Решение от 02.12.2011 года по гражданскому делу № 2-827/2011 о признании права на получение в собственность земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 декабря 2011 года                                                    город Новопавловск             

Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кулик П.П., при секретаре М, с участием: представителя истца С - Ф, действующего на основании доверенности, представителя ответчика администрации муниципального образования станицы <адрес> Т, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда <адрес> гражданское дело по иску С к Администрации Муниципального образования станицы <адрес> и администрации Кировского муниципального района <адрес>о признании права на получение в собственность земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения,

УСТАНОВИЛ:

Истец С обратился в суд к ответчикам Администрации Муниципального образования станицы <адрес> и администрации Кировского муниципального района <адрес>о признании права на получение в собственность земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения.

В судебном заседании представитель истца Ф доводы, указанные в исковом заявлении поддержал в полном объеме, при этом пояснил, что С проживает на территории МО станицы <адрес>, по адресу: СК <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время.

С ДД.ММ.ГГГГ он был принят в члены колхоза «<данные изъяты>» <адрес> СК и уволен ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.

На территории <адрес> располагался и действовал колхоз «<данные изъяты>». В соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлениями Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» в ДД.ММ.ГГГГ годах была произведена приватизация сельскохозяйственных угодий колхоза «<данные изъяты>» <адрес>.

Данная приватизация была осуществлена путем деления сельскохозяйственных угодий на условные земельные доли, без определения границ на местности, с передачей земли гражданам на праве общей собственности.

Согласно Конституции РСФСР, действовавшей до 1993 года, земля, недра, воды, растительный и животный мир являлись достоянием народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992 ода № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» в списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, включаются:

- работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающих на их территориях;

Однако С, как работник колхоза, по неизвестным ему причинам, не был внесен в список лиц, имеющих право на получение земли в собственность, и соответственно ему не была предоставлена земля. Весной ДД.ММ.ГГГГ года С стало известно, что он может получить в собственность земельную долю как бывший работник колхоза.

В ДД.ММ.ГГГГ года С обратился в администрацию МО станицы <адрес> с просьбой о предоставлении ему в собственность земельной доли. Но ему так и не ответили, (уведомление о вручении письма от ДД.ММ.ГГГГ)

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и законом Ставропольского края от 11.10.2002 г. № 42-кз «Об упорядочении отношений по использованию земельных долей на территории Ставропольского края» в 2006 году была произведена инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения в целях выявления неиспользуемых земельных долей в праве обшей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, собственники которых на реализовали свое право на распоряжение ими в течение трех лет, либо неизвестны. В результате инвентаризации было установлено наличие невостребованных земель в количестве 843,6 га. Решением Совета Кировского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данные земли сельскохозяйственного назначения были переданы в распоряжение (управление) администрации МО <адрес>.

В соответствии с абз. 5 п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут предоставляться гражданам в собственность на безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 11.10.2002 года № 42-кз «Об упорядочении отношений по использованию земельных долей на территории Ставропольского края» обособленные в отдельные земельные участки в счет невостребованных земельных долей, обращаются в собственность Ставропольского края. В настоящее время Правительство Ставропольского края не обратило невостребованные земли в собственность Ставропольского края, в связи, с чем Правительство Ставропольского края так же не является собственником указанных земельных долей.

В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы (нормативно-правовые акты), отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В силу того, что права С на получение в собственность земельной доли нарушены, он вынужден, обратится за их защитой в суд.

На основании изложенного просит суд удовлетворить исковые требования признать за С право на получение в собственность земельной доли сельскохозяйственного назначения размером 4.9 гектара (пашни) из земель, находящихся в фонде невостребованных земель для сельхозпроизводства администрации муниципального образования станицы <адрес>, бесплатно; обязать администрацию муниципального образования станицы <адрес> выделить С в собственность земельную долю сельскохозяйственного назначения размером 4.9 гектара (пашни) из земель, находящихся в фонде невостребованных земель для сельхозпроизводства администрации муниципального образования станицы <адрес>.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО станицы <адрес> Т, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований С о выделении ему бесплатно земельного участка сельхозназначения в связи с тем, что истцом не предоставлено достоверных сведений о включении его в список лиц, имеющих право на получение указанной земельной доли. Кроме того, просила учесть, что на ДД.ММ.ГГГГ были утверждены списки лиц, не востребовавших земельные доли в ОАО «<адрес> (смерть, выбытие за пределы хозяйства) и в указанный список С не включен. В случае удовлетворения его требований, этот список претерпит изменения, и кто-то из этого списка будет лишен своей доли, что недопустимо, поскольку раздел земельного массива, сформированного в счет невостребованных долей, возможен не иначе как по требованию собственников таких долей.

