основанием для удовлетворения исковых требований Скрипченко Т.П. в части признания её права на получение пенсии по случаю потери кормильца и назначения такой пенсии со дня смерти умершего кормильца, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 18, 55 Конституции Российской Федерации, п. п. 10 п. 1 ст. 28, ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 12 ГК РФ, ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Скрипченко Т.П. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Кировскому району Ставропольского края о признании права на назначение трудовой пенсии по случаю потери кормильца и проведении перерасчета - удовлетворить.

Признать за Скрипченко Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой ст. <адрес> <адрес>, право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Ставропольского края назначить Скрипченко Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ст. <адрес> Чечено-Ингушской АССР пенсию по случаю потери кормильца и произвести перерасчет со дня смерти с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

         Судья                                                                               Е.А. Масленников.