Просила также учесть, что Администрация МО <адрес> не является собственником этих земель и не может распоряжаться ими. С заявлением, в порядке ст. 12.1, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", орган местного самоуправления <адрес> о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными, в суд не обращался.

Представитель ответчика администрации Кировского муниципального района <адрес>, будучи надлежащим и своевременным образом уведомлённым о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщив суду об уважительности причин своей неявки, но суд считает возможным рассмотреть дело без его участия, ввиду отсутствия возражений процессуальных участников.

Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства <адрес>, будучи надлежащим и своевременным образом уведомлённым о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, но своим письменным заявлением просил дело рассмотреть без его участия, возражая против удовлетворения заявленных требований, ввиду отсутствия законных оснований.

При таких обстоятельствах, с учётом мнения представителя истца, представителя ответчика Администрации МО ст. <адрес>, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие не явившегося представителя ответчика Администрации Кировского муниципального района <адрес>, а также представителя третьего лица Министерства сельского хозяйства <адрес>, суд в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ, посчитал возможным и рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика Администрации Кировского муниципального района <адрес> и третьего лица Министерства сельского хозяйства <адрес>, с направлением надлежаще заверенной копии решения, принятого по существу рассматриваемого искового заявления.

Суд, заслушав представителя истца по делу, представителя ответчика Администрации МО ст. <адрес>, изучив письменный отзыв Министерства сельского хозяйства <адрес>, пришёл к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В судебном заседании установлено, что С зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ года и проживает в ст. <адрес> по настоящее время.

          Факт его работы в колхозе <данные изъяты>» <адрес> подтверждается записями в трудовой книжке, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ С принят в члены колхоза <данные изъяты>» <адрес> и уволен ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.

Из ответа Архивного отдела Администрации Кировского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что С в списках, наделенных земельными паями СХП «<данные изъяты>» не значится.

Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации, а также ст. ст. 13 - 23 Федерального Конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 года), на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации вправе издавать Постановления и распоряжения, обеспечивать их исполнение. При этом Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации не могут противоречить Конституции Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации и федеральным законам.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановлений от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 6 марта 1992 года N 138 "О ходе развития аграрной реформы в России", от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" и от 1 февраля 1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев", принятых Правительством Российской Федерации, проведена приватизация колхозов, совхозов и приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий.

Названные в заявлении С Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов, совхозов» и от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», а также Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года N 213 были приняты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года N 213 в список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, включены работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).

В настоящее время нормативные правовые акты, послужившие основаниями к принятию указанных постановлений и указа, вошли в противоречие с действующим федеральным законодательством, а поэтому признаны утратившими силу или действуют в части, не противоречащей законодательству.

Так, Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов, совхозов» и от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.12.2002 года № 912, утратили силу с 27 января 2003 года.

Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года N 213, на основании Указа Президента РФ от 25.02.2003 года № 250, признан недействующим.

Таким образом, право на бесплатное получение работниками колхозов и совхозов земельного и имущественного пая, названными утратившими силу нормативными правовыми актами, преобразовалось в право на получение земельного участка в собственность в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ним Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Поскольку порядок получения земельных участков в собственность в настоящее время определен в Федеральном законе от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в связи с чем, суд приходит к выводу, что положения Постановлений Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов, совхозов» и от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», а также Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года N 213 в части права на бесплатное получение земельных участков работниками колхозов и совхозов в собственность, противоречат названному Федеральному закону, а поэтому не могут быть применены.

Таким образом, указанные правовые акты, регулирующие порядок бесплатного наделения граждан землей, прекратили свое действие, и бесплатная передача земли в собственность в настоящее время ограничена только случаями прямо указанными в законе.

Судом установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ утвержден список лиц, не востребовавших земельные доли в ОАО «<данные изъяты> (смерть, выбытие за пределы хозяйства) и в указанный список С не включен.

Анализ норм земельного законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что статья 10 ФЗ РФ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ содержит положения о юридической судьбе земельных участков из фонда невостребованных земель, то есть о таких участках, которые по каким-либо причинам не были приватизированы в 1992 - 1994 годах.

Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам в собственность на безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Таковым случаем, в соответствии с указанным федеральным законом, признается возможность выделения земельного участка: а) гражданину для ведения крестьянско-фермерского хозяйства; б) с/х организации для с/х производства, если это предусмотрено законом субъекта РФ.

Судом достоверно, из пояснений представителя истца установлено, что целью получения С земельного участка сельскохозяйственного назначения является последующая сдача его в аренду и получения натур. оплаты за него. Создавать крестьянско-фермерское хозяйство в настоящее время С не желает, у него есть подсобное хозяйство, которое он намерен содержать, в том числе и за счет натуроплаты, получаемой им от сдачи в аренду указанного земельного участка, в случае его выделения.

Одновременно суд приходит к выводу о том, что С, как член колхоза, мог реализовать свое право на бесплатное предоставление земельного участка только при реорганизации колхоза <данные изъяты>, в соответствии с действовавшим на тот период законодательством. Однако этого С сделано не было, поскольку на момент реорганизации колхоза <данные изъяты> он с заявлением о предоставлении ему земельного участка не обращался.

Согласно представленным в судебном заседании представителем ответчика администрации МО <адрес> доказательств, судом установлено, что указанный орган местного самоуправления, в настоящее время не является собственником невостребованных земельных долей, расположенных на территории указанного муниципального образования.

В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Как установлено в судебном заседании, администрация МО <адрес> в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, не обращалась. Доказательств об обратном, сторонами в состязательном процессе, суду не предоставлено.

Соответственно, указанный орган местного самоуправления не может предоставить в собственность истцу земельный участок из состава земель фонда невостребованных земель, поскольку не является собственником этих земель и не может распоряжаться ими.

         Таким образом, в связи с принятием Земельного Кодекса РФ, а также Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ранее принятые нормативные акты, регулирующие порядок бесплатного наделения землей, прекратили свое действие, и бесплатная передача земли в собственность ограничена только случаями прямо указанными в законе, в т.ч. в ст. 78 Земельного кодекса РФ и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", что не может в настоящее время повлечь правовых последствий для С на возможность получения им в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Истцом суду не представлено доказательств того, что он в установленном законом порядке, в период действия Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года N 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», был включен в списки лиц для наделения земельным паем из земель сельскохозяйственного назначения при приватизации сельхозпредприятий <адрес>, но право на получение в собственность земельного участка не реализовал по уважительной причине.

Утверждения представителя истца о том, что о своем праве на участие в приватизации С узнал только ДД.ММ.ГГГГ года, в ходе судебного разбирательства не нашли своего объективного подтверждения. Его ссылка на письменное заявление С от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию ст. <адрес> о предоставлении ему указанного земельного участка, никоим образом не свидетельствует об этом.

Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований С и необходимости отказа в их удовлетворении.

         На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований С к Администрации Муниципального образования станицы <адрес> и администрации Кировского муниципального района <адрес> о признании права на получение в собственность земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения, отказать.

Отказать С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> <адрес>, в признании за ним права на получение в собственность земельной доли сельскохозяйственного назначения размером 4,9 Га (пашни) из земель, находящихся в фонде невостребованных земель для сельхозпроизводства администрации муниципального образования станицы <адрес>, бесплатно.

Отказать С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> <адрес>, в обязывании администрации муниципального образования станицы <адрес> выделить ему в собственность земельную долю сельскохозяйственного назначения размером 4,9 га (пашни) из земель, находящихся в фонде невостребованных земель для сельхозпроизводства администрации муниципального образования <адрес>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение 10 дней.

Судья                                                                                              П.П.КУЛИК